Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии




Введение

 

Происходящие в последнее время политические преобразования, изменения в социально-экономической жизни государства и общества, несомненно, влияют и на семейные отношения и, в частности, на отношение родителей к детям. Именно поэтому возрастает роль изучения проблем взаимоотношений в системе семейного функционирования не только в практическом смысле, но и для научных исследований медицинского, психологического и педагогического направлений.

Для любого ребенка родительская семья является первым институтом социализации, а для детей с нарушением зрения роль семьи многократно возрастает. В данной работе особое внимание было уделено семьям, воспитывающим детей с нарушением зрения. Для формирования гармоничной личности ребёнка и развития у него адекватной самооценки рядом с ним должны находиться любящие и понимающие его взрослые. От характера установления связей в диаде «родитель-ребёнок с нарушением зрения» и от понимания значимости семейного коллектива будет зависеть первичная социализация личности проблемного ребёнка.

В настоящее время для специалистов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в специальное образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики детско-родительских отношений, складывающихся в этих семьях. Однако исследований по этому вопросу недостаточно, что и обусловило выбор темы и формулировку проблемы. В дальнейшем мы планируем рассмотреть,необходимость создания модели работы с родителями, вовлечение их в разные формы коррекционно-педагогического процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения, формирования в их сознании положительных установок. Решение данной проблемы и определило цель нашего исследования:изучить влияние отношения родителей к ребенку с нарушением зрения на особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками.

В качестве объекта исследованиярассматривается процесс воспитания и обучения детей с нарушением зрения в семье.

Предметом исследованияявляется изучение специфики детско-родительскихотношений в семьях, имеющих детей с нарушением зрения.

Субъект исследования - семья, воспитывающая детей с нарушением зрения и семья, воспитывающая детей с нормальным зрением.

Гипотеза исследования: дефект зрения ребенка влияет на родительское отношение к больному ребенку, на особенности взаимоотношений в семье (с родителями и другими членами семьи) на интенсивность контактов ребенка с чужими людьми, на выбор ребенком стратегии поведения в конфликте.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

изучение научной и методической литературы по проблеме исследования;

изучение микросоциальных условий воспитания, обучения и развития детей данной категории;

экспериментальное изучение детско-родительских отношений.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось в несколько этапов:

анализ литературных источников состоял из изучения результатов исследования разных авторов общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования;

эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений в семьях и со сверстниками детей, имеющих дефекты зрения.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что

. получены дополнительные данные о специфике детско-родительских взаимоотношений у детей при нарушении зрения,

. выявлены особенности межличностных отношений детей с нарушением зрения со сверстниками,

. предложены рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей с нарушением зрения со сверстниками.

Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Эйдемиллер Э.Г. и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.

Все обозначенные выше проблемы усугубляются в семьях воспитывающих детей с нарушением зрения.

 

 


Теоретическое обоснование проблемы исследования

Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

 

Родительское отношение определяется как целостная система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков [2].

А.С. Спиваковская [20] для анализа детско-родительских отношений использует понятие родительская позиция, которая определяется как совокупность установок родителей, реальная направленность в воспитательной деятельности родителей, возникающая под влиянием мотивов воспитания, как готовность родителей действовать в определенной ситуации на основе своего эмоционально - ценностного отношения к элементам данной ситуации. Автор выделяет три основных свойства родительской позиции - адекватность, динамичность, прогностичность. Исследователи, изучающие проблему детско-родительских отношений, считают, что родительские установки или позиции имеют два основных компонента - эмоциональный и инструментальный (контроль и требования) (Э.Г. Эйдемиллер [28], А.В. Захаров [8], А.Я. Варга [2], А.С. Спиваковская [20] и многими другими). Характер эмоционального отношения матери лежит в основе формирования качества привязанности у ребенка.

Представление о ребенке и отношение к нему - это внутренняя основа воспитания, которая реализуется через воспитательные воздействия и способы общения с ребенком. В литературе выделяются такие воспитательные воздействия, как контроль, наказание и поощрение. Важным условием воспитания также является уровень требований родителей к ребенку. Различные компоненты родительского отношения образуют устойчивое сочетание в поведении родителя, поэтому многие исследователи делают попытку классифицировать эти типы. Наиболее известны классификации А. РОЭ и М. Сигельман, И.С. Шефер и В. Леви, Д. Баумринд, А.Я. Варга и В.В. Столина. Материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой - приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации [2]. Матери детей с любым типом нарушения развития рассматриваются как первые кандидаты для эмоциональных расстройств, так как семья, в которой родился такой ребенок, находится в условиях психотравмирующей ситуации. Эта ситуация затрагивает значимые для матери ценности, фрустрирует ее базовые потребности (В.В. Ткачева). Многие авторы указывают на высокую вероятность распада семей, не сумевших преодолеть кризис, вызванный рождением ребенка с тяжелым нарушением развития (O.K. Агавелян, Р.Ф. Майрамян, М.М. Семаго). Например, супружеская пара, в целом, также страдает от рождения ребенка с умственной отсталостью. Семьи проходят через «классический» паттерн, матери становятся чрезмерно вовлечены в воспитание ребенка, в то время как отцы уходят от ситуации эмоционально или физически. Фиксация ребенка на роли маленького не дает возможность семье пройти нормальный семейный цикл. Рождение и воспитание аномального ребенка вызывает у родителей комплекс негативных реакций и переживаний, которые обобщаются понятием «родительский стресс».

По мнению многих исследователей, он носит стадиальный характер. Содержанием первой стадии - эмоциональной дезорганизации - являются следующие состояния и реакции родителей: шок, растерянность, беспомощность, страх. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности и задаются вопросом: «Почему это случилось именно со мной?»

Вторая стадия или фаза рассматривается исследователями как период негативизма и отрицания. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувства стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Отрицание может быть своеобразным способом защитного устранения эмоциональной подавленности, тревоги. На этой стадии развивается, так называемое, «шопинг - поведение», родители переводят ребенка от одного консультанта к другому, стремясь убедить себя, что специалисты не компетентны и ответственны за состояние ребенка.

Третья фаза родительского стресса - горевание. Чувство гнева или горечи может породить стремление родителей к изоляции, но в то же время найти выход в форме «эффективного горевания».

Четвертая стадия адаптации характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием больного ребенка.

Биологическая неполноценность ставит ребенка в определенные условия развития и предъявляет повышенные требования к родителям, призванным способствовать приспособлению его к этим условиям. Семейное окружение оказывает непосредственное влияние на выработку навыков социально рационального поведения у детей с нарушением зрения. Домашнее окружение во многом определяет индивидуальное поведение ребенка во многих сферах деятельности. Особую важность приобретает проблема психологического обучения родителей, имеющих детей с нарушением зрения.

Одной из первых программ помощи родителям была модель А. Адлера. Основные задачи воспитания родителей по этой модели выглядят следующим образом: помощь родителям в понимании детей, развитие у них способности войти в образ мышления ребенка и научиться разбираться в мотивах и значении его поступков; помощь родителям в выработке своих методов воспитания детей с целью дальнейшего развития ребенка как личности. Согласно модели чувственной коммуникации Т. Гордона, родители должны усвоить три основных умения:

1) умение активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;

2) умение выражать собственные чувства в доступной для понимания ребенка форме;

)   умение использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. способность говорить с ребенком так, чтобы результатами разговора были довольны оба его участника.

В программе обучения родителей X. Джинота рассматриваются практические вопросы: как говорить с детьми, когда хвалить и когда ругать ребенка, как его дисциплинировать, ежедневные занятия ребенка, страхи ребенка, приучение его к гигиене и т.д.

Целями таких программ являются следующие:

-   оказание квалифицированной психологической поддержки родителям;

-   создание необходимых условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;

    оказание помощи близким взрослым с целью создания комфортной для развития ребенка семейной среды;

    формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми.

Психологическая помощь может быть конструктивной и динамической, если в ее основу будут положены принципы комплексного подхода к организации коррекционного процесса, единства диагностики и коррекции, сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми, учета интересов родителей и детей.

Таким образом, на основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что семьи, воспитывающие ребенка с нарушением зрения, имеют существенные трудности, что требует оказания специализированной помощи таким семьям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...