Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Слияния и поглощения – объекты регулирования. Волны слияний в США и в мировой экономике.




Место дисциплины в структуре ооп впо

Дисциплина «Антимонопольное регулирование» включена в цикл обязательных дисциплин вариативной части по выбору и обеспечивает приобретение знаний, связанных с поддержкой и анализом конкурентной среды. Реализация в дисциплине «Антимонопольное регулирование» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана 081100.62 - направление подготовки "Государственное и муниципальное управление"

Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Государственное регулирование рыночной экономики» являются «Экономическая теория», «Региональное управление и территориальное планирование», «Мировая экономика».

Особенностью дисциплины является усиление процессов регулирования всех аспектов экономического и социального развития, укрепления единого народно-хозяйственного комплекса страны и координации деятельности центральных органов управления с органами управления в округах и субъектах Федерации

Цели освоения дисциплины

Цель дисциплины – обеспечение студентов комплексом основных знаний по теоретическим и практическим аспектам антимонопольного регулирования в России и за рубежом, развитие способности обучающихся к исследованию совокупности управленческих, экономических и организационно-правовых отношений, возникающих в процессе антимонопольной практики государства на макро- и микроуровнях.

Задачи дисциплины:

· исследовать проблемы совершенствования и необходимую степень государственного регулирования монополий;

1. изучить методологию и опыт разработки и проведения антимонопольной политики за рубежом;

2. определить и проанализировать функционирование крупных монополистов в России, степень концентрации капитала по отраслям;

3. определить направления активизации государственной антимонопольной практики в целях защиты конкурентной среды при одновременной поддержке крупных предприятий.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания учебной дисциплины «Антимонопольное регулирование» студент должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными (ОК):

- обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

- обладать способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

б) профессиональными (ПК):

· научно-исследовательская деятельность

- обладать способностью обобщать и критически оценивать результаты новейших исследований, полученные отечественными и зарубежными исследователями и опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам антимонопольного регулирования;

- обладать способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой и обладать способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде научно-исследовательской работы, статьи или доклада;

· проектно-экономическая деятельность:

- обладать способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий с учетом фактора неопределенности и разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных конкурентных рынках;

· аналитическая деятельность

- обладать способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения анализа практических ситуаций монополизации предпринимательской деятельности;

- обладать способностью определять тенденции развития конкретных экономических процессов при нарушении механизма конкуренции на микроуровне.

В результате освоения учебной дисциплины «Антимонопольное регулирование» студент должен:

знать:

- теоретические основы государственного антимонопольного регулирования;

- особенности естественных монополий в России и за рубежом;

- мировую практику в сфере антимонопольного законодательства;

- основные законодательные акты государственного антимонопольного регулирования в России;

- три метода антимонопольного регулирования (метод контроля за ценами, метод национализации, метод контроля экономической концентрации);

уметь:

- системно анализировать практические ситуации по монополизации предпринимательской деятельности и выявлять имеющиеся в данной области противоречия интересов;

- проводить расчеты уровней концентрации;

- использовать на практике знания, полученные при изучении данной дисциплины.

владеть:

- компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, современными информационными технологиями;

- навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике, ведения самостоятельной исследовательской работы.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Структура дисциплины

Заочная форма обучения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах/з.ед) Формы текущего контроля успевае­мости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Л С (Пз) ЛР СР в тч.
Кп/Кр Освоение рекомендованной литературы, подготовка к занятиям
  Инструменты государственной антимонопольной политики. Мировой опыт и история вопроса.                 Тестирование, практические задачи.
  Слияния и поглощения – объекты регулирования. Волны слияний в США и в мировой экономике.                 Производственные ситуации, тестирование.
  Естественные монополии и регулирование общественной полезности                 Тестирование, практические задачи.
  Поведение регулирующих органов. Теория захвата и теория распределения выгоды и ущерба. Методы оценки степени монополизации.                 Тестирование, практические задачи
  Искусственные монополии. Поддержка конкурентной среды. Критика и переоценка правительственного вмешательства.                 Тестирование, практические задачи
  Монопольные тенденции в Российской экономике. Становление антимонопольного регулирования в современной России.                 Тестирование, практические задачи.
  Промежуточный контроль                 Контрольная работа
  Итоговый контроль                 Зачёт
  Итого     10/0,27 10/0,27   120/3,33     4/0,11

 

4.2. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. МИРОВОЙ ОПЫТ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА.

Основные черты монополии. Три позиции неоклассической школы в отношении монополий, с точки зрения: рыночной структуры, рыночного поведения, рыночных итогов.

Монополизация – два аспекта: микроэкономика – максимизация прибыли, экономия на издержках; макроэкономика – потери общества. Дж.М. Кларк – необходимость государственного антимонопольного регулирования. Критика классической теории представителями Чикагской школы.

Современные подходы к монополизации рынков. Сетевые рынки, их черты. Стратегия «связанных продаж» на примере «Майкрософт». Наукоемкие производства, естественные монополии. Гипотеза Й. Шумпетера.

Антитрестовское законодательство США. Законы Шермана, Клейтона, о Федеральной торговой комиссии. «Правило разумности». Закон Уиллера – Ли – защита потребителей от недобросовестной практики в межштатной торговле. Динамика регулирования в США.

Антимонопольная практика Европейского Союза и Римский договор. Европейское сообщество 1959 года. Создание ЕС. Римский договор, как конституция ЕС. Статьи 85 и 86 Римского договора, регулирующие антиконкурентные отношения фирм. Запреты на слияния в европейских странах. Европейская политика в отношении конкуренции.

Тема 2. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ – ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. ВОЛНЫ СЛИЯНИЙ В США И В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Основные понятия и определения (слияния, поглощения и т.д.) От первой до четвертой волны слияний в США. Закон об антислиянии – продолжение Раздела 7 Закона Клейтона. Причины восходящего тренда. Рост количества слияний с начала восьмидесятых годов прошлого века. Размер и значение компаний, выбранных в качестве цели слияния. Увеличение размера сделки.

Особые характеристики четвертой волны:

· Агрессивная роль инвестиционных банков.

· Возросшая сложность стратегий поглощения.

· Возросшее использование заемного капитала.

· Юридические и политические стратегии.

· Международные поглощения.

Окончание периода экономического роста и конец четвертой волны слияний.

Начало пятой волны (1992 г.). Рост конгломератов на примере LING-TEMCO-VOUHT. Охваты и консолидация отраслей, как основные особенности пятой волны. Европа и Азия – участники пятой волны слияний.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...