Вопрос. Коллектив как средство воспитания
Особ-сти коллектива: Коллектив имеет большое влияние на форм-ие личности. В общей работе у чел-ка разв-ся чувства: товарищества, дружбы, взаимопомощи, сочуствия. Коллектив в пед-ке =объединение уч-ов, отличающихся признаками: 1)Общая цель. 2) Общая совместная деят-ть.3) Доброжелательность, взаимопомощь, сотрудничество 4)Общий выборный руководящий орган. сплоченность, взаимопон-ие, защищенность, “чувство локтя”, причастность, взаимопомощь, взаимоответсв-ть, доброжелат-ть, бескорыстие. Ученич. коллектив группа уч-ков, объед-я общей целью, деят-тью, орг-цией этой деят-ти, имеющая общие выборные органы и отлич-ся сплочен-ю, общей ответст-стью. Этапы создания кол-ва: 1) становление колл-ва (стадия первонач-го сплочения). От педагога исходят все требования. (став-ся цель) 2) созд.актива (саморегул-я, организ-я, инициатива от детей) 3) Созд. собств. кол-ва. Стадии развития коллектива: 1. Педагог организует деятельность детей. Подбирает актив класса – неформальные лидеры. 2. Актив класса принимает требования педагога и передаёт их коллективу. Требования вырабатывает педагог с ребятами. 3. Большая часть учащихся предъявляет требования к поведению коллектива и себя самого – стадия расцвета коллектива. 4. Личность сама предъявляет себе требования согласно требованиям коллектива. Признаком сформ-ти колл-ва: 1)ощущение собственного достоинства, вытекающих из представления о ценности своего колл-ва, гордости за него; 2)ощущение защищенности каждого члена; 3)активность; 6)привычка к сдержанности в эмоциях и словах. Коллектив – это группа людей, которая является коллективом если у нее есть общая социально-значимая цель. Любой коллектив постоянно меняется, т к меняются люди входящие в коллектив. Процесс развития коллектива это управляемый процесс. В руководстве коллективом необходимо соблюдать следующие правила: 1. Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением детей к самостоятельности. 2. Т к коллектив постоянно меняется должно и меняться руководство. 3. Необходимо координировать другие воспитательные влияния. 4. Необходимо одыкватное выполнение детьми тех ролей, которые они осуществляют в коллективе.
Таким образом выделяют следующие пути сплочения коллектива: 1. Совместная деятельность детей: - наиболее значима учебная деятельность для школьников, - учат одни и те же учителя, - происходит синхронное накопление социального опыта. 2. Традиции, устойчивые обычаи которые складываются в коллективе. 3. Формирование общественного мнения, т е мнения большинства. 4. Зависит от содержательности и динамики деятельности коллектива. 5. Осведомленность учащихся о происходящем в классе, школе. 6. Организация самоуправления – это процесс регулирования жизни деятельности коллектива посредством полномочных лиц. 7. Соревнования. 8. Тон. 9. Стиль эстетика. Механизмы воспитательного влияния кол-ва на личность: 1. Личность познает себя в сравнении с другими. 2. Личность проявляет себя в коллективе, утверждая свои качества. 3. Личность обогащается опытом которым располагают его товарищи. 4. Личность делится своим опытом в кол-ве. 5. В кол-ве личность вырабатывает навыки совместного выполнения деятельности. А. С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения Признаки коллектива: наличие социально обоснованной цели. Наличие органов управления. Взаимоответственность и взаимозависимость. Большую роль в социальном становлении личности играет самоуправление в классе.
Самоуправление помогает раскрывать потенциал учащихся, реализовать лидерские функции. В классе должна быть создана обстановка при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению задач, поставленных перед классом. А как мы управляем своими делами? Ученическое самоуправление предполагает: Развитие самостоятельности. Коллективное творческое планирование. Реализация решения. Коллективное подведение итогов. Индивидуальная работа с учащимися В своей работе выделила основные направления индивидуальной работы с учащимися: 1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий их развития. 2. Установление межличностных контактов с каждым учеником. 3. Создание условий в классном коллективе для проявления и развития возможностей учащихся. 4. Оказание индивидуальной помощи в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и одноклассниками, в соблюдении норм поведения. 5. Взаимодействие с родителями. 6. Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого учащегося, учёт их личностных достижений. 32 вопрос. Взаимодействие кл.руководителя с… Социальные педагоги обладают большей, чем классный руководитель, информацией о жизни ребят вне школы, порой являющейся мощным фактором, влияющим на ребенка и объясняющим его поведение и поступки в школе и дома. Причем социальный педагог не только "выдает" информацию о жизнедеятельности ребенка вне стен школы, но может продолжить в микрорайоне начатую в школе работу с конкретным учеником. Он предоставляет классным руководителям социальный "портрет" микрорайона, изучает его педагогический потенциал. Социальный педагог может включить в этот "портрет" и положение семей в данном микрорайоне, что позволит более эффективно планировать взаимодействие с семьей в ходе воспитательного процесса в школе.
Взаимодействие со старшей вожатой Основная функция старшей вожатой заключается в проведении разнообразных внеурочных мероприятий в школе. Задача классного руководителя – обеспечить совместную деятельность классного коллектива и вожатой в организации, подготовке и проведении общешкольного мероприятия. Вопрос.Работа с родителями уч-ся. Влияние семьи на ребенка. Теоретические основы семейного воспитания. Взаимодействие кл.руководителя с родителями.Воспитательная система класса. Формы работы с родителями Индивидуальные формы. 1. Посещение семьи на дому. Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяла индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки. Приглашение в школу. Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д. Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе. 3. Индивидуальные консультации педагога. Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.). Переписка. В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут. Родительские лектории. Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|