Основные принципы программирования радиоэфира
Программирование радиоэфира сегодня - самая важная составляющая современного радиовещания. Суть программирования складывается из следующих факторов: . Цель вещания . Время вещания . Объем вещания . Наличие определенных программ. "Основные принципы программирования: Содержательные, призванные отражать панораму текущих событий, показывать жизнь во всей ее сложности, многообразии и полноте - разнообразием тем и проблем, поднимаемых в эфире; подавать факты, события, явления в разных жанровых контекстах; сочетать центральное и местное вещание; учитывать интересы разных групп слушателей (возраст, пол, профессия, социальное положение, уровень образования, религиозная принадлежность, увлечения и т.д.); сопрягать разные виды вещания: информационное, пропагандистское, детское, молодежное, литературно-драматическое, музыкальное, обращенные к широкому кругу слушателей, и узконаправленные передачи; сочетать передачи, учитывающие географию (адреса конкретных материалов). Временные, призванные учитывать время выхода конкретных передач в эфир (утро, день, вечер, ночь) в связи с особенностями этих частей суток с точки зрения бюджета времени аудитории; учитывать будничные, выходные, праздничные дни. Структурные, призванные иметь в виду внутрипрограммное и межрограммное планирование; объединять разные формы: выпуски новостей, рубрики, циклы, радиожурналы и т.д.; учитывать речевую структуру передач (монологи, диалоги, речь, музыка); следить за сбалансированностью всех вещательных потоков" [12, с. 49]. Одним из самых главных традиционных принципов программирования вещания остается тематическое планирование. Это соответствие содержания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий. Сначала формируется сетка вещания, т.е. расписание передач на день, неделю, месяц, и т.д. В ней обозначены часы и дни определенных жанрово-тематических рубрик. Затем начинается ее заполнение. Минусы тематического планирования в том, что нельзя заранее спрогнозировать непредсказуемые события. В то же время стремление во всех видах вещания осветить одну и ту же тему приводит к дублированию материалов.
"В определенной мере тематическое планирование сохраняется в практике современных коммерческих информационно-музыкальных станций, многопрофильных по видам вещания, тематике и адресности материалов. Однако оно не имеет директивного влияния на формирование передач, а является побочным, дополнительным фактором при решении различных вопросов программирования" [10, с. 360]. Оперативное планирование выступает как альтернатива тематическому. Планирование и подготовка новостной информации осуществляется в редакции, куда стекаются все материалы: пресс-релизы, письма. "Одним из важнейших признаков и качеств, определяющих особенности контакта с аудиторией, является программность - взаимозависимость всех компонентов и их восприятие слушателем в контексте этой зависимости. Вещательная программа представляет собой совокупность самых разнообразных и по содержанию, и по форме материалов, образующих определенное единство во времени. И восприятие слушателем того или иного фрагмента этой целостности от "соседства" предыдущей или последующей передачи" [12, с. 5]. Существуют следующие подходы к размещению программ в эфире. Группировка. Несколько сильных программ одного типа последовательно ставятся друг за другом в сетке для удержания единой для них аудитории. Подвешивание. Между двумя успешными программами помещается новая, мало известная или менее популярная программа.
Подпирание. Между двумя малорейтинговыми программами ставится популярная.В этом случае внимание аудитории проектируется с сильной программы на две слабые. Однако следует учесть риск обратной проекции, когда сильная программа теряет свои позиции из-за слабой. Контрпрограммирование. В расчет берется рейтинговая программа конкурирующей станции. В эфир ставится аналог такой программы, чтобы привлечь аудиторию конкурентной станции на свое эфирное поле. Например, в утренний прайм-тайм, когда к приемникам примыкает максимальное число радиослушателей, в эфир многих музыкально-информационных и информационно-музыкальных радиостанций выходят утренние развлекательные шоу. Притупление. Частным случай контрпрограммирования. Радиостанция использует более слабый аналог программы-конкурента, который способен привлечь лишь малую часть аудитории. Бесшовный переход. Между следующими друг за другом программами не помещают межпрограммных вставок (рекламные блоки, межпрограммные заставки, собственную рекламу станции), чтобы аудитория не успела переключиться на другую волну. Перетекание. Плавный переход от одной программы к другой. Например, ставить после развлекательной программы аналитическую неуместно, поскольку аудитория этих программ кардинально разная. Если при программировании не удается достичь плавного перетекания, используются межпрограммные заставки. Естественное течение аудитории. Как правило, большая часть аудитории остается после предыдущей программы, а не переходит с других станций. Здесь важно удержать аудиторию на своей волне [20].
Анализ аудитории
"Программирование в современных условиях опирается на данные мониторинга аудитории: динамику аудитории, размер аудитории, структуру аудитории по социально-демографическим признакам и ее поведение" [20]. С появлением каждой новой радиостанции у нее сначала возникает потенциальная аудитория. Но главной задачей в это же время становится борьба за реальную аудиторию. Задача радиостанции на этом этапе - привлечь, захватить и удержать внимание слушателей. Существенное значение для выбора приемов установления и поддержания контакта с аудиторией имеет программный тип радиостанции, или иначе говоря - формат станции. В нем определены расчетная аудитория, предметная область, стилистика вещания, направленность и тематический характер программ.
Первая важная задача на начальном этапе - правильно определить свою аудиторную нишу. Через аудиторию раскрывается эффективность деятельности СМИ. "Сведения о реакции аудитории позволяют вносить коррективы в деятельность редакций, т.е. осуществлять обратную связь, или интерактивное общение" [10, с. 389]. Реальной аудиторией станции "Минская волна" являются только жители Минской области. И это подтверждено результатами исследования, проведенные Институтом социологии НАН РБ в декабре 2009 года. Теоретически аудиторию можно разделить на три категории. Первая - это потенциальная аудитория. Она включает в себя всех слушателей, которые находятся в зоне "охвата" станции и имеют возможность принимать ее программы. То есть - это жители Минской области. Вторая - реальная аудитория. Это те слушатели, которые слушают станцию в данный момент времени. И третья - целевая, это та часть слушателей, которые ориентированы на данную станцию, постоянно настраивают свои приемники на ее волну и считают станцию "своей". Стоит отметить, что в горизонтальном программировании радиоэфира потенциальная аудитория является синонимом целевой. Согласно полученным данным, в Минской области лидером среди радиостанций является Первый канал Белорусского радио (31 %), а второе место занимает радиостанция "Минская волна" (23 %), что подтверждает предположение, что аудиторией станции являются жители Минской области. По этим же данным слушатель "Минской волны" человек в возрасте 20-30 лет (68 %). Большинство слушателей получили высшее (41 %) и средне-специальное (30 %) образование. Заняты они в различных сферах деятельности и являются представителями разных профессий: от рабочих (они лидируют в рейтинге - 19 %) до сотрудников культурной и медицинской сфер (по 4 %). Предпочтения аудитории радиостанции "Минская волна" очень разнообразны:
Музыка - 23%. Кино - 13%. Компьютеры - 13%. Автомобили - 10%. Путешествия - 9%. Спорт - 9%. Политика - 6%. Кулинария - 6%. Психология - 6%. Мода - 5%. Согласно опросу, слушатели находятся на каждый временной сегмент: утром и вечером слушают по 23% аудитории, а днем - 21%. Сокращается аудитория только ночью (до 7%), еще 8% опрошенных сказали, что слушают радиостанцию весь день. На основании опроса можно сделать вывод, что чаще всего радиостанцию слушают дома (35%) и на работе (32%). Однако некоторые слушатели отмечают, что обращаются к радио в любом месте, где оно доступно (22%), а 6% ловят радио "Минская волна" только в машине. Стоит отметить, что 47% слушателей радиостанции предпочитают современную музыку, еще 26% - композиции 1990-х годов. То есть, наиболее близким для аудитории "Минской волны" является формат Contemporary Hit Radio, а не заявленный самой радиостанцией Hot&Soft АС. Возможно, именно потому из причин, которые заставляют переключиться с "Минской волны" на другую радиостанцию более 50% опрошенных назвали - музыку [1]. Изучив свою аудиторию можно более целенаправленно выбрать проблемы, темы, конкретные факты и тем самым "попасть в точку", в настроение, которое завладеет слушателями. "Знание аудитории позволяет прогнозировать воздействие сообщения на слушателей, помогает лучше ориентироваться в вопросах массового сознания, общественного мнения, дает представление об интересах, ценностях, установках, ожиданиях, стереотипах различных групп общества" [10, с. 401]. Помимо социологических исследований "Минская волна" изучает аудиторию посредством опросов на своем официальном сайте. На вопрос "В какое время вы слушаете "МВ-радио"?" по состоянию на 21.04.2012 ответил 2001 человек. Из них: утром - 375 голосов (18,7 %); днем - 317 голосов (15,8 %); вечером - 262 голоса (13,1 %); ночью - 216 голосов (10,8 %); постоянно - 236 голосов (11,8 %); в разное время - 595 голосов (29,7 %) [21]. Эти цифры подтверждают, что максимальное число аудитории слушает радио в утренние часы (утренний прайм-тайм). Вместе с тем, значительная часть аудитории слушает волну постоянно. И это свидетельство тому, что радиостанция ведет правильную программную политику, если способна удовлетворять запросы слушателей в разное время суток. Таким образом, радиостанция "Минская волна" занимает уникальный сегмент рынка, являясь одним из лидеров в FM-диапазоне нашей страны.
1.5 Понятие "формат"
Современный белорусский медиа-рынок развивается одновременно по нескольким законам. Актуальные международные тенденции диктуют свои правила, а традиции и идеологические устои - свои. В связи с этим отечественные масс-медиа вынуждены играть одновременно по нескольким правилам. Нужно не только соблюдать все предписания, но в то же время оставаться популярными.
В этом смысле радио является одним из самых показательных объектов. В какой-то мере это усредненное понятие между другими видами СМИ. С одной стороны, радио превосходит по оперативности телевидение и газеты, но уступает Интернету, с другой - наиболее легко может адаптироваться к новым условиям. И поэтому можно утверждать - смена формата для радио может происходить гораздо легче, чем для других видов СМИ. Станции часто меняют формат. Обычно это происходит на основе решения о смене аудитории и начале "охоты" на более выгодный сегмент рынка. Иногда просто могут меняться интересы аудитории. Бывает ситуация, когда уровень конкуренции в рамках данного формата достаточно высок, и станция решает сменить его на тот, где конкуренция меньше. Радиостанции успешнее других масс-медиа могут подстраиваться под вкусы слушателей. По сути, формат программирования описывает содержание эфира радиостанции. Маркетинговая политика также влияет на его содержание. Форматы могут иллюстрировать жанры радио, говорить о той музыке, которой отдают предпочтение на канале, либо об аудитории, на которую вещает станция. "В настоящее время в мире существует более сотни форматных разновидностей. Условно их можно разделить на: музыкальные форматы - основной упор делается на музыку; разговорные форматы - большинство передач относятся к разговорным жанрам; новости программы, где главное - новости" [10, с. 372]. Не существует "чистого" формата. Каждая направленность может иметь те или иные отклонения, продиктованные разными условиями. Поэтому они могут только частично соответствовать полному пониманию термина "формат", как "концепция радиостанции, включающей в себя содержание, ритм вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории" [10, с. 372]. Но по существу, формат - это подбор и расположение программных элементов (часто музыкальных записей) в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу. Чем больший процент целевой аудитории слушает станцию, тем больше станция может запросить с рекламодателей, желающих использовать радио для получения коммерческой реакции этой целевой группы. Таким образом, станция приносит коммерческую прибыль. "В основу формата положены один или несколько программных элементов, которые становятся приоритетными, а все остальные подбираются так, чтобы подчеркнуть и выделить главный" [10, с. 388]. Если рассматривать конкретную станцию как часть системы белорусских СМИ, то радиостанция "Минская волна" является полугосударственной по форме собственности, музыкально-информационной по типу вещания и частично соответствующей формату Adult Contemporary (Hot & Soft). Основа эфира состоит из комбинации международно-классифицируемых форматов Hot Ac и Soft AC. Формат АС - Adult Contemporary ("Современный взрослый"). AC был наиболее популярен в 80-е годы ХХ века. Однако и в настоящее время он не сдает своих лидирующих позиций. Основная аудитория этого формата - от 25 до 49 лет. Эта возрастная группа наиболее привлекательна для рекламодателей, так как более других нацелена на зарабатывание и трату денег. Музыкальная основа станций, работающих в данном формате - самые модные и старые поп-хиты 70-90-х годов, отсутствие любой "тяжелой" музыки. В их эфир иногда включаются и элементы "софт-рока", которые хорошо сочетаются с лирическими балладами и мелодичной музыкой [10, 389]. Принципиально различают две формы AC:based AC (AC на базе старых мелодий) - радиостанции, которые играют вариацию мелодий из 60-х, 70-х и 80-х, дополняя их современными мелодиями.based AC - основной упор идет на современные мелодии. Субформатами относительно широко выполненного формата являются:AC - более мягкие и спокойные AC-мелодии. Большое количество лирических, "любовных", мелодичных композиций. Минимум "агрессивных" элементов программы.AC - прогрессивные и консервативные мелодии. Более ритмичная музыка, чем в Soft AC; больше текущих хитов, удовлетворяющих общим требованиям формата. Но привязка к текущим Хит-парадам также не велика. Работа ведущего может быть обозначена как ненавязчивая и лаконичная. Она ограничивается такими стандартными элементами, как вводное и заключительное слово к музыкальным произведениям, объявление времени, идентификация, перекрестные замечания, ведение розыгрышей призов и лотерей и пр. Парно ведущие обычно работают лишь в утренних шоу. Здесь необходимо отметить, что существуют также радиостанции AC-формата, которые отдают равное предпочтение музыке и новостям. Наряду с новостями в начале каждого часа часто передаются специализированные информационные выпуски в середине часа. Для такого класса станций, работа ведущего очень четко выдвинута на передний план. Из-за большого количества информационных элементов, ведущие на таких станциях должны отличаться также сильными редакторскими способностями [25]. Утренний эфир "Минской волны", под стать данному формату, характеризуется выходом в эфир шоу буднего дня "Утро-Плюс!". Ежедневно с 7:05 до 10:00 утра эфир наполнен актуальными новостями, призами и конкурсами от ведущих, музыкой со знаком "плюс". Программа рассчитана на наиболее активную часть аудитории, людей от 20 до 40 лет, которые работают и учатся в это время. В эфире проводятся игры с привлечением смс-сервиса и форума "Минская волна". Интерактивные формы общения со слушателями - звонки в студию, всевозможные игры, конкурсы, викторины - являются значительными формообразующими факторами в структурировании эфира. Обязательно в утреннем эфире звучит информация о праздниках дня, гороскоп. Ведет шоу "Утро-Плюс!" известная белорусская эстрадная певица Катя Ивлиева (сценический псевдоним Катя Оушен) в паре с программным директором радиостанции Денисом Дзененко. Ранее Катя Ивлиева уже заявила себя как талантливый радио-ди-джей на радиостанции "Би-Эй". Дневной и вечерний эфир "Минской волны" принадлежит менее известным, но не менее талантливым ди-джеям, среди которых Елена Пунтус (офисная игра буднего дня "Время есть!", дневная программа приветов и поздравлений "Привет в обед"), Андрей Мурин (вечернее шоу буднего дня "Радиодрайв"), Юрий Курпатин (вечерняя программа приветов и поздравлений "Радости жизни") и другие. Стоит отметить, что в этом же формате работают и другие белорусские FM-радиостанции: "Радио ОНТ" (подформат Hot AC), "Радиус FM", "Альфа Радио" (подформаты Hot AC и CHR), "Unistar" (подформат Hot AC), "Радио "Минск", "Радио "Мир", "Новое радио", "Пилот-FM". Все эти радиостанции строят свой эфир по аналогии друг с другом. Однако радиостанция "Минская волна" выделяется своей отличительной чертой - наличие в музыкальном эфире современной белорусской инструментальной музыки. В настоящее время при формуле "25 % российской и зарубежной музыка + 75 % белорусской музыки" 10 % отдано инструментальным композициям белорусских авторов и исполнителей. Исходя из приведенного описания, можно сказать - формат радиостанции "Минская волна" представлен не в чистом виде, что связано с особенностями белорусского радиорынка, требования которого сильно отличаются от особенностей радиорынка Европы, а уж тем более Америки, где и зародился вышеописанный формат. В данном случае формат Adult Contemporary трансформировался, приобрел новые, неприсущие ему черты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|