Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАНЯТИЕ 5. Патология восприятия и исследование патологии восприятия в эксперименте




УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАФЕДРЫ

 

Факультет Наименование дисциплины Курс Семестр Всего Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа
Клинической психологии Практикум по патопсихологии          

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

4.1. Узловые вопросы дисциплины:

-общая патопсихология;

-частная патопсихология;

4.2. Перечень обязательных практических навыков и умений:

1. Овладение принципами беседы и поведения с психически больными.

2. Написание психологического статуса

3. Составление заключения по данным экспериментально- психологического исследования.

 

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИКУМА ПО ПАТОПСИХОЛОГИИ

 

ЗАНЯТИЕ 1. Общие представления о психодиагностике

Учебные вопросы:

1. Краткая история становления психодиагностики.

2. Психодиагностика, как область психологического знания.

3. Взаимосвязь психодиагностики с различными отраслями психологии (общей, возрастной, социальной психологией и др.) и медицины.

4. Исследования нарушений психики в современной отечественной и зарубежной психологии. Основные тенденции.

 

Цель занятия: дать общие представления о психодиагностики, истории её становления как области научных знаний. Показать взаимосвязь психодиагностики с другими психологическими и медицинскими дисциплинами.

 

Место проведения: учебная комната, палаты.

Материальное обеспечение: методики для ЭПИ

Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.

 

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 4-10, 47-50.

2. Вольф М. Патопсихология и её методы. – СПб.: Питер, 2004. – стр. 9-13, 22-31, 31-59.

3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 8-51.

 

ЗАНЯТИЕ 2 Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) и его основные этапы

Учебные вопросы:

1. Понятие об экспериментальном методе и его использование для изучения психопатологических явлений.

2. Области психоневрологической клиники, в которых используется патопсихологический эксперимент.

3. Направление на ЭПИ

4. Характеристика предмета и объекта в патопсихологии.

5. Основные принципы построения патопсихологического эксперимента.

6. Формулировка клинической задачи.

 

Цель занятия: дать представления об экспериментально-психологическом исследовании. области его использования, а также целях и задачах и основных этапах ЭПИ.

 

Место проведения: учебная комната, палаты.

Материальное обеспечение: методики для ЭПИ

Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.

 

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – Стр.11-34, 40-46.

2. Вольф М. «Патопсихология и её методы». – СПб.: Питер, 2004. – Стр. 137-153.

3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 304-306, 421-438.

4. Рубенштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в практике. (Практическое руководство) – М.: Апрель – Пресс, Психотерапия, 2007. – Стр. 22-32.

 

ЗАНЯТИЕ 3. Экспериментально-психологическое исследование (ЭПИ) и его основные этапы

Учебные вопросы:

1. Формулировка клинической задачи.

2. Знакомство с материалами истории болезни.

3. Разработка предварительного плана исследования.

4. Беседа с обследуемым.

5. Исследование методиками и направленность отдельных методик.

6. Функциональные пробы и тесты в патопсихологии.

7. Понятие об обучающем эксперименте.

8. Описание ЭПИ и формулировка заключения.

9. Протоколирование и архивирование ЭПИ.

 

Цель занятия: дать представления об экспериментально-психологическом исследовании. области его использования, а также целях и задачах и основных этапах ЭПИ.

 

Место проведения: учебная комната, палаты.

Материальное обеспечение: методики для ЭПИ

Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.

 

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – Стр.11-34, 40-46.

2. Вольф М. «Патопсихология и её методы». – СПб.: Питер, 2004. – Стр. 137-153.

3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 304-306, 421-438.

4. Рубенштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в практике. (Практическое руководство) – М.: Апрель – Пресс, Психотерапия, 2007. – Стр. 22-32.

 

 

ЗАНЯТИЕ 3. Уровни иерархии мозговых процессов. Понятие симптома и синдрома в патопсихологии.

Учебные вопросы:

1. Понятие симптома и синдрома в патопсихологии.

2. Уровни иерархии мозговых процессов (патобиологический, физиологический, пато- и нейропсихологический, психопатологический).

3. Различие между психопатологическими и патопсихологическими синдромами.

 

Цель занятия: дать понятия патопсихологического синдрома и его отличие от психопатологического синдрома, обозначить основные регистр синдромы.

 

Место проведения: учебная комната, палаты.

Материальное обеспечение: методики для ЭПИ

Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.

 

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 34-40

2. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 422-423.

 

ЗАНЯТИЕ 4. Регистр-синдромы.

Учебные вопросы:

1. Понятие о регистр-синдромах.

2. Шизофренический регистр-синдром.

3. Аффективно-эндогенный регистр-синдром.

4. Олигофренический регистр-синдром.

5. Органический регистр-синдром.

6. Эпилептический регистр-синдром.

7. Личностно-аномальный регистр-синдром.

8. Психогенно-психотический регистр-синдром.

9. Психогенно-невротический регистр-синдром.

 

Цель занятия: дать понятия патопсихологического синдрома и его отличие от психопатологического синдрома, обозначить основные регистр синдромы.

 

Место проведения: учебная комната, палаты.

Материальное обеспечение: методики для ЭПИ

Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.

 

Литература:

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.И. Клиническая патопсихология: Рук-во для врачей и клинических психологов. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – стр. 34-40

2. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 422-423.

 

ЗАНЯТИЕ 5. Патология восприятия и исследование патологии восприятия в эксперименте

Учебные вопросы:

1. Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия.

2. Нарушение мотивационной (смысловой) регуляции восприятия.

3. Нарушение категориальной структуры восприятия (на примере агнозий и псевдоагнозий)

4. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств.

5. Психологические синдромы нарушений восприятия.

6. Онтогенетические аспекты нарушений восприятия.

7. Методики исследования нарушений восприятия.

 

Цель занятия: дать представления о нарушениях восприятия в патопсихологии и методах его исследования.

 

Место проведения: учебная комната, палаты.

Материальное обеспечение: методики для ЭПИ

Задание на самостоятельную подготовку: проработать литературу.

 

1. Рубенштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в практике. (Практическое руководство) – М.: Апрель – Пресс, Психотерапия, 2007. – стр. 29-34

2. Зейгарник Б. В.Патопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – Издательский центр «Академия»,2003. – стр. 48-73.

3. Клиническая психология: Учебник. 2-е изд. / Под ред. Б.Д.Карвасарского. – СПб: Питер, 2006. – Стр. 438-445.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...