Подготовка воспитательного мероприятия
1. Каждое воспитательное мероприятие является одним из звеньев в общей цепи дел классного коллектива учащихся направленных на достижение общей цели воспитания и развития личности. 2. Воспитательное мероприятие имеет свою цель, достижение которой призвано способствовать решению конкретных задач по формированию личности учащегося и осуществлению комплексного подхода к воспитанию – учить, воспитывать, формировать, развивать. 3. Воспитательное мероприятие представляет собой сложную систему и состоит из ряда взаимосвязанных этапов: I - этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели; 4. Наряду с задачами воспитательного мероприятия, вытекающими из его главной цели, каждый из перечисленных этапов, имея определенную специфику, решает свои задачи по формированию у учащихся различных черт и качеств: аналитических, организаторских, коммуникативных, конструктивных и т.д. 5. На каждом этапе мероприятия используются различные методы и приемы педагогического воздействия и взаимодействия с учащимися, воспитанниками, родителями, направленные на достижение общей цели и задач мероприятия, а также на решение задач конкретного этапа. I. Этап анализа предшествующей педагогической ситуации и формулировки цели Предшествующая педагогическая ситуация или обстановка складывается из определенных периодов жизни коллектива, проводимых ранее мероприятий с их воспитательным влиянием на учащихся. Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа - объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.
II Этап планирования (моделирования) воспитательного мероприятия Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. От планирования воспитательного мероприятия в значительной степени зависит его качество и эффективность работы в целом. Вместе с тем при коллективном подходе к осуществлению планирования, его правильной организации у школьников развивается чувство коллективизма и ответственность за порученное дело. План составляется педагогом с привлечением обучающихся и воспитанников. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством классного руководителя (основы самоуправления). Учащиеся учатся правильно распределять свое время, силы, средства, выделять главное, развивают логику мышления. III. Этап организации мероприятия Этап организации мероприятия является самым важным для учащихся в плане формирования таких качеств, как ответственность за порученное дело, умение довести начатое до конца, умение организовать учащихся на выполнение того или иного задания и поручения, проконтролировать и проанализировать их действия. Правильная постановка организации любого дела призвана способствовать развитию детского творчества, инициативы, самодеятельности, самоуправления в ученическом коллективе. IV. Этап проведения мероприятия Данный этап является центральным и призван способствовать реализации главной цели мероприятия и его задач. Этот этап характеризуется тем, что при проведении мероприятия, ярко видны все достоинства и недостатки, связанные с его подготовкой и организацией.
V. Этап подведения итогов 1. Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач. ВС есть развивающееся явление. Она создается, совершенствуется, регрессирует, обновляется и умирает. Развитие системы – процесс управляемый. Чтобы успешно управлять ее развитием, надо ясно представлять закономерности, тенденции и этапы процесса. Любая воспитательная система проходит в своем развитии четыре стадии, такие как: 1. этап становления 2. этап стабильного развития 3. этап завершающий 4. этап обновления и перестройки системы. Для каждого этапа характерны специфические задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. Рассмотрим более подробно составляющие ВСШ. ВСШ должна состоять из следующих разделов: 1. Краткая справка об общеобразовательном учреждении. 2. Концепция воспитательной системы, где в общих чертах могут быть описаны ее компоненты: - цели; - основные виды совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение данных целей; - отношения, складывающиеся между основными ее субъектами; - характер взаимоотношений с окружающей средой; - особенности управления воспитательной системой. 3. Подробное описание основных способов достижения целей воспитательной системы (сценарные разработки конкретных дел, акций, других мероприятий даются в Приложении).
4. Управление общеобразовательным учреждением как воспитательной системой: - планирование процесса воспитания; - организация работы педагогических кадров; - поддержка мотивации воспитательной деятельности педагогов; - контроль процесса воспитания. 5. Приложения, которые могут содержать в себе: - должностные инструкции педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в ОУ; - планы работы педагогов, осуществляющих воспитательный процесс в ОУ; - сценарные разработки наиболее важных дел, событий, акций, мероприятий или методические рекомендации к их проведению; - тексты диагностических опросников, используемых для осуществления контроля процесса воспитания. На что обращать внимание! 1. Компактность и информативность представленной справки об ОУ. 2. Соответствие представленной концепции следующим требованиям: - сформулированная в концепции цель (цели) воспитательной системы актуальна для данного ОУ, ее постановка исходит из наличных проблем данного ОУ, ее достижение отслеживается по четким и понятным критериям; - указываемые в концепции основные виды совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение поставленных целей, носят отчетливо выраженный воспитывающий характер; - в концепции четко выделена системообразующая деятельность, называются факторы, делающие ее привлекательной для большинства воспитанников, приводятся доказательства того, что педагоги хорошо владеют способами самостоятельной и совместной с детьми организации этой деятельности; показывается, каким образом в рамках этой деятельности достигаются цели воспитательной системы; - в концепции названы пути и способы гармонизации деловых и неформальных отношений между основными субъектами воспитательной системы; - в концепции описаны характер и особенности взаимодействия ОУ с окружающей его средой; - в концепции названы приоритеты управленческой деятельности администрации ОУ;
- сама концепция не противоречива, реализуема и соответствует имеющимся у ОУ ресурсам (кадровым, материально – техническим, финансовым и др.); - не приветствуется наличие в концепции абстрактных и наукообразных рассуждений о методологических основаниях, парадигмах, принципах, подходах к воспитанию вообще и воспитательной системе в частности. 3. Соответствие представленных в описании основных способов достижения целей воспитательной системы следующим требованиям: - все называемые авторами способы описаны подробно и понятным другим педагогам языком, наукообразие не приветствуется; - выбор способов целесообразен и грамотно обоснован; - воспитательное значение этих способов очевидно или разъяснено авторами; - очевидна высокая степень участия обучающихся в планировании, организации, осуществлении и анализе упоминаемых в описании дел; - имеется достаточное количество внеаудиторных (внеклассных, внешкольных) форм деятельности субъектов воспитательной системы; - наличие оригинальных, нешаблонных авторских идей и находок. 4. Представленное описание управления общеобразовательным учреждением как воспитательной системой должно содержать в себе перечисление конкретных способов планирования воспитательного процесса, организации работы педагогических кадров, поддержки воспитательной деятельности педагогов и осуществления контроля процесса воспитания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|