Образовательный смысл игр и игровых методов.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Методика ролевой игры Подготовительные материалы Предисловие Предисловие Игры и игровые методы используют в своей повседневной практике почти все педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать школьников изучаемым материалом, преподнести знания в более легкой и "ненавязчивой" форме. Разнообразные игры постоянно проводят педагоги-организаторы, особенно те, кто работает с детскими организациями. Это не удивительно - ведь детская организация по сути является большой игрой, в которой дети осваивают реалии взрослой жизни. Разумеется, у детской организации есть много других функций, и рассматривать ее можно не только как игру, но и, например, как часть учебной или социальной программы. Но мы прежде всего видим то, чем сами занимаемся. Поэтому коллектив авторов, работающий под эгидой Казанской молодежной общественной организации "Игровые технологии в образовании", прежде всего заинтересован в сотрудничестве с детскими организациями со своей, профессиональной точки зрения. Настоящий сборник, предлагаемый вашему вниманию, адресован педагогам и составлен на основе многолетней работы со школьниками при помощи методики ролевых игр. Особенность ролевой игры как дидактического средства состоит в том, что помимо учебного материала и педагогической квалификации от организатора игры требуется специальная подготовка, которая в настоящее время приобретается только с опытом или при общении с коллегами-игротехниками. Данная книга - попытка передать используемые нами разработки в виде методического текста. Но читая ее и используя в своей работе стоит иметь в виду, что искусство делать игру (как и любая другая квалификация) приходит постепенно. Если вы решили проводить игры, то не расстраивайтесь, если первые несколько у вас не получатся - работа по созданию игры очень сложна, и только по книгам изучить ее не удастся.
Спектр применения игровых методов крайне широк. В своей работе наша группа использует ролевые игры и их элементы в очень разных проектах и мероприятиях - от экспериментального курса истории до смены в загородном детском лагере, от психологического исследования до конкурса на массовом мероприятии. Эта книга содержит не только методические указания по подготовке и проведению полномасштабных ролевых игр. Часть статей посвящена использованию игровых моментов в целях, не требующих проведения трудоемкой работы по подготовке ролевой игры. Мы надеемся, что наши читатели возьмут на вооружение наши идеи и рецепты, и работа, проводимая детскими организациями станет еще более интересной и плодотворной. П. Шилов Осторожно, игра! Игра вообще. Вначале определимся, что мы будем понимать под игрой и игровыми методами. Строго говоря, точного и всеобъемлющего определения игры дать невозможно. Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления - с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Поэтому мы ограничимся указанием на несколько существенных, с нашей точки зрения, признаков игры:
Таким образом, мы будем понимать под игрой все, что соответствует пяти приведенным выше условиям.
Ролевая игра. В данной брошюре речь будет вестись, в основном, о ролевых играх. Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:
Образно говоря, ролевую игру можно сравнить с театральным представлением по пьесе, в которой прописан только первый акт, а все остальное оставлено на откуп "актерам", как и что они сыграют, то и получится. Образовательный смысл игр и игровых методов. С нашей точки зрения, игровые методы применимы в любом обучении. Но это мнение, безусловно, пристрастное. Поэтому мы ограничимся указанием на наиболее эффективные "точки" применения игр и игровых методов. Игровые методы необходимы в рамках преподавания предметов, имеющих "практическую составляющую". То есть, таких предметов, которые, кроме развитой теории, включают в себя нормы и процедуры практического действия. Таких, например, как право. Право, кроме законодательства, включает еще и практику правоприменения, и нельзя считать человека подготовленным в области права, если его подготовка ограничивается знанием законов. Причем мы говорим не только о профессиональной подготовке, но и об общеобразовательной подготовке. Некоторыми правовыми процедурами (подача заявления, дача показаний, использование услуг юриста и т.п.) должен владеть любой гражданин. В противном случае знание законов достаточно бессмысленно. Применение игровых методов в обучении дает уникальную возможность приобрести опыт действия до столкновения с "настоящей" практикой (при условии, конечно, если обучающая игра построена корректно).
Игровые методы необходимы в рамках воспитательной работы. Они дают возможность педагогу работать с такой важной составляющей личности ученика как активность. Все-таки пока средства и методы воспитательной работы ориентированы на пассивную, исполнительскую позицию ученика. Учащийся с "избыточной активностью" чаще всего является нежелательным, "плохим учеником". Игра в этом случает выступает как относительно безопасное для общества и ближайшего окружения "пространство активности". Но при этом, несмотря на "игрушечность" игровых форм, действие и ответственность за действие в игре "настоящее". Негативная оценка действий в игре (как со стороны организаторов, так и со стороны других игроков) является одним из самых сильных средств коррекции поведения. Игровые методы сами предоставляют материал для организационной и управленческой практики учащихся. По опыту нашей работы можно заключить, что важным элементом игровых программ и курсов является включение наиболее активных и подготовленных игроков в работу по организации и проведению игры. А проведение игры представляет собой достаточно сложную управленческую задачу. Человек, который провел удачную игру, очень многое приобретает в плане личного оргуправленческого оснащения. И в отличие от других профессиональных областей практики включение в работу по проведению игры является посильной задачей для учащихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|