Начальные проявления психических заболеваний
Диагностика психических заболеваний не входит в компетенцию психолога, но знакомство с ними необходимо с целью определения сферы своего влияния и своевременного направления подростка к врачу. В подростковом возрасте психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, периодические психозы и т. д.) встречаются относительно чаще, чем у детей, но их проявления в поведении не всегда похожи на те, которые характерны для взрослых. При внимательном отношении к подростку со стороны родителей, педагогов, психологов возможно своевременное выявление и успешное лечение психических заболеваний. Их признаки проявляются в поведении подростков и результатах творчества – рисунках, письменных работах и т. д. Одно из возможных проявлений шизофрении – возникновение идей отношения. Идеи отношения – переживание, при котором любые действия окружающих, телепередачи и т. д. воспринимаются как имеющие прямое отношение к больному, как сообщения специально для него. Подростковый возраст является «угрожающим» в отношении начала шизофрении, в этот период она возникает в 5 раз чаще, чем в детстве. Мальчики заболевают в 1,5–2 раза чаще, чем девочки. Согласно последним исследованиям, при шизофрении большую роль играет фактор наследственности. В некоторых случаях инфекции, интоксикации, психические травмы могут провоцировать начало шизофрении, но в 28% случаев приступ начинается без видимых причин. У детей и подростков с этим заболеванием еще до начала активного процесса отмечаются нарушения отношений в семье. Это либо слишком тесная зависимость ребенка и матери друг от друга, либо доминирующая гиперпроекция со стороны матери. В других случаях это, напротив, эмоциональная холодность со стороны родителей, противоречивость вербальных и невербальных сообщений. Следует также учитывать, что эти нарушения воспитания могут быть связаны с шизоидной акцентуацией у матери.
Проявления шизофрении у подростков весьма разнообразны, общими для них являются эмоционально-волевые расстройства и нарушения процесса мышления. Следует обращать внимание на внезапные изменения характера и поведения подростка: утрату интереса к учебе и общению со сверстниками, эмоциональную холодность и агрессивность по отношению к близким. При остром приступе шизофрении появляются галлюцинации, активные бредовые высказывания, что обусловливает необходимость госпитализации в психиатрическое отделение. При неврозоподобном и пси-хопатоподобном течении заболевания подросток может в начале попасть в поле зрения школьного психолога, кон- ' сультативной службы, милиции, так как продолжает более или менее успешно учиться в обычной школе. При неврозо-подобной форме шизофрении отмечаются такие состояния, как навязчивые мысли о самоубийстве, идеи отношения (уверенность в том, что все окружающие обращают внимание на подростка), дисморфоманические жалобы. Часто встречаются своеобразные сверхценные увлечения: чтение философской литературы, коллекционирование, составление схем и карт и т. п. Эти увлечения непродуктивны, подросток не может пересказать содержание прочитанных книг, систематизировать коллекцию, нарисовать карту реальной местности. В отличие от подростков с шизоидной психопатией, больные не находят себе товарищей по этим увлечениям. Они постепенно утрачивают интерес ко всем остальным видам деятельности, общение с родителями становится формальным или агрессивным. При астено-невротическом синдроме жалобы на состояние здоровья у больных шизофренией связаны с необычными ощущениями в теле («сердце скрипит», «кишечник напрягается»). Эти ощущения обычно сосредоточены в сердце либо половых органах. При усилении расстройств мышления возникает и бредовое объяснение этих ощущений («Я болен СПИДом», «Меня отравили» и т. д.). От подростков с астено-невротической акцентуацией этих больных отличает отсутствие истощаемости, эмоциональная холодность.
При психопатоподобной форме шизофрении может отмечаться синдром неустойчивого поведения: подростки уходят из дома, могут в течение нескольких часов или суток бродить по городу. В это время они обычно не примыкают к асоциальным компаниям и не могут объяснить, чем именно занимались во время бродяжничества. В некоторых случаях подростки с шизофренией могут совершать правонарушения: кражи, сексуальные действия. Эти правонарушения совершаются, в основном, в одиночестве и имеют нелепое объяснение: «Захотел проверить работу милиции». У подростков может отмечаться немотивированное агрессивное или аутоагрессивное поведение. Во всех случаях вероятного начала шизофрении обязательна срочная консультация психиатра. При патопсихологическом обследовании подростков, больных шизофренией, отмечаются трудности в установлении контакта. Часто отношение к исследованию безразлично при избирательном интересе к отдельным заданиям. Отмечаются явления пресыщаемости, недостаточности целенаправленности деятельности. Работоспособность обычно не нарушена. Бывает недостаточность произвольной концентрации внимания. Механическое запоминание либо успешно, либо по типу «высокого плато»: 7, 8, 7, 9, 8, за счет недостаточной произвольности запоминания. В методике «Пиктограммы» отмечается уменьшение размера рисунка, часто изображения символические, фрагментарные, отражают расстройства ассоциативного процесса («развитие» – это канат, так как он из свитых веревок). «Исключения» и «обобщения» производятся по слабым признакам («пчела, гвоздь и вертолет похожи – у них есть заостренные детали, а у вентилятора – нет»). Определения понятий эмоционально не насыщены, наряду с основными признаками встречаются второстепенные и слабые («мать – это человек, который заботится... приходит с работы, носит фартук»). При выполнении методики «Классификация» отмечается раз-ноуровневость суждений (выделяются группы: «животные» и «женщина + платье + швабра – это уборщица убирает»). В тяжелых случаях, при выраженных проявлениях искажений мышления, у больных отмечаются ассоциации по созвучию («справедливость – это то, что справа, направо от меня»).
При описании картин ТАТ нарушено восприятие эмоций персонажей, их межличностных отношений. Описания либо формально-лаконичны («Человек сидит. Не знаю, что делает»), либо отражают бредовые переживания больного. Самооценка противоречива, испытуемый описывает не одного, а двух-трех различных людей. По результатам обследования по ПДО иногда можно обнаружить личность подростка, какой она была до заболевания, но чаще результаты являются противоречивыми и недостоверными. Вышеперечисленные особенности психических процессов не обязательно встречаются одновременно у всех подростков, больных шизофренией, но наличие даже 3–4 из них (при жалобах на изменение характера и поведения подростка) может служить основанием для консультации с психиатром. Больные шизофренией нуждаются в медикаментозном лечении и очень осторожной психотерапии, проводимой в условиях стационара. После лечения подростки продолжают обучаться по обычной программе либо в школе, либо в режиме домашнего обучения, в зависимости от степени выраженности нарушений поведения. Если больной шизофренией продолжает находиться под наблюдением школьного психолога и районного психиатра, необходимо его повторное обследование при признаках ухудшения состояния либо (при стабильном состоянии) 1 раз в 3 мес. Если отмечается ухудшение состояния (появление новых симптомов, усиление расстройств мышления, нарастание апатии), необходимо сообщить об этом родителям и лечащему врачу. Любые психокоррекци-онные мероприятия являются малоэффективными, а иногда и опасными. Работа с этой категорией больных требует высокой квалификации психотерапевта. Основным направлением усилий психолога в этих ситуациях может быть работа с родителями, нормализация семейных отношений, формирование спокойного и внимательного отношения к больному.
Маниакально-депрессивный психоз (МДП) у подростков является относительно редким заболеванием. Он характеризуется сменой маниакальной и депрессивной фазы. В маниакальной фазе подросток возбужден, многоречив, отмечается двигательная и сексуальная расторможенность. Настроение может быть либо веселым, либо злобным, раздражительным. В этот период встречаются немотивированные нарушения поведения: подросток прогуливает уроки, дерется, начинает употреблять алкоголь и т. д. Следует отметить, что при циклоидной акцентуации или психопатии такие фазы отмечались с детского возраста, но переход между фазами был постепенный, в течение недель. При МДП у подростков переход от маниакальной фазы к депрессии совершается за 1–2 дня, иногда даже за несколько часов. В депрессивной фазе подросток почти не общается с окружающими, часто отказывается от пищи. Выражены идеи самообвинения, мысли о самоубийстве, иногда к этому присоединяются жалобы на состояние своего здоровья, на тяжелые, смертельные заболевания. Лечение МДП должно проводиться в психиатрическом стационаре. При патопсихологическом обследовании подростков с МДП на первый план выступают изменения скорости психических процессов; ускорение темпа мышления, сенсомо-торики в маниакальной фазе и резкое замедление – в депрессивной. Возможны нарушения со стороны внимания и памяти. Искажений мышления не отмечается. Самооценка резко завышена в маниакальной фазе и занижена в депрессивной. Необходимо обследование по проективным методикам перед выпиской из стационара с целью обнаружения скрытой депрессии. После выписки подростки могут успешно заниматься в обычной школе, но они и их родители должны быть предупреждены о необходимости регулярного приема лекарств и первых признаках депрессивных и маниакальных состояний. В период интенсивного полового созревания у подростков, которые в детстве перенесли черепно-мозговые травмы или тяжелые инфекции (см. гл. 6), может возникать периодический органический психоз. Он характеризуется острыми приступами с нарушениями сознания, двигательным возбуждением, яркими зрительными и слуховыми галлюцинациями, сопровождается соматическими нарушениями – повышением температуры, изменениями аппетита. Такие больные на высоте состояния не контактны и нуждаются в неотложной госпитализации в психиатрический стационар. Приступ развивается внезапно – в течение нескольких часов, иногда за минуты, длится 1–2 недели и заканчивается полным выздоровлением, но при повторном воздействии стрессовых факторов: переутомлении, перегреве, заболеваниях с высокой температурой – приступы могут повторяться. При патопсихологическом обследовании у этих детей отмечаются выраженная истощаемость психических процессов, легкие нарушения памяти и внимания. Интеллект либо в норме, либо на уровне пограничной умственной отсталости (в зависимости от тяжести органического поражения ЦНС). Искажений мышления не отмечается. Эмоции лабильны. Самооценка в целом адекватная. При обследовании по ПДО отмечается астено-невротический, лабильный и неустойчивый тип акцентуации с высоким «В»-индексом1. После приступа подросток может продолжать учебу в той школе, где он занимался и раньше. Обычно к концу полового созревания это заболевание прекращается.
К органическим поражениям ЦНС, проявляющимся, как правило, в подростковом возрасте, относятся и такие расстройства, как диэнцефальный синдром и ревматическая хорея. Диэнцефальный синдром связан с органическим поражением глубинных подкорковых структур (системы гипофиза – гипоталамуса). В подростковом возрасте он проявляется в виде нарушений со стороны эндокринной системы (ожирения, замедления или ускорения темпа полового созревания и т. д.), церебрастении и периодических приступах нарушенного самоощущения. Это могут быть приступы жара, озноба, болей в сердце, сильного головокружения и т. д. Они сопровождаются сильным страхом смерти, иногда изменением чувства времени. Лечение этого состояния входит в компетенцию невропатолога. Ревматическая хорея возникает при поражении головного мозга в результате ревматического процесса и проявляется в гиперкинезах (насильственных, неконтролируемых сознательно движениях). У таких подростков изменяется почерк – становится крупным, неравномерным, буквы не умещаются в строке. Они часто гримасничают, роняют различные предметы, могут выкрикивать отдельные звуки. Это создает впечатление недисциплинированности ученика или его сознательного стремления сорвать урок. При патопсихологическом и нейропсихологическом исследовании отмечаются истощаемость (обычно по гиперстеническому типу), нарушения моторики. Лечение этого заболевания должно проводиться ревматологом и невропатологом. После лечения дети могут продолжать успешно заниматься в обычной школе. НАРУШЕНИЯ ВЛЕЧЕНИЙ В подростковом возрасте происходит развитие ценностно-мотивационной сферы личности. Быстрый темп полового созревания приводит к интенсивному половому влечению, которое в силу социальных условий не может быть реализованным. В этом же возрасте у многих подростков происходит первое знакомство с алкоголем и наркотическими веществами. Отмечаются также влечения к бродяжничеству, поджогам и другие виды нарушений влечений. В качестве изолированного расстройства эти состояния встречаются редко, чаще как симптомы других заболеваний. Эти нарушения встречаются при различных психопатиях, неврозе, шизофрении; в качестве кратковременных эпизодов могут наблюдаться и при акцентуациях характера. Нарушение влечений имеет сложную психологическую и физиологическую структуру. Общим для всех типов патологии влечений является то, что они имеют глубинную бессознательную природу. В сознании возникает устойчивое, иногда непреодолимое стремление к совершению определенных действий. После их совершения подросток испытывает смешанное чувство – удовлетворения и угрызения совести, если действие имеет аморальный или противоправный характер. С психоанали-ческой точки зрения, эти нарушенные влечения являются способом реализации полового влечения. При бихевиористском (поведенческом) подходе обращается внимание на возникновение случайной условно-рефлекторной связи между определенным действием и положительной эмоцией и закреплением этой связи. В концепциях дизонтогенеза нарушения связываются с неравномерным развитием сферы влечений и тормозных механизмов. С нашей точки зрения, вероятно совпадение неравномерного развития сферы влечений и внешних стимулов, закрепляющих именно это, а не иное нарушение. Рассмотрим подробнее некоторые виды нарушений влечений. Побеги и бродяжничество часто встречаются в подростковом возрасте. Они могут быть ситуационно обусловленными и связанными с патологическим влечением к бродяжничеству. Ситуационно обусловленные побеги делятся на импульсивные, эмансипационные и демонстративные. Импульсивные побеги возникают как ответ на стрессовую, угрожающую ситуацию. Если подросток опасается наказания за какой-то проступок, он стремится его избежать. В этих случаях побеги обычно совершаются в одиночку, ребенок остается в границах города, ночуя на чердаках и в подвалах. В дальнейшем этот поведенческий стереотип может закрепиться и повторяться при любых трудностях. При исследовании личности таких подростков отмечается неустойчивый и лабильный тип акцентуации характера. Условия воспитания обычно являются чрезмерно строгими, по типу доминирующей гиперпротекции. Эмансипационные побеги являются результатом гипертрофированного стремления к самостоятельности, к разнообразию, риску и приключениям. Подросток хочет избавиться от наскучившего образа жизни, опеки и наставлений взрослых. Побеги чаще совершаются в компании двух-трех приятелей. При этом возможны путешествия на большие расстояния либо за черту города – когда подростки живут у реки или в лесу в шалаше. Часто побегу предшествуют другие нарушения поведения – школьные прогулы, выпивки, дружба с асоциальными подростками. При патопсихологическом обследовании у этих детей отмечается гипер-тимный, гипертимно-неустойчивый, циклоидный тип акцентуации. Демонстративные побеги. Совершаются с целью заполучения или возврата внимания со стороны матери или объекта влюбленности, либо с целью занять привилегированное положение в среде сверстников. Побеги совершаются недалеко и не надолго, в те места, где подростка наверняка будут искать. Этот тип побегов часто закрепляется в виде устойчивого поведенческого стереотипа. При патопсихологическом обследовании у этих подростков отмечается исте-роидный, истеро-лабильный тип акцентуации. Побеги как нарушение влечений возникают без всяких видимых причин, при нормальных семейных взаимоотношениях. Первые уходы из дома могут отмечаться еще в дошкольном возрасте, но наибольшей интенсивности достигают у подростков. Они внезапно уходят из дома, могут путешествовать по всей стране. Подростки перед началом побега испытывают беспокойство, непреодолимое стремление уйти. До некоторого предела подросток может противостоять этой потребности, но затем все равно совершает побег. После побега подростки часто самостоятельно возвращаются домой, обещают «больше так не делать», но затем все повторяется. При патопсихологическом обследовании у них отмечается шизоидная или неустойчивая психопатия, иногда эпи-лептоидная. Часты симптомы органического поражения ЦНС. При обнаружении выраженной инертности психических процессов, эпилептоидных изменений личности обязательна консультация психиатра – не исключено, что побеги связаны с измененными состояниями сознания. Стремление к поджогам (в зависимости от интенсивности проявлений и психологического содержания) может встречаться как при акцентуациях, так и при более тяжелых заболеваниях. Поджоги могут быть элементом делинквент-ного поведения – стремлением отомстить, напугать, развлечься. Они совершаются делинквентными подростками с неустойчивой и гипертимной акцентуацией, нередко в состоянии алкогольного опьянения. Стремление к поджогам как нарушение влечений удовлетворяет потребность подростка в разрядке психического напряжения, получении удовольствия. Иногда это достигается от созерцания любого огня, иногда отличается избирательностью (например, поджигаются только сиденья в электричках). Совершаются действия в одиночку, в некоторых случаях им предшествует нарастание психического напряжения, раздражительность. При патопсихологическом обследовании у этих подростков отмечаются выраженные черты эпилептоидного или шизоидного типа с высоким риском психопатии, иногда – искажения процесса мышления. При обнаружении патологического влечения к поджогам необходима консультация психиатра с целью соответствующего лечения. Патологическое влечение к кражам (клептомания) редко встречается у подростков, чаще кражи являются элементом делинквентного поведения. Алкоголизм как сформировавшееся заболевание у подростков встречается редко. Основной проблемой является раннее употребление алкоголя. Многие подростки с делинквент-ным поведением употребляют алкоголь с целью опьянения, но алкоголизм формируется не у всех. Избирательная чувствительность к алкоголю связана с генетическими и обменными факторами, а также определенными типами личности. Наиболее часто алкоголизм возникает у неустойчивых и эпилептоидных подростков. Неустойчивые подростки начинают выпивать в делинквентных компаниях, где выпивка служит постоянным развлечением. Постепенно алкоголь становится привычным атрибутом веселья, отдыха. Формируется психическая, а значительно позднее и физическая зависимость. Выпивки становятся регулярными, подросток забрасывает учебу, труд, совершает правонарушения с целью «достать на бутылку». При патопсихологическом обследовании у таких подростков отмечается сочетание признаков органического поражения ЦНС (нарушение объема внимания, координации движений, механической памяти) и неустойчивой или не-устойчиво-гипертимной акцентуации. Самооценка обычно завышена. Подросток не придает значения своим выпивкам, не воспринимает их как болезнь. При выраженной эпилептоидной психопатии первые употребления алкоголя переносятся тяжело. Они сопровождаются приступами злобы, головной болью, нарушениями памяти (подросток не помнит отдельных эпизодов своего поведения в период опьянения). Несмотря на это может возникнуть тяга к спиртному, потребность напиться «до отключения». Подросток вскоре начинает употреблять крепкие спиртные напитки в больших дозах. Часто отмечаются выпивки в одиночку, употребление дешевых суррогатов. При патопсихологическом обследовании у этих подростков наблюдаются инертность психических процессов, нарушения переключаемости внимания. Выражено наличие периодов злобно-тоскливого настроения, сужение круга интересов. Самооценка затруднена. Рекомендуемые мероприятия зависят от особенностей алкоголизации: в случае однократного употребления алкоголя достаточно рационально-разъяснительной беседы; если выпивки входят в структуру делинквентного поведения, необходим надзор и контроль со стороны родителей, милиции, школьного психолога; при формировании алкогольной зависимости обязательна консультация нарколога или психиатра. Употребление наркотических веществ часто начинается в подростковом возрасте. Так, согласно социологическим опросам, среди школьников пробовали наркотики 5,5%, учащихся ПТУ– 10,2, учащихся техникумов– 13,5%. Микросоциальные условия (пребывание в делинквентной среде, проживание в районах с распространенным наркопотреблением) и акцентуация характера подростка играют большую роль среди факторов употребления наркотических веществ. Возникновение наркозависимости в значительной степени зависит от биохимических факторов – «готовности» организма к приему и включению в обмен веществ именно этого наркотика. Нами выявлен также феномен психологической готовности к употреблению психотропных веществ (этот вопрос был рассмотрен в гл. 6.) Исследованиям зависимости частоты и типа наркопотребления от акцентуации характера посвящены работы B.C. Битенского, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонского и др. Гипертимные подростки часто употребляют «за компанию» различные вещества, принятые в их микросреде. Наиболее употребляемыми являются ингалянты (эфир, ацетон, клей) и гашиш. Галлюциногены, транквилизаторы и опиаты являются малопривлекательными. Наркозависимость формируется относительно поздно. Циклоидные подростки в гипертимной фазе ведут себя так же, как гипертимные, в депрессивной фазе они могут употреблять и транквилизаторы, но не регулярно, а в зависимости от длительности спадов настроения. Лабильный тип акцентуации редко вызывает стремление к наркопотреблению, но в компании возможен прием ин-галянтов. Сенситивный и психастенический тип акцентуации, по мнению А.Е. Личко, отличается устойчивостью к наркопотреблению, но, по нашим данным, для подростков этого типа являются привлекательными некоторые наркотики – производные эфедрина, стимуляторы. Шизоидные подростки наиболее склонны к употреблению гашиша; злоупотребление этим препаратом может провоцировать галлюцинации, заострение шизоидных черт личности. Эпилептоиды предпочитают алкоголь в больших дозах, однако также встречается среди них употребление гашиша и опиатов. Стимуляторы чаще отвергаются, так как усиливают эмоциональную взрывчатость. У эпилептоидов быстро формируется алкогольная и наркотическая зависимость. Истероидные подростки испытывают особую склонность к стимуляторам, иногда к гашишу. Меньшая склонность обнаруживается к ингалянтам и транквилизаторам. У исте-роидов часто отмечается преувеличенность рассказов о своем наркотическом опыте, дозировках. Неустойчивые подростки обычно предпочитают те вещества, которые наиболее распространены и которые легче достать в данном районе. Физическая зависимость формируется постепенно. При патопсихологическом обследовании подростков, употребляющих наркотики, обнаруживаются черты личности и особенности психических процессов, бывшие до начала наркопотребления и достаточно индивидуальные. Однако в зависимости от вида употребляемого вещества можно выявить и общие закономерности. У наркоманов, употребляющих опиаты, на первый план выступает выраженная истощае-мость психических процессов, недостаточность концентрации внимания. Память, мышление, интеллект не снижены. Отмечается низкий, неустойчивый уровень притязаний. Самооценка обычно достаточно дифференцирована. При обследовании по проективным методикам отмечается высокий уровень тревожности, депрессии, вплоть до мыслей о самоубийстве. У подростков, употребляющих гашиш, работоспособность не нарушена. Память и внимание – в границах нормы, однако отмечаются нарушения мышления: ориентация на слабые признаки, разноуровневость суждений. Эмоции лабильны, эмоциональное восприятие и выражение не нарушены. Уровень притязаний и самооценка несколько завышены. Для подростков с зависимостью от токсических веществ (бензина, растворителей) характерны нарушения психических процессов по органическому типу: резкая недостаточность объема и концентрации внимания, нарушения памяти, снижение интеллекта. Вышеуказанные особенности психических процессов проявляются при регулярном употреблении наркотиков и, тем более, при наркомании I–II стадии. Следует помнить, что о любых случаях наркопотребления (даже эпизодических) должно быть сообщено районному наркологу и в инспекцию по делам несовершеннолетних. Задачей школьного психолога является своевременная психокоррекционная работа с «трудными» подростками с целью профилактики наркопотребления. Рассмотрим отклонения в психическом развитии, касающиеся сексуальной сферы. Сексуальные перверзии – это стойкие изменения полового влечения, касающиеся объекта его направленности (дети, животные, лица того же пола) или способа удовлетворения. В подростковом возрасте может начинаться формирование истинных сексуальных перверзии, но бывает и ситуационно обусловленное поведение, напоминающее первер-зию, которое с возрастом бесследно проходит. Онанизм {мастурбация) не относится к нарушениям полового влечения и является нормой для подросткового возраста. Необходимость консультации со специалистом (психиатром, сексопатологом) возникает только в том случае, если подросток онанирует открыто, в присутствии других людей: дома при матери, в классе на уроке и т. п. Это чаще всего служит симптомом развивающегося психического заболевания – шизофрении, периодического психоза. Ранняя половая жизнь может рассматриваться как нарушение только в том случае, если начинается до того, как наступила физиологическая половая зрелость (т. е. завершено развитие вторичных половых признаков). При раннем начале половой жизни следует провести патопсихологическое обследование подростка с целью выявления возможных болезненных причин: маниакальной фазы МДП, последствий органического поражения ЦНС и т. д. Также желательно определиться с наличием (или отсутствием) негативных личностных реакций на начало половой жизни: чувства вины, депрессии. У мальчиков раннее начало половой жизни чаще встречается при гипертимной, циклоидной, эпилептоидной акцентуации, у девочек – с истероидной и гипертимной. У подростков с лабильно-сенситивной акцентуацией начало половой жизни может быть связано с необходимостью восполнить дефицит доброжелательного общения в семье. Гомосексуализм возникает у подростков, живущих в закрытых учебных заведениях, в отсутствие лиц противоположного пола. С изменением ситуации у большинства подростков гомосексуализм прекращается. Следует отметить, что в последние годы жалоб на гомосексуальное поведение стало больше. С одной стороны, это гомосексуальное (активное) поведение у делинквентных подростков как стремление «наказать», «опустить» провинившегося члена группировки. Такие действия связаны не столько с удовлетворением полового влечения, сколько со стремлением соответствовать нормам уголовной субкультуры. С другой стороны, гомосексуальное поведение наблюдается у подростков с недостаточно сформированной избирательностью полового влечения, возбуждение у которых может наступать от случайных причин (мышечного напряжения, во время борьбы с товарищем), при просмотре порнографических фильмов или журналов. При этом под влиянием средств массовой информации они могут воспринимать себя как гомосексуалистов и даже транссексуалов. Такая особенность чаще встречается у подростков с истероидной и шизоидной акцентуацией. Другие нарушения полового влечения редко встречаются в подростковом возрасте. Если признаки указанных выше нарушений полового влечения встречаются неоднократно либо в интенсивной форме (подросток подглядывает в раздевалке, предлагает другим детям совместно онанировать и т. п.), необходима консультация подросткового психиатра либо сексопатолога. Эти состояния чаще всего связаны с наличием других заболеваний – пограничной умственной отсталостью, органическим поражением ЦНС, началом шизофрении, поэтому меры воспитательного характера и психокоррекция неэффективны. При однократном, случайном совершении какого-либо действия желательно просто проигнорировать этот эпизод, чтобы не способствовать закреплению неправильной формы поведения.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|