Католическая церковь Св. Иоанна Крестителя
Построена в 1824-1826 гг. архитектором Д. Адамини на средства, пожалованные Императором Александром I и Августейшей семьей. В костеле была усыпальница княгини Лович, супруги Великого Князя Константина. В 1938 году он был «ликвидирован». С 1991 года богослужения возоблены, проводятся концерты. Знаменская церковь Строилась с 1734 по 1747 годы по велению цесаревны Елизаветы Петровны (архитекторы М.Г. Земцов, И.Я. Бланк). Посещалась Высочайшими особами, придворными лицеистами, в их числе А.С. Пушкиным. Здесь хранилась чудотворная икона Знамения Божией Матери, спасавшая город от холеры и пожаров. После революции была разграблена, после Великой отечественной войны - закрыта. Возвращена верующим в 1991 году. Церковь св. Иулиана Тарсийского Церковь Лейб-Гвардии Кирасирского Его Величества полка построена в честь бракосочетания последних русских Императора и Императрицы в 1899 году (архитекторы В. Курицын и С. Данини). Под нею существовал пещерный храм. В 1924 года закрыта большевиками. Здание сохранилось. Феодоровский Государев Собор Строился по Высочайшему Указу Николая II с 1909 по 1912 годы (архитектор В.А. Покровский). Нижний пещерный храм освящен во имя Святого Серафима Саровского. Любимая церковь последней царской семьи. Рядом был воздвигнут сказочный Федоровский городок, служивший госпиталем в годы Первой Мировой войны (здесь служил Сергей Есенин). Закрыт Собор в 1934 году, с тех пор грабился и разрушался. В 1991 году возвращен Церкви. Церковь Казанской Божией Матери (на Казанском кладбище) Построена по велению императрицы Екатерины II (архитектор Дж. Кваренги) как мавзолей ее молодого фаворита графа Ланского, убившегося при падении с лошади на охоте. Освящен 8 марта 1790 года. Действовала до 1924 года. Ныне величественные руины реставрируются Церковью. Восстанавливается и расположенная поблизости Часовня Святителя Николая Чудотворца
Часовня Святого Благоверного Князя Игоря Черниговского Возведена в 1998 году на месте казней пушкинцев во время оккупации города фашистами. Собор Святой великомученицы Екатерины До наших дней не сохранился один из красивейших соборов - Собор Святой великомученицы Екатерины, который находился в центре Царского Села, на площади, окруженной с четырех сторон аллеями. Собор был построен в 1840 г. по велению Николая I. По словам очевидца, белой ночью 5 июня 1939 года «…внезапно раздался оглушительный взрыв. Собор подлетел вверх, приподнялся над землей словно могучий русский богатырь поднялся со своего насиженного места, увлекая облако пыли за собой и так же внезапно рухнул, как подкошенный, точно съехал на землю. В облаке пыли исчезли белые стены, свода и золотые купола, в один миг превратившись в ничто». Город Муз
«Здесь столько лир повешено на ветки…» - эти слова из стихотворения А. Ахматовой могли бы послужить эпиграфом к рассказу о литературных памятных местах города Пушкина. Удивительна и необычна его судьба! Развивавшийся в течение двух веков как загородная царская резиденция, он является замечательным памятником русской архитектуры и садово-паркового искусства XVIII века. Но наряду с этим город своей известностью обязан также нескольким поколениям поэтов, писателей, деятелей русской культуры, которые жили или бывали в нем. Его по праву называют «городом муз». В этом городе прошли годы юности А.С. Пушкина. Он был одним из воспитанников Лицея - привилегированного учебного заведения для детей знатных дворян, и с тех пор город навсегда связан с именем поэта. Здесь работал над «Историей государства Российского Н.М. Карамзин. М.Ю. Лермонтов служил здесь в лейб-гвардии гусарском полку в 1830-х годах.
Ф.И. Тютчев любил Царское Село, дворцы и парки которого олицетворяли для него, прекрасного знатока истории, былое величие России. Именно эта мысль звучит в строфе из стихотворения «Осенней позднею порою…», написанного в 1858 году:
«И на порфирные ступени Екатерининских дворцов Ложатся сумрачные тени Октябрьских ранних вечеров- И сад темнеет, как дуброва, И при звездах из тьмы ночной, Как отблеск славного былого, Выходит купол золотой…»
Последние месяцы жизни Ф.И. Тютчева прошли в Царском Селе, летом 1873 года он здесь скончался (дом не сохранился). В годы первой мировой войны нес военную службу С.А. Есенин. Совершенно особую роль в культурной жизни Царского Села конца XIX - начала XX века сыграл И.Ф. Анненский - ученый-лингвист, глубокий знаток античной культуры, поэт, переводчик. В 1896 году он был назначен директором Царскосельской мужской классической гимназии (Николаевской) и занимал эту должность около 10 лет. Интересно, что постепенно сложилось понятие «царскосел», подразумевавшее совершенно определенный тип человеческой личности. Так, К.И. Чуковский, рассказывая об А.А. Ахматовой, упоминает «тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербуржские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским Селом». И далее он пишет об И.Ф. Анненском: «Такой же, кстати сказать, отпечаток я всегда чувствовал в голосе, манерах и жестах наиболее типичного из царскоселов - Иннокентия Анненского. Приметы этой редкостной породы людей: повышенная восприимчивость к музыке, поэзии и живописи, тонкий вкус, безупречная правильность тщательно отшлифованной речи, чрезмерная (слегка холодноватая) учтивость в обращении с посторонними людьми, полное отсутствие запальчивых, резких, необузданных жестов, свойственных вульгарной развязности». Выдающийся лирик начала XX века, Анненский умел в своих утонченных и изысканных стихах глубоко раскрыть внутренний мир человека, задыхающегося в тоскливых буднях обывательщины, сказать об извечной человеческой мечте о высоких идеалах. Жалость к людям, сострадание к боли, любовь и сочувствие ко всему живому, растущему, мысль о том, что не может быть спокойна совесть человека, пока вокруг есть жестокость и несправедливость, страдания и несчастья, вот настроения, которые явственно звучат в поэзии Анненского. Глубоко чувствовал он связь Царского Села с именем Пушкина, называя этот город одним из «урочищ пушкинской славы». При самом непосредственном его участии здесь был установлен памятник Пушкину-лицеисту. Многие поэты посвящали этому памятнику свои произведения. К числу лучших из них относятся и стихи Анненского:
«На синем куполе белеют облака, И четко в высь ушли кудрявые вершины, Но пыль уж светится, а тени стали длинны, И к сердцу призраки плывут издалека. Не шевелись - сейчас гвоздики засверкают, Воздушные кусты сольются и растают, И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнет, С подставки на траву росистую спрыгнет.»
Жизнь и творчество А.А. Ахматовой глубоко связаны с Царским Селом. Не случайно М.И. Цветаева назвала ее «царскосельской Музой».
«Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов».
В стихотворении 1944 года «Все души милых на высоких звездах», посвященном Царскому Селу, Ахматова с полным правом написала:
«Здесь столько лир повешено на ветки, Но и моей как будто место есть.»
К теме Царского Села - города Пушкина Ахматова постоянно возвращалась в течение всей последующей жизни. Глубокой любовью к этому городу проникнуты строки стихотворения, написанного в 1957 году. В Царском селе в гимназические годы познакомились Анна Ахматова и Николай Гумилев. Стихи, посвященные Царскому Селу, являются неотъемлемой частью творчества Т.Г. Гнедич. Красной нитью через всю ее жизнь прошло огромное чувство любви поэтессы к нашему прекрасному городу. С какой точностью и с каким глубоким чувством описывает Татьяна Григорьевна Екатерининский парк в своем стихотворении «Царское Село».
«Зеленый парк шумит, не увядая, Минувшее не дольше, чем вчера, Игру теней в раздумье наблюдая Сидит на камне, вечно молодая, Лицейских муз прекрасная сестра…».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|