Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория вопроса. Обобщение литературы и источников




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Радиостанция "Минская волна": особенности формирования программной политики


 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие программной политики радиостанции

Теория вопроса. Обобщение литературы и источников

Сущность понятия "программирование радиоэфира"

Основные принципы программирования радиоэфира

Анализ аудитории

Понятие "формат"

Разработка программной сетки вещания

Глава 2. Анализ программной политики радиостанции "Минская волна"

Общая характеристика программной политики радиостанции "Минская волна"

Информационная политика

Музыкальная политика

Формы радиожурналистики и жанровое разнообразие в программах "Минской волны"

Заключение

Литература

программирование радиоэфир вещание музыкальный


 

Введение

Современная FM-радиостанция стремится в условиях конкуренции и борьбы за аудиторию грамотно выстроить свой эфир, соблюдая каноны программирования. Сам термин "программирование" на медийном поле достаточно новый, и пришел к нам из США, где FM-вещание зародилось в 40-е годы ХХ века. Сегодня сложно найти специализированную литературу по программированию, адаптированную под отечественный радиоэфир. Поскольку в настоящее время мир информации и коммуникации активно развивается, проблема программирования радиовещания остается актуальной.

Объектом исследования в данной работе выступает радиостанция "Минская волна".

Предметом исследования выступает программная политика данной радиостанции.

Целью работы является изучение и анализ особенностей формирования программной политики радиостанции "Минская волна".

Указанная цель дипломной работы предопределила решение следующих задач:

. на основе проведенного анализа раскрыть термин "программирование" радиостанции, выявить его компоненты;

. определить особенности формирования программной политики радиостанции "Минская волна";

. осуществить анализ программной политики данной радиостанции.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического перечня.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается ее обоснование, определены объект, предмет, цели и задачи работы.

В первой главе "Понятие программной политики радиостанции" рассматриваются общие теоретические вопросы по заявленной теме, приведены примеры работы радиостанции "Минская волна".

Во второй главе "Анализ программной политики радиостанции "Минская волна" представлено жанровое разнообразие в ее вещательной деятельности, проанализирован контент.

Заключение подводит итоги анализа исследования, даются выводы по изученному материалу.

 


 

Глава 1. Понятие программной политики радиостанции

 

Теория вопроса. Обобщение литературы и источников

 

Понятие радио-программирование в современной журналистике в большей степени относится к менеджменту или даже к рекламному бизнесу. И.В. Алешина в своей книге "Паблик Рилейшенз для менеджеров и маркетеров" очень подробно освещает вопрос формирования сетки вещания и программирования на телевидении. В ее понимании составление очередности выхода программ в эфир сфера деятельности не журналиста, а скорее администратора канала, менеджера. И здесь можно выявить определенную тенденцию в сфере теле- и радио-программирования. Прерогатива разработки и формирования имиджа канала, его концепция вещания отдается менеджерам - людям, которые хотят и знают, как правильно заработать деньги на своем продукте. Именно поэтому, как и отмечает в своей книге И.В. Алешина, программированием занимаются менеджеры, ведь канал или станция, в условиях конкуренции, должны приносить прибыль.

Отметим, что в современной научной литературе уделено недостаточное внимание вопросу, раскрывающему теорию формирования программной политики на радио. Существуют лишь отдельные работы, отражающие этот вопрос в работе телевидения. Так, в исследовании С.Н. Ильченко "Отечественное телевидение постсоветского периода" идет речь о формировании программной сетки.

Впервые в литературе сделано обобщение зарубежного опыта радиовещания и форм и методов изучения радиоаудитории в учебнике "Радиожурналистика" под редакцией А.А. Шереля. В книге также освещены вопросы основ программирования, его принципы.

Таким образом, сегодня в Беларуси нет литературы и исследований, которые бы четко описывали процесс формирования программной политики. Неясно, почему отечественные исследователи обходят эту тему? По большому счету, одни и те же слушатели в ограниченном эфирном пространстве выбирают из полутора десятка радиостанций и, хотя, конкуренция среди них есть, но она мала. Данная ситуация на отечественном радиорынке не привела к необходимости глубже исследовать данный вопрос.

"Как государственные, так и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, своим рейтингом. И, если появляется отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые программы, приглашаются известные исполнители, ведущие, меняется журналистский состав, расширяется развлекательно-игровая зона вещания. Конкуренция заставляет станции вырабатывать свой индивидуальный стиль, формировать эфирный имидж. И те станции, которые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей" [4, с. 28].

Таким образом, в своей работе я рассказываю на примере радиостанции "Минская волна" об особенностях формирования программной политики, и показываю ее влияние на вещательную концепцию волны в целом.

Основные понятия:

Радиостанция - аппаратный комплекс, предназначенный для осуществления различных типов радиовещания. Под словом "радиостанция" понимают также коллектив технических и творческих работников, осуществляющих вещание на таком комплексе.

Программирование - подчиненность всех производственных звеньев и управленческих механизмов радиоорганизации реализации вещательной концепции радиоканала, его программной политике.

 

1.2 Сущность понятия "программирование радиоэфира"

 

Четкого определения термина "программирование" нет в словарях. Книги, освещающие данный вопрос, также не дают однозначного понимания. Рассматривая все аспекты программирования, постараемся вывести определение данного понятия.

Изучив программирование в историческом ракурсе, отметим, что само понятие возникло одновременно с тем, как появилось радио и первые радиопрограммы. Этим моментом стали 20-е годы прошлого столетия. Для большего понимания вопроса стоит выделить и кратко охарактеризовать следующие исторические этапы развития радио-программирования.

. 1920-1940-е гг. В этот период радио стремится быть "всем для всех". В эфире освещаются разные темы, радио вещает для людей разного возраста. Именно в это время появляется такой термин, как "широковещание", означающий доступность радио и его всеохватность [10, с. 369].

Радио в 20-40-х годах выполняет информационную и культурно-просветительскую функции. В информационную функцию входят прямые включения с партийных собраний, заметки и сообщения, произносимые диктором. Это своеобразные новости, занимающие гораздо больше эфирного времени, нежели на современном этапе [13, с. 81]. Культурно-просветительскую функцию представляют ретрансляции живых симфонических концертов, поэтических чтений, радиоспектаклей.

Возникает горизонтальный принцип программирования радиоэфира. Об этом подробнее пойдет речь в части 1.6 настоящей работы.

Сетка программ зависит от государства, звучащие тексты тщательно проверяются.

. 1950-1960-е годы характеризуются появлением телевидения и вытеснением радиовещания. Телевидение превосходит радио возможностью не только прослушать концерт, но и видеть его, что отрицательно сказывается на рейтинге последнего. Телепрограммы содержат просветительские и развлекательные передачи, присущие радио в его лучшие дни. В то же время с развитием радиотехники появляются новые, более компактные и удобные модели радиоприемников. Теперь радио можно слушать на работе, на отдыхе, в машине, на улице.

. 1960-1970-е гг. В начале 60-х годов радиостанции становятся круглосуточными, многие доводят объем вещания до 20 часов в сутки. Журналисты активнее освещают события, идет поиск новых форм и приемов подачи информации. Хорошо развивается музыкальное радиовещание [9, с. 56].

. 1970-1980-е гг. " К концу 1980 г в СССР насчитывается около 144 млн радиоприемных аппаратов, в том числе 66 млн приемников и 77,8 млн трансляционных точек" [10, с. 70]. Именно в эти годы происходит всплеск программирования радиовещания. Появляются новые рубрики, форматы. Зарождается термин "тематическое планирование". Журналисты стремятся заранее регламентировать тему, композицию и все структурные элементы будущей радиопередачи.

. 1985-1991-е гг. 1985 год становится переломным в развитии средств массовой информации, и, в частности, радио. Начинается эра перестройки, политика берет новый курс на демократизацию общества и гласность. В результате чего получает отмену цензура, информация становится открытой, в прессе появляются новые темы.

. 1991-2000-е гг. Этот период является точкой отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания, и в значительной степени - программирования. Среди радиостанций возрастает здоровая конкуренция, т.к. возникают различные формы собственности радиовещательных организаций, новые направления вещания, новые технологии. Появляются первые радиостанции в FM-диапазоне.

. 2000-е годы-наши дни. На смену старой, громоздкой технике приходит современная, цифровая аппаратура. Это приводит к упрощению работы, вместе с этим повышается ее качество и скорость. Появляются новые программы и новые форматы. Многие из уже существующих радиостанций переходят в более коммерчески привлекательный FM-диапазон. Большинство из них теперь ведет свое вещание в круглосуточном режиме.

С начала 1990-х годов меняется программная политика на радиостанциях, в результате чего появляются разные формы собственности радиоорганизаций: государственные, коммерческие, общественные. На сегодняшний день в белорусском радиовещании пока нет общественных радиостанций в чистом виде. Присутствуют государственные радиостанции и коммерческие. В каждом виде есть свои особенности организации и ведения программной политики.

Государственное радиовещание находится под управлением власти. Радиостанция финансово зависит от государства. В программах должна отражаться идеология государственной власти. При планировании программ на новый сезон особое внимание уделяется перспективному и жесткому календарному планированию.

Коммерческое радиовещание живет за счет прибыли от рекламы. Для того чтобы заинтересовать выгодных рекламодателей, необходимо привлечь наибольшее число аудитории. А для привлечения и удержания аудитории нужно знать и удовлетворять ее интересы. Таким образом, программная политика направлена на получение прибыли через определение и удовлетворение слушательского спроса на контент.

Общественное радиовещание старается быть свободным от денежной зависимости и от необходимости вести идеологическую пропаганду.

Радиостанция "Минская волна" по форме собственности относится к полугосударственной. Поэтому для нее одновременно будут работать две модели программной политики: государственная и коммерческая.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что " программированием <…> называют формирование и распределение контента в эфирной сетке. Основная задача программирования - максимизировать аудиторию канала, сформировав и наполнив программную сетку в соответствии с запросами аудитории и с учетом возможностей [телеканала]" [2, с. 59]. Для достижения задачи необходимо так сформировать и наполнить программную сетку, чтобы удовлетворить запросы и интересы аудитории. Это делается с учетом возможностей радиостанции, финансовых и технических.

Из этого можно вывести основную идею программирования: выбрать формат, который будет привлекателен для аудитории определенных возрастных категорий и занятий, и удержать внимание того сегмента рынка, в котором заинтересована станция а, следовательно, и рекламодатели.

Таким образом, основной принцип организации работы на коммерческом радио можно определить тремя словами: "целесообразность", "окупаемость", "мобильность".

Для радио цель стратегического планирования, его миссия на рынке, в первую очередь - это максимальный охват вещанием региона, перенаправление финансовых рекламных потоков на себя, подавление популярности конкурентов и т.д.

Вторая задача - стратегическое программирование радиостанции. Это выработка конкретного алгоритма достижения успеха и его методов. На этом этапе необходимо проанализировать медиа-рынок и собственные возможности радиостанции, разработать общее направление продвижения, выстроить последовательность внедрения на рынок.

Стратегическое программирование радиостанции - это концепция ее вещания, в которой обязательно формулируются главные принципы:

. Целевая платежеспособная аудитория, на которую работает радиостанция;

. Предполагаемые рекламодатели, которые работают на ту же целевую аудиторию;

. Основные радиовещательные технологии, которые необходимо привлечь для контакта с целевой аудиторией;

. Формат вещания радиостанции и ее программинг, которые интересны для целевой аудитории;

Стратегическое планирование и программирование - это движение от общего к частному, от поставленной цели к стратегическому программированию ее выполнения.

Третья цель - это тактическое (оперативное) программирование. На этом этапе разрабатывается конкретный комплекс сиюминутных мер и технологий, стимулирующих и расширяющих целевую аудиторию, активизирующих рекламодателей. Это мониторинг спроса целевой аудитории, работа с рекламодателями, форматирование музыкального вещания, составление сетки программ, создание целостности звучания радиостанции. Тактическое планирование создает готовый продукт, привлекательный для потребителя.

Помимо этого, в стратегическом планировании существенное место занимает стратегическое контрпрограммирование. С точки зрения маркетинга, товар должен быть не только привлекательным, но и узнаваемым. Радио-продукт - тот же товар, который должен иметь качественную "упаковку", по которой слушатели сможет быстро найти и отличить понравившуюся радиостанцию от других. Здесь особое внимание уделяется все тем же инструментам тактического программирования - формату радиостанции, программингу, эфирному оформлению и общей звуковой гармонии.

Это сочетание стратегического программирования и контрпрограммирования - и есть основа коммерческой успешности любой радиостанции на рынке. Как следствие - рост целевой аудитории и приход новых рекламодателей. Если в результате эти показатели растут - значит, планировка верна, если же прогресса нет - значит либо выбраны не те инструменты тактического планирования (неудачный формат или некачественный программинг и т.д.), либо в стратегическом планировании допущена ошибка (например, неправильно выбрана целевая аудитория) и необходимо корректировать генеральные направления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...