Некоторые замечания о цвете
Теперь приступим к работе. Предмет, который нам предстоит разобрать нынче вечером, в высшей степени интересен. В моем седьмом письме обсуждается использование цвета и звука в медитации. Мы, как вы помните, много раз сталкивались с темой звука в наших предыдущих письмах, как при изучении употребления Священного Слова, так и при изучении форм и мантрамов. Трюизмом является утверждение о том, что звук это цвет, а цвет это звук; именно так обстоит дело, и главное, что мне хочется вам показать, это не столько звук как звук, сколько цветовые воздействия звука. Я стремлюсь особо подчеркнуть цветовой аспект в данном письме и прошу всегда помнить, что любые звуки являют себя в цвете. Когда Логос издал великое космическое Слово для пашей солнечной системы, появились три главных цветных потока, которые почти одновременно перешли еще в четыре, образуя тем самым семь цветных потоков, благодаря которым стало возможным проявление. Цвета следующие: 1. Синий. [скорее ближе к русским голубому 2. Индиго. и синему - ред.] 3. Зеленый. 4. Желтый. 5. Оранжевый. 6. Красный. 7. Фиолетовый. Я не без умысла привел цвета в этом порядке, открыть же точное значение предоставляется вам. Подчеркиваю вторую мысль: Эти семь цветных потоков явились результатом логоической медитации. Логос медитировал, размышлял, осмысливал, формировал идеальный мир, строил в мыслительной материи. И в мгновение ока возникла наша объективная вселенная, сверкающая семью цветами, чьим синтетическим подтоном был темносиний или индиго. Таким образом, о цвете можно констатировать следующее: 1. Он имеет отношение к объективной медитации, то есть к форме. 2. Он является результатом звука, издаваемого в кульминационный момент медитации.
3. Этими семью цветами, их постижением, обусловлена способность человека делать то же, что и Логос, - строить. 4. Цвета оказывают определенные воздействия на различные проводники и планы, на которых эти проводники функционируют. Когда оккультист узнает, какой цвет соответствует какому плану, следовательно, какой цвет является базовым оттенком этого плана, он постигает фундаментальную тайну микрокосмического развития и способен строить свое тело проявления по тем же законам, какими пользовался Логос при строительстве Своей объективной солнечной системы. Это та тайна, которую лучевая медитация в конце концов открывает мудрому учащемуся. Данные четыре пункта составляют фундамент всего, что последует. Сейчас постараюсь успокоить ваш ум относительно того, что перечисленные мною цвета якобы не совпадают с теми, что перечислены Е. П. Б. Это не так, просто мы оба используем шоры, причем одни и те же, как это могут видеть те, у кого есть глаза. Но шоры - уже не шоры, если их распознать, а ключа я не даю. Однако один-два намека могут иметь место: Дополнительные цвета могут в оккультных книгах подменяться один другим. Красный может называться зеленым, а оранжевый может называться синим. Точная интерпретация употребляемого термина зависит от точки достижения соответствующей единицы. Если речь идет об Эго, может употребляться один термин; если о Личности - другой; Монада или высшая аурическая сфера может описываться синтетически или в терминах монадического луча. О цветах высшего и низшего ума иногда говорят в терминах плана, а не в терминах соответствующего луча. Синий и индиго, будучи космически взаимосвязанными, а не просто похожими, могут упоминаться один вместо другого с целью ввести в заблуждение. Проиллюстрирую: Владык Пламени, Их работу в связи с нашей планетой, можно соотносить с четырьмя цветами:
а. Индиго, так как Они действуют по линии Бодхисаттвы на Луче Любви или Мудрости. Господь Мира есть прямое отражение второго Аспекта. б. Синим по причине его близости индиго и связи с аурическим яйцом; как о Солнечном Логосе говорят как о "Синем Логосе" (буквально индиго), так и совершенный человек, аурическая оболочка, через которую он проявляется, характеризуется преимущественно синим цветом. в. Оранжевым, который является дополнительным по отношению к синему и имеет прямое отношение к человеку как познающему существу. Человек - хранитель пятого принципа манаса в составе совокупной личности. г. Желтым, поскольку он дополняет индиго, а также является цветом буддхи и прямо связан со вторым Аспектом. Я привел этот пример, чтобы продемонстрировать, к каким большим трудностям приводит использование шор, а также показать, что для тех, чьи глаза видят, даже выбор шор не случаен, а определяется правилом и законом. Итак очевидно, почему так часто констатируется, что в эзотерических делах низший манас бесполезен. Лишь тот, у кого развивается высшее видение, может надеяться добиться более или менее точного различения. Как зеленый цвет Природы образует базис аспекта любви или индиго - вибрация нашей системы любви, так и ментальный план получит свою характеристику. Больше ничего не может быть сказано, но пищи для размышления достаточно. В оранжевом тоже скрыта тайна для Сынов Человеческих, и изучение пламени (которое даже экзотерически соединяет все цвета) влечет за собой просветление. При исследовании цвета и звука в медитации на какие части лучше всего разделить этот обширный предмет? Рассмотрим его под следующими заголовками: 1. Перечисление цветов и некоторые комментарии о них. 2. Цвета и Закон Соответствий. 3. Воздействия цветов: а. На тела ученика. б. На группы и групповую работу. в. На окружение. 4. Применение цветов: а. В медитации. б. Для целительства в медитации. в. В конструктивной работе. 5. Будущее применение цветов. Этими пятью заголовками мы можем охватить все, что следует сообщить в настоящее время. Наверно мало из того, что я скажу, будет принципиально новым, так как я не дам ничего, что бы ни содержалось в фундаментальном произведении Е.П.Б. Однако новое представление материала, его концентрация под одним заголовком может привести к озарению и дальнейшему усвоению знания. Мы рассмотрим эти пять разделов позднее. Сегодня я лишь добавлю еще несколько пунктов к ранее изложенным.
Цвета, явленные на физическом плане, относятся к самым грубым и кричащим. Даже наиболее изысканный из оттенков, наблюдаемых физическим глазом, груб и резок по сравнению с цветами эмоционального плана, и по мере касания тонкой материи остальных планов красота, мягкость и утонченность оттенков возрастают с каждым переходом. Когда же достигается завершающий синтетический цвет, красота превосходит всякое воображение. Цвета - с которыми мы имеем дело в эволюции - это цвета света. Некоторыми цветами, оставшимися от предыдущей солнечной системы, пользуется как своими средствами выражения то таинственное нечто, которое мы называем "космическим злом" (именуя его так по своему неведению). Это инволюционные цвета, проводники силы Темного Братства. К ним стремящийся к Пути Света не имеет никакого отношения. Это такие цвета, как коричневый, серый, отвратительный пурпурный и зловещие зеленые оттенки, с которыми встречаются в темных местах земли, на эмоциональном плане и низшем уровне ментального плана. Это отвергнутые цвета. Их нота ниже, чем нота Природы. Они - исчадия ночи в эзотерическом смысле. На них основаны чары, отчаяние, разложение, и ученик Великих обязан их нейтрализовать, привлекая цвета, соотносящиеся со светом. Синтезом всех цветов, как упоминалось, является синтетический луч индиго. Он лежит в основе их всех и абсорбирует их все. Но в трех мирах человеческой эволюции оранжевый цвет пламени содержит в себе все оттенки. Оранжевый исходит из пятого плана, лежит в основе пятого принципа и является следствием эзотерического звучания оккультных слов "Бог наш есть Огонь поядающий". Эти слова относятся к манасическому принципу, тому огню познания или разума, который принесли Владыки Пламени и который стимулирует и направляет жизнь активной личности. Это тот свет разума, что проводит человека через Дворец Учения во Дворец Мудрости. В последнем дворце выявляются его ограничения, и структура, выстроенная знанием (каузальное тело или Храм Соломона), сама уничтожается огнем поядающим. Огонь пожирает эту великолепную тюрьму, которую человек возводил в течение многих воплощений, и высвобождает внутренний божественный свет. Тогда оба огня сливаются, поднимаются и теряются в Триадном Свете.
Некоторые цвета более присущи человеческой Иерархии, другие - дэва. Их завершающее соединение, слияние знаменует конечное совершенство... 29 августа 1920 Перечисление цветов Сегодняшним вечером мы продолжим изучение цвета и разберем наш первый пункт. Я сделаю некоторые комментарии и дам некоторые данные, хотя, снова повторяю, что я пользуюсь экзотерическими терминами и что наша дискуссия всего лишь приглашает к размышлению. Само слово "цвет" показывает намерение, поскольку, как известно, в определении этого слова содержится идея сокрытия. Стало быть цвет это "то, что скрывает". Это просто объективное средство, с помощью которого передается внутренняя сила; это отражение в материи влияния, исходящего от Логоса и проникающего до самой плотной части Его солнечной системы. Мы осознаем его как цвет. Адепт знает его как дифференцированную силу, а посвященный высших степеней знает его как конечный цвет, недифференцируемый и неделимый. Мы вчера перечислили цвета в определенном порядке. Напоминаю, что единый Луч, всего лишь подлучами которого являются все остальные, должен рассматриваться как круг семеричного света. Учащийся слишком склонен представлять себе семь потоков, пересекающих пять низших планов поперек до самого плана земли и абсорбируемых плотной материей. В действительности все не так. Семь цветов могут рассматриваться как семицветный поток, циркулирующий и непрерывно перемещающийся и уходящий через планы назад к своему эманирующему источнику... Эти семь цветных потоков исходят из синтетического Луча. Индиго подлуч индиго Луча образует путь наименьшего сопротивления из сердца самой плотной материи назад к источнику. Цветные потоки циркулируют по кольцу и, передвигаясь с разными скоростями вибрации, проходят через все планы вниз и снова вверх. Что я хочу здесь особо подчеркнуть, так это то, что эти семь потоков движутся не с одинаковой скоростью, и в этом заключается трудность. У некоторых скорость вибрации больше, чем у других. А поскольку они несут с собой свои соответствующие монады, то вот и ответ на вопрос, почему некоторые эго прогрессируют вроде бы быстрее прочих.
Кольцевое движение потоков вовсе не строго определенное и неизменное, нет, они самым причудливым образом переплетаются, сливаются друг с другом, вбирают друг друга в установленные циклы, группируются по три или пять, но всегда продолжают движение. Именно это и показывает ромбический узор на спине змеи мудрости. Три основные цветные линии образуют сеть на коже змеи, а остальные четыре цвета в нее вплетаются. Когда-нибудь кому-нибудь, изучающему цвет и Божественную Мудрость, предстоит составить большую диаграмму семи планов, и на эти планы должна быть наложена семицветная змея мудрости. При правильном соблюдении масштаба выявятся некоторые интересные геометрические фигуры при прохождении кругов через планы и некоторые представления о сложности предмета семи лучей будут зрительно переданы... Несколько кратких заявлений кажутся уместными: Настоящий индиго отражает синеву небесного свода в безлунную ночь. Это кульминация, и вслед за тем, как все достигнут синтеза, наступит солнечная ночь. Поэтому этот цвет соответствует тому, что провозглашает ночное небо. Индиго абсорбирует. Зеленый это основа деятельности Природы. Он был синтетическим цветом в Системе 1 и является фундаментом нынешней проявленной системы. Нота Природы - зеленая, и каждый раз, когда человек лицезреет покрывающее землю одеяние, он соприкасается с силой, достигшей своего завершения в системе 1. Зеленый стимулирует и исцеляет. Сейчас хочу обратить ваше внимание на то, что дать информацию об эзотерическом значении этих цветов или об их точном порядке и применении пока не разрешено. Опасности слишком велики, так как правильное понимание законов цвета и знание (например) о том, какой цвет соответствует какому лучу, дает могущество адепта. Комментарии о цветах Некоторые цвета известны, и целесообразно их здесь перечислить. Синтетический луч - индиго или темно-синий. Это Луч Любви и Мудрости, великий фундаментальный луч теперешней солнечной системы и один из космических лучей. Этот космический луч разделяется с целью проявления на семь подлучей следующим образом: 1. Индиго........и цвет, оставшийся неназванным. 2. Индиго-индиго... Второй подлуч Любви и Мудрости. Он имеет свое великое выражение на втором монадическом плане и свое главное проявление - в монадах любви. 3. Индиго-зеленый... Третий подлуч, третий главный Луч Активности или Привлечения. Это базовый луч второй системы. Это великий луч для дэва эволюции. 4. Индиго-желтый......... Луч Гармонии. 5. Индиго-оранжевый...... Луч Конкретного Знания. 6. Индиго... и цвет, оставшийся неназванным. Луч Преданности. 7. Индиго-фиолетовый.... Луч Церемониального Порядка. Вы видите, что я не упомянул два цвета, индиго-красный и индиго-синий, и не соотнес их с определенными лучами или планами. Дело не в том, что это невозможно, просто утаивание этой информации создает чувство неуверенности. Разбираясь в цветах, всегда необходимо иметь в виду, что: Я сообщил их экзотерические названия и сферы действия, и из всех перечисленных только два соответствуют своим эзотерическим сферам действия: индиго И зеленый. Синтетический Луч и Луч Активности на данной стадии являются единственными двумя, в которых вы можете быть абсолютно уверенными. Один есть конечная цель достижения, другой - фундаментальный цвет Природы. Остальные пять цветов, с которыми связана наша пятеричная эволюция, изменяются, перемешиваются, сливаются и эзотерически не соответствуют тому смыслу, который вкладывается в слова: красный, желтый, оранжевый, синий и фиолетовый. Эзотерически они не имеют ничего общего со своими названиями, и последние употребляются для того, чтобы сбить с толку, ввести в заблуждение. Каждый из этих трех цветов плюс остальные два можно постичь пока только через четыре их малых подлуча. Сейчас четвертый круг, и улавливаются лишь четыре подлуча этих цветов. Если помнить эти три пункта, приводимые данные не будут излишне акцентироваться и учащийся будет мудро воздерживаться от заключений. Желтый - еще один цвет, дошедший до нас от системы 1. Слияние синего и желтого в нашей системе непосредственно стимулирует активность. Желтый гармонизирует, он отмечает плодоносное завершение. Заметьте, как осенью, когда процессы Природы приходят к концу и цикл завершается, ландшафт одевается в осенний желтый цвет. Заметьте также, что когда солнце беспрепятственно изливает свои лучи вниз, желтый цвет урожая привлекает внимание. Так же обстоит дело и в жизни духа. Как только достигается четвертый план гармонии или буддхи, налицо завершенность. Как только приходит к концу работа личности и солнце микрокосма, Эго, беспрепятственно изливает свои лучи вниз, в личностную жизнь, приходит пора сбора плодов и урожая. Осуществляется единение или гармонизация, и конечная цель достигается. В результате слияния синего и желтого получается зеленый, а синтетический синий или индиго (аспект любви и мудрости) доминирует, когда достигается план гармонии. Он приводит тогда к третьему плану атмы, на котором доминирует зеленый цвет активности... 31 августа 1920 Продолжая изучение цвета и медитации в данном разделе, хочу вас ободрить и сказать, что ваша роль заключается в приеме и опубликовании этих писем и приводимых данных, тогда как ответственность за эти данные лежит на мне. Даже если вы их не понимаете, даже если некоторые данные кажутся вам противоречивыми, я заявляю для вашего сведения, что в эзотерической интерпретации заключается половина тайны, другая же половина - в том, что любая интерпретация определяется точкой зрения интерпретирующего, планом, на котором работает его сознание. Смысл излагаемого материала в том, что благодаря изучению цвета (которое есть один из видов изучения вибрации) приходит способность понимать личностную вибрацию, соотносить ее с эгоической вибрацией, а позднее синхронизировать с вибрацией Учителя. Одним из основных методов достижения такой синхронности является медитация. Как только усваиваются научные сведения об этом предмете, они начинают использоваться для ускорения вибрации и мудрого стяжания необходимых цветов. В последнем письме мы обсудили четыре цвета: синий, индиго, зеленый и желтый, и эта первая группа очень интересна. Теперь разберем другую группу близких цветов: оранжевый, красный и фиолетовый. Оранжевый. Этот цвет есть цвет ментального плана, цвет, олицетворяющий горение; это символ пламени и, что достаточно любопытно, цвет, уменьшающий разделенность. Однако имейте в виду, что оккультный оранжевый немного отличается от того цвета, с которым вы отождествляете его название. Экзотерический оранжевый представляет собой соединение желтого с красным; эзотерический оранжевый намного ближе к желтому, красный же почти не заметен. Этот оранжевый есть вибрация, инициированная космическим лучом, так как необходимо помнить, что этот пятый луч (как и пятый план и пятый принцип) тесно связан с космическим лучом познания или тем аспектом активности, который имел своё великое выражение в первой солнечной системе. Синтетическим лучом был в то время зелёный луч, а одним из наиболее близких к нему был луч оранжевого цвета, луч ума или познания, демонстрирующегося через форму. Аналогию имеем в нашей солнечной системе в синтетическом луче любви и мудрости и его тесной связи с лучом гармонии. Имеем следующие треугольники, образованные взаимодействием лучей:
В системе активности имеем третий аспект универсального ума или активности, демонстрирующийся через оранжевый цвет конкретного луча... приспособляемости через форму - форму, которая в совершенстве выражает эту скрытую активность. Аналогично и во второй системе любви имеем аспект любви, демонстрирующийся через жёлтый цвет луча гармонии или красоты, - любви, в совершенстве выражающейся через единство, гармонию или красоту. Отметьте, что корректность употребляемых здесь названий цветов снова зависит от их экзотерической или эзотерической интерпретации. Повторяю, что оранжевый есть вибрация, инициированная предыдущим космическим лучом активности а предыдущей солнечной системе; сила оранжевого (которая представляет собой научное постижение мира путём познания) имеет целью усовершенствовать связь между духом и формой, между жизнью и проводниками, при помощи которых она ищет своего выражения. Уточним названия великих базовых цветов, названия, которыми мы характеризуем всё проявленную вселенную:
Это лишь один из способов классификации лучей как факторов, оказывающих прямое воздействие на развивающуюся жизнь или на форму, в которой она развивается благодаря третьей составляющей - познанию. Эти три составляющие образуют три вершины космического треугольника:
и поток лучей, макрокосмически циркулирующий между этими тремя, имеет свое микрокосмическое соответствие в огне кундалини (пробужденном медитацией), циркулирующем по точному геометрическому контуру между тремя главными центрами:
Все семь лучей насыщают и жизнь, и форму, и внутренний ум, и сами, по сути, являются этими тремя. Они суть жизнь, они суть форма, они суть познание, и их совокупность есть проявленная вселенная. Все семь в разное время воздействуют на разные аспекты. Самые важные взаимодействия наличествуют между: а. Лучом Любви-Мудрости и Лучом Гармонии аналогично таковому между монадическим и буддхическим планами. б. Лучами Могущества и Церемониального Порядка аналогично таковому между первым и седьмым планами. в. Лучом Активности или Приспособляемости и Лучом Конкретного Знания или Науки аналогично таковому между третьим планом атмы и пятым планом ума. Зеленый и оранжевый соотносились друг с другом в первой солнечной системе и продолжают соотноситься сейчас. Я дал всем настоящим учащимся много информации для размышления. В связи между индиго, синим и желтым скрыта тайна. В связи между зеленым, оранжевым и красным заключается другая. В связи между синим, красным и фиолетовым таится еще один секрет. Учащийся, который благодаря своей интуиции постигает эти три тайны, находит ключ к более объемлющему циклу, ключ к эволюционному развитию. Поэтому помните, что при изучении микрокосма выявляется та же связь и в результате открывается портал "Царства Божьего внутри". Красный - со всех очевидных точек зрения один из самых трудных для осмысления цветов. Он считается нежелательным. Почему? Потому что он рассматривался как цвет кармы или злого желания, и зловещие, мрачные оттенки красного в эмоциональном теле неразвитого человека всегда бросаются в глаза. Однако - в отдаленном будущем - красный станет базисом солнечной системы, и полное слияние красного, зеленого и синего ознаменует завершенную работу Логоса и итог в виде чистого белого света. Система активности была зеленой. Система любви синяя. Система могущества будет красной. Результатом слияния красного, синего и зеленого явится, как известно, белый, и Логос тогда эзотерически "омоет одежды Свои и убелит одежды Свои кровию", как и микрокосм в малом масштабе делает это в процессе эволюции. Фиолетовый. Интересно, что фиолетовый Луч Церемониального Закона или Порядка является синтетическим лучом при проявлении в трех мирах. Как синтетический Луч Любви и Мудрости является синтезом всех жизненных сил, так и в трех мирах седьмой луч синтезирует все, что связано с формой. На первом плане жизнь в ее чистейшем, наивысшем, недифференцированном синтетическом аспекте; на седьмом плане форма в ее плотнейшем, грубейшем, самом дифференцированном аспекте; одна подытожена в синтетическом Луче Любви, а над другой работает седьмой. Синтез проявляется и в том, что через посредство фиолетового дэва и человеческое царства могут найти общую точку контакта. Эзотерически фиолетовый это белый. В результате слияния обоих царств семь Небесных Людей достигают совершенства и завершенности и эзотерически становятся белыми, что есть синоним совершенства. Другая точка синтеза в том, что под влиянием седьмого луча происходит слияние плотного физического и эфирного тел. Последнее имеет основополагающее значение в макрокосме и для учащегося медитации. Подобное слияние и выравнивание необходимо осуществить до того, как передача учения в плотный физический мозг сможет проходить без искажений. Она имеет непосредственное отношение к выравниванию центров. В изложенных соображениях я лишь пытался обозначить направления мышления, которые, если их придерживаться, могут привести к удивительным результатам. Изучение цветов и планов, изучение цвета с его действием на жизненную сторону и его связью с ней, и изучение формальной стороны ума исключительно полезно для учащегося медитации, при условии что он всегда делает три дела: 1. Старается выявить эзотерические цвета и правильно соотнести их с планами и центрами, с телами, через которые он проявляется, и с телами, через которые проявляется Логос (семью священными планетами), с кругами и расами, а также циклами собственной индивидуальной жизни. Когда ему это удается, он получает в свои руки ключ ко всякому знанию. 2. Стремится практически приложить любую уловленную истину к своей личностной жизни служения в трех мирах и пытается в своих методах работы уподобиться методам, демонстрируемым Логосом через семь лучей или влияний. Под этим я имею в виду, что благодаря медитации он позволяет этим семи великим влияниям систематически, в соответствии с закономерными оккультными циклами, определять свою жизнь, тем самым способствуя проявлению Эго во всей его красоте. 3. Постоянно помнит о том, что совершенство, каким мы его видим, само по себе частично и нереально, что даже такое совершенство, какое представляется человеческому уму, есть всего лишь иллюзия, и что только следующее логоическое проявление явит задуманную завершающую славу. Пока существуют разнообразные цвета, налицо несовершенство. Помните, что цвет, каким мы его знаем, есть осознание человеком - со свойственным пятой коренной расе телом в четвертом круге четвертой цепи - вибрации, воспринимаемой человеческим глазом. А как будет видеться цвет человеку седьмого круга, обладающему телом седьмой коренной расы? Да и тогда целая гамма цветов изумительной красоты будет для него незримой и непостижимой. Причина в том, что только два великих аспекта логоической жизни явлены во всей своей полноте, третий же откроется лишь частично - пока еще более великий "День-будь-с-нами" не воссияет в ослепительном совершенстве. Слово "воссияет" имеет оккультный смысл, который вам стоит продумать. 3 сентября 1920 Прилежно исполнять свой ближайший долг и твердо делать свой следующий шаг вперед - значит идти прямой дорогой к Учителю, попутно преодолевая все трудности. В формулировании высоких ментальных концепций и выражении их на физическом плане заключается то развитие ментального тела, что определяет все возрастающий приток жизни свыше. В результате успокоения эмоций и удаления желания с этого плана на буддхический приходит способность правильно отражать высшую точку зрения. Дисциплинированное очищенное физическое тело позволяет осуществлять то, что ведомо внутреннему человеку. Если этим трем моментам уделяется должное внимание, закон может исполняться и освобождение - приближаться. Люди спрашивают себя: как исполняется закон? Какова наша роль в осуществлении того действия, которое позволяет закону проявляться в индивидуальной жизни? Да просто, как говорилось выше, приверженность наивысшему долгу и упорядочение личностной жизни таким образом, чтобы этот долг мог быть полностью исполнен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|