Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Введение в антропологию




ФГОУ ВПО «Национальный государственный университет

Физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта,

Санкт-Петербург»

Кафедра философии и социологии

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине

 

АНТРОПОЛОГИЯ

 

 

основной образовательной программы

Направления 040100 (62) – Социальная работа

 

Рассмотрен и утверждён

на заседании кафедры

«22» октября 2009 г., протокол № 5

Зав. кафедрой ________ Е. В. Утишева

 

Рекомендован решением Методического совета

«» 2009 г., протокол №

Председатель ________ Е. Ф.Орехов

 

 

Автор-разработчик

старший преподаватель кафедры

философии и социологии М. М. Предовская

 

Санкт-Петербург

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Антропология» федерального компонента цикла ОПД – цикла общих профессиональных дисциплин – составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа для студентов I курса Факультета экономики, управления и права ФГОУ ВПО «НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург».

 

I. Организационно-методический раздел

Цель курса

Цель курса – ознакомить студентов, обучающихся по специальности с широким кругом вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией.

 

Задачи курса

Задачи учебного курса:

- сформировать общее представление о предмете, ознакомить с основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии;

- изучить положение человека в системе животного мира, эволюцию человека, особенности его онтогенеза, конституциональные различия, особенности адаптации вида Homo Sapiens к различным условиям окружающей среды, биосоциальные основы жизнедеятельности человека;

- пропагандировать недопутимость любых форм расовой, этнической или национальной дискриминации;

- углубить представление о процессе формирования изменчивости биологических свойств человека в ходе роста, развития и старения организма, биологическим аспектам адаптивных свойств человека и предпосылкам этногенеза.

 

Место курса в профессиональной подготовке студентов

Курс «Антропологии» относится к первому году обучения, основывается на знании биологии и культурологии, создает базу для дальнейшего изучения философии, психологии, социологии и социальной работы.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

Дипломированный специалист должен иметь общие знания о происхождении человека, о происхождении и систематике современных приматов, о месте человека среди животного мира земли. Знать особенности различных конституциональных типов людей, понимать степень связи морвологической конституции и функциональных особенностей организма. Знать основные этапы процесса роста организма человека, основные гипотезы акселирации и старения. Знать основные признаки больших и малых рас, механизм их происхождения. Понимать научные основы критики расизма и национализма.

Антропологические основания социальной работы ложатся в основу происхождения и эволюции человека, образовании человеческих рас, которые дают понимание о взаимоотношении человека себе подобным и природой на ранней стадии развития его самого. Антропология нужна для того, чтобы человек мог стать более самостоятельным.

Значение антропологии в теории и практике в социальной работе, понимается в узком и широком смысле слова. Т.е. в широком смысле слова социальная работа направлена на гармонизацию отношений человека в обществе. Социальная работа в узком смысле слова имеет цель защищать уязвимые слои населения.

 

Содержание дисциплины, изложенное в Государственном

Образовательном стандарте высшего профессионального образования

Второго поколения по направлению 040100 (62) – Социальная работа

 

  Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы   Всего часов
ОПД.Ф.01 Антропология. Понятие антропологии. Ее место в системе наук и практике. Антропогенез: природно-социальная природа и эволюция человека. Человек - личность - индивидуальность. Основные потребности, интересы и ценности человека. Его психофизические возможности и связь с социальной активностью. Проблемы девиантности развития человека. Антропологические основания социальной работы.  

 

Распределение дидактических единиц по темам

N ДЕ Наименование дидактической единицы ГОС ВПО N темы Название темы
  Введение в антропологию   Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук
  Направления антропологии
  История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез
  Теории видообразования
  Происхождение человека   Биологическая эволюция
  Гипотезы о происхождении
  Структура отряда приматов
  Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности
  Расовая и этническая антропология   Понятие расы. Расогенез.
  Классификация рас
  Определение и характеристики этноса
  Классификация этносов
  Возрастная и конституционная антропология   Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью
  Акселирация и старение
  Классификация конституционных типов, девиантность развития
  Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы

II. Распределение тем по видам занятий

 

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Аудиторные занятия (часы) Самостоятельная работа (часы)
лекции семинарские занятия
I Введение в антропологию        
1.1 Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук        
1.2 Направления антропологии        
1.3 История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез     -  
1.4 Теории видообразования        
II Происхождение человека        
2.1 Биологическая эволюция        
2.2 Гипотезы о происхождении        
2.3 Структура отряда приматов     -  
2.4 Сущностные родовые качества человека, его потребности, интересы и ценности        
III Расовая и этническая антропология        
3.1 Понятие расы. Расогенез     -  
3.2 Классификация рас     -  
3.3 Определение и характеристики этноса        
3.4 Классификация этносов        
IV Возрастная и конституционная антропология        
4.1 Понятие и кретерии биологического возраста, психофизические возможности и связь с социальной активностью     -  
4.2 Акселирация и старение     -  
4.3 Классификация конституционных типов, девиантность развития        
4.4 Экологические аспекты конституции. Антропологические основания социальной работы        
Итого        

III. Содержание курса

 

3.1. Разделы, темы, их краткое содержание

 

Содержание лекционного материала

 

Раздел 1. Введение в антропологию

Тема 1. Предмет и задачи антропологии, её место в системе наук

Предмет и задачи антропологии. Место антропологии среди других наук. Направления антропологии.

 

Тема 2. Направления антропологии

Эволюционная антроплогия, физическая антропология, психологическая антропология, этническая антропология, культурная антропология, социальная антропология, философская антропология, социально-философская антроплогия, полоитическая антропология, педагогическая антропология, теологическая антропология. Различия между физической и культурной антропологией. Определение антропологии как раздела общей биологии. История становления антропологии.

 

Тема 3. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Антропогенез

Антропологические концепции. История проблемы происхождения человека: доктринерское и научное направления. Работы К. Линнея по систематике животных, выделение рода Homo и Homo Sapiens.

 

Тема 4. Теории видообразования

Теории видообразования Ж. Кювье и Ж. Ламарка. Методология отношения к проблеме прорисхождения человека: теория эволюции Ч. Дарвина и роль труда в происхождении человека (Ф. Энгельс). Проблема возникноваения интеллекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...