Клас-ция, виды и формы фин-во-хоз-го контроля
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОД-Е ФИН-ХОЗ. КОН-ЛЯ И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ УПРАВ-Я Контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни человеческого общества. Общ-во живет и развивается по опред.законам, что требует постоянного контроля, который им используется в качестве основного средства обратной связи, поскольку оно как в целом, так и отдельные его части, в том числе и субъекты хозяйствования, являются системами различного управления. В каждой из этих систем функционируют две подсистемы: управляющая и управляемая. Управляющая подсистема не может нормально функц-вать без постоянного получения инф-ции о деят-сти упр-мой подсистемы. А для того, чтобы получать такую инф-цию, необх-мо непрерывно контр-вать управляемую подсистему, арез-ты кон-ля передавать упр-щей подсистеме. Этот процесс и предст-етсобой обратную связь. Очевидно, что успешно управлять без обратнойсвязи невозможно. Контроль -неотъемлемая часть системы упр-ния, заключающаясявпроверке исполнения тех или иных хоз-ных решений с целью устан-ния их достов-сти, законности и эконом-кой целесообразности. Функции контроля: 1)Информационная: инф-ция, полученная в рез-те экон. контроля, явл-ся основанием для принятия соотв-щих управленч-х решений, обеспечивающих нормальное функц-ние контролируемого объекта 2)Профилактическая: экон. контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотр-я, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшей работе. 3)Мобилизующая ф-я заставляет субъекты хоз-ния ответственно выполнять свои обязательства. Предприятие должно мобилизовать все имеющиеся у него ресурсы для достижения поставленной цели и эффективного ведения производства.
4)Воспитательная:контроль, являясь важным средством в борьбе с бесхозяйств-nью, учит соблюдать дисциплину, воспит-ет сознат-ное отношение раб-ков предпр-тий к труду и собств-сти предпр-я. Контроль явл-ся самост-ной ф-ей упр-ния по выявл-ю нарушений и откл-ний в намеч-ных целях для принятия коррект-щих мер. Контроль помогает скорр-вать деят-ть орг-ции или ее структурных подразд-ий, дает возможность установить службы и направления их деятельности,кот-е способствуют достижению намеченных целей и повышению результативности деят-сти орг-ции в целом. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИР-НИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ. ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ И ЭТАПЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ Cистема контроля - это совок-сть субъекта, объекта и ср-в кон-ля, взаимодейств-х как единое целое для достижения пост-ной цели и вып-ния конкр-х задач. Система кон-ля включает след.элементы: субъект кон-ля, объект кон-ля, предмет кон-ля, метод кон-ля, приемы и способы кон-ля, принципы и процесс кон-ля, сбор и обработка исх-ных данных для проведения кон-ля, рез-т кон-ля и зат-ты на его осущ-ние, субъект, принимающий решения по рез-там кон-ля, принятие решения по рез-там кон-ля. Принципы контроля — это общепризнанные правила действия в процессе кон-ля. Они воплощают экономич-е, соц-е и др. законом-сти сферы кон-ля, определяют требов-я, согласно кот-м формир-ся и функц-ет подсистема кон-ля в системе управл-я произв-вом, общ-вом. Общие принципы кон-ля: 1 - Объективность -непредвзятое вып-ние контр-х функций и освещение рез-тов проверки в соотв-вии с фактич-м состоянием дел на субъекте контроля. 2 - Гибкость -необходима для достиж-я эффект-сти, несмотря на непредвид-ные изменения в планах. 3 - Экономичность -осущ-ние кон-ля с миним-ной числен-ю раб-ков, владеющих научными методами орг-ции труда, достижение максим-го эффекта контр. деят-сти при миним-х затратах на ее проведение.
4-Всеобъемлемость - распростр-ние кон-ля на весь хоз-ный механизм, все сферы обществ-го воспроизв-ва, все стороны финансово–хоз-ной деят-сти контролир-мых орг-ций. 5-Внезапность- осущ-ние контр-ных мероприятий без согласования времени их проведения с субъектами кон-ля. 6-Непрерывность- принцип, означающий, что систематич-кое вып-ние контр-х функций обусловлено непрерывным хар-ром процессов расшир-го произв-ва. Период контроля, осуществл-го в опред-ный момент времени, всегда начин-ся с момента окончания пред-щей проверки. 7-Действенность- активное воздействие кон-ля на процессы финансово–хоз-ной деят-сти субъектов проверки путем выявления недост-ков и др. негативных отклонений, предупреждения их в дальнейшей работе контролир-мых орг-ций. 8-Плановость- выполнение контр-х функций, осущ-ние этапов контроля в соотв-вии с заранее разработ-ми и утвержд-ми на этапе подготовки планами контр-х действий. 9-Научность- применение достижений науки и передового опыта в осущ-нии кон-ля с целью разработки научно обосн-ных предложений по использ-ю выявл-х резервов. 10-Гласность- своевременное информир-ние заинтерес-х должн-х лиц и спец-тов как субъекта кон-ля, так и его контрол-щих органов о рез-тах проведенных контр-ных действий. 11-Массовость - участие всех спец-тов и др. привлеч-ных лиц в осущ-нии кон-ля на опред-ном уровне. Этапы контроля: 1) устан-ние норм функц-ния, станд-тов,т.е. опред-ние нач-й точки кон-ля; 2) сбор данных о фактич-м рез-те исполнения, сопост-ние фактич-х рез-тов деят-сти субъекта кон-ля с опред-ми нормативами, стандартами; 3) сравнение и оценка фактич-го и ожидаемого рез-тов исполнения, выработка и осущ-ние корректир-го действия. КЛАС-ЦИЯ, ВИДЫ И ФОРМЫ ФИН-ВО-ХОЗ-ГО КОНТРОЛЯ Вид – сост-я часть, выражающая содержание целого и в то же время отличающаяся от др. частей субъектами, объектами конт-ля, что предопределяет и отличия в методах осущ-ния контр-х действий. Классификация финансово-хоз-ного контроля: 1) По организац-ным формам: госуд-ный (вневедомств-ый), ведомств-ый, аудиторский, внутрихоз-ный и общественный. 2) По целевой направленности госуд-ный кон-ль подразд-ся на общегосуд-ный, отраслевой и специальный. 3) По подведомственности: вневедомственный и ведомственный.
4) В завис-сти от времени проведения: предварительный, текущий (оперативный) и последующий. 5) В завис-сти от источников инф-ции, используемых при выполнении контр-х функций: документальный и фактический. Применяемые методы кон-ля и система контр-х действий позволяют организ-ть проверку, используя для этих целей след. формы: 1)Ревизия - документ-я и фактич-я проверка фин–хоз-ной деят-сти орг-ции за опред-ый период времени. 2)Аудит - это независ-я экспертиза состояния БУ, бух.баланса и фин-вых отчетов. 3)Анализ - это системное и пофакторное исслед-ние отдельных вопросов предприним-кой деят-сти субъекта хозяйств-ния. 4)Тематическая проверка. Цель: получение исчерпывающих данных, характериз-щих состояние дел по изучаемой тематике, и выявление неиспользуемых в орг-ции резервов. 5)Обследование -ознакомление с состоянием контролир-го объекта на месте. 6)Служебное расследование - проверка соблюдения работниками орг-ции должн-ных обязанностей, а также соблюдения должн-ных док-тов, регулирующих произв-ные отношения. 7)Хозяйственный спор -способ устан-ния соблюд-я законности и обеспеч-я законных прав предприятий в хоз-ных взаимоотношениях. Элементы контроля: предмет, объект, субъект, сфера деятельности, принципы, процесс, метод (методика), техника и технология, механизм, сбор и обработка исходных данных (инф-ция) для проведения контроля, рез-т, принятие решения по рез-там контроля.
СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ВНЕВЕДОМСТВ-ГО КОНТРОЛЯ Вневед-ный контроль осущ-ся органами общей и спец-ной компетенции за деят-тью прямо не подчиненных им орг-ций независимо от формы собств-сти и видов деят-сти. Высшим специализир-ным органом вневед-го контроля в РБ явл-ся Комитет госуд-ого контроля РБ (КГК). Он осущ-ет госуд-ный контроль за исполнением республик-го бюджета, использ-ем госуд-ной собств-сти, исполнением актов През-та РБ, Парламента, Правит-ва РБ и др. госуд-х органов. Деят-сть КГК реглам-ся Законом РБ «О Комитете госуд-го контроля РБ» от 09.02.2000 г. № 369–3.
Особая роль во вневед-ном контроле отводится Департ-ту финн-х расслед-ний. Он осущ-ет непоср-ное руководство системой органов фин-х расследований КГКРБ. Широкими полномочиями в области вневед-го контроля наделено Минист-во финансов РБ, кот-е явл-ся важнейшим звеном финансово–кредитной системы РБ. Минфин осущ-ет контроль за соблюдением финн-вых интересов гос-ва в процессе интеграции нац. экономики РБ в мировое хоз-во; вып-ем требований прямых фин-вых законов; своевр-ным поступлением доходов и эффект-ным расход-ем по целевому назначению средств республик-го бюджета. В системе Минфинаисключит-ноконтр-ные функции выполняет Главное контрольно–ревизионное управление (ГКРУ) и его органы на местах. К специализированным органам вневед-го контроля относится Минист-во по налогам и сборам РБ. Основной задачейкоторого явл-ся контроль за соблюдением законодат-ва о налогах и предпринимат-ве, обеспечением правильного исчисления, полного и своеврем-го внесения налогов в бюджет и их учет. Вневедомственный контроль в РБ также осущ-ет Национальный банк РБ. Он контролирует наличие денег в обращении, осущ-ет валютное регулир-ние и валютный контроль как непосредств-но, так и через уполномоч-е банки в соотв-вии с законод-вом РБ; устан-ет порядок осущ-ния банковских операций; определяет порядок и контроль проведения безналичных и наличных расчетов вРБ. Вневед-ный контроль за соблюдением в республике законод-ва о труде осущ-ет Департамент госуд-ной инспекции труда Минист-ва труда и соц. защиты РБ. Вневед-ный контроль в РБ также осущ-ся и др. минист-вами в соотв-вии с возложенными на них функциями управления в пределах своей компетенции (Мин-во экономики РБ, Мин-во статистики и анализа РБ и др.), а также разл-ми специализир-ми инспекциями (Проматомнадзор, пожарные инспекции и др.), правоохранит-ми и судебными органами. Для повышения эффект-сти контр-ной деят-сти в РБ образован Совет по координации контрольной деят-сти в РБ.
СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И Ф-ЦИИ ВЕДОМСТВ-ГО КОНТРОЛЯ Ведомственный контроль – кон-ль, осущ-мый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и др. вышестоящими органами управления за деят-стью прямо подчиненных им орг-ций. Контролирующие органы должны обеспечивать: • контроль за соотв-вием требованиям законод-ва деят-сти, осущ-мой подведомственными орг-циями; • своеврем-ое предупреждение, выявление и пресечение нарушений законод-ва; • принятие мер по сохранности, целевому и эф-му исп-нию имущ-ва подведомственных орг-ций; • выявление неисп-мых резервов повышения эф-сти деят-сти подведомственных орг-ций.
Основные функции: • координация деят-сти структ-ных подразд-ний органа гос-го управл-я при осущ-нии им ведомств-го к-ля; • орг-ция и проведениеплановых проверок финн-во-хоз-ой деят-сти орг-ций, подчиненных соотв-щему органу гос-го управления или входящих в его состав; • разработка проектов нормативных правовых актов, регламент-щих орг-цию и осущ-ние ведомств-го к-ля и т.д. Ответств-сть за орг-цию и состояние ведомств-го к-ля в соотв-щих органах гос-го управления возлагается на их руководителей. Разработка методологии, орг-ции и осущ-ния ведомств-го к-ля, подготовка и представление отч-сти о контрольной деят-сти, а также надзор за состоянием ведомственного контроля и стране возложены на Мин-во финансов РБ, На заседаниях коллегии министерства рассматриваются мат-лы проверок состояния ведомств-го к-ля в республиканских органах гос-го управления и иных гос-ых орг-циях, подчиненных Правительству РБ, их руководителям даются обязат-ые для исполнения указания по устранению выявленных недостатков, в том числе в области контр-ой деят-сти. При министерстве создан Методологический совет по ведомств-му контролю, основными задачами которого являются: • опред-е основных направлений совершенствования контрольно-ревизионной работы; • рассмотрение и обсуждение проектов нормативных актов, регламентирующих деят-сть ведомственного контроля; • подготовка предложений для внесения изменений в действующие нормативные и законодат-ые акты с целью предотвращения нарушений гос-ой финн-вой дисциплины; • изучение, обобщение и распространение положит-го опыта орг-ции и осуществления ведомственного и внутрихоз-го контроля; • методологическое обеспечение ведомственного контроля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|