Тема 2. Слияния и поглощения – объекты регулирования. Волны слияний в США и в мировой экономике.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Место дисциплины в структуре ооп впо Дисциплина «Антимонопольное регулирование» включена в цикл обязательных дисциплин вариативной части по выбору и обеспечивает приобретение знаний, связанных с поддержкой и анализом конкурентной среды. Реализация в дисциплине «Антимонопольное регулирование» требований ФГОС ВПО, ООП ВПО и Учебного плана 081100.62 - направление подготовки "Государственное и муниципальное управление" Предшествующими курсами, на которых непосредственно базируется дисциплина «Государственное регулирование рыночной экономики» являются «Экономическая теория», «Региональное управление и территориальное планирование», «Мировая экономика». Особенностью дисциплины является усиление процессов регулирования всех аспектов экономического и социального развития, укрепления единого народно-хозяйственного комплекса страны и координации деятельности центральных органов управления с органами управления в округах и субъектах Федерации Цели освоения дисциплины Цель дисциплины – обеспечение студентов комплексом основных знаний по теоретическим и практическим аспектам антимонопольного регулирования в России и за рубежом, развитие способности обучающихся к исследованию совокупности управленческих, экономических и организационно-правовых отношений, возникающих в процессе антимонопольной практики государства на макро- и микроуровнях. Задачи дисциплины: · исследовать проблемы совершенствования и необходимую степень государственного регулирования монополий; 1. изучить методологию и опыт разработки и проведения антимонопольной политики за рубежом; 2. определить и проанализировать функционирование крупных монополистов в России, степень концентрации капитала по отраслям;
3. определить направления активизации государственной антимонопольной практики в целях защиты конкурентной среды при одновременной поддержке крупных предприятий.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения содержания учебной дисциплины «Антимонопольное регулирование» студент должен обладать следующими компетенциями: а) общекультурными (ОК): - обладать способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; - обладать способностью самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; б) профессиональными (ПК): · научно-исследовательская деятельность - обладать способностью обобщать и критически оценивать результаты новейших исследований, полученные отечественными и зарубежными исследователями и опубликованные в ведущих профессиональных журналах по проблемам антимонопольного регулирования; - обладать способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой и обладать способностью представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде научно-исследовательской работы, статьи или доклада; · проектно-экономическая деятельность: - обладать способностью самостоятельно осуществлять подготовку заданий с учетом фактора неопределенности и разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных конкурентных рынках;
· аналитическая деятельность - обладать способностью анализировать и использовать различные источники информации для проведения анализа практических ситуаций монополизации предпринимательской деятельности; - обладать способностью определять тенденции развития конкретных экономических процессов при нарушении механизма конкуренции на микроуровне. В результате освоения учебной дисциплины «Антимонопольное регулирование» студент должен: знать: - теоретические основы государственного антимонопольного регулирования; - особенности естественных монополий в России и за рубежом; - мировую практику в сфере антимонопольного законодательства; - основные законодательные акты государственного антимонопольного регулирования в России; - три метода антимонопольного регулирования (метод контроля за ценами, метод национализации, метод контроля экономической концентрации); уметь: - системно анализировать практические ситуации по монополизации предпринимательской деятельности и выявлять имеющиеся в данной области противоречия интересов; - проводить расчеты уровней концентрации; - использовать на практике знания, полученные при изучении данной дисциплины. владеть: - компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, современными информационными технологиями; - навыками систематической работы с учебной и справочной литературой по экономической проблематике, ведения самостоятельной исследовательской работы. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Структура дисциплины Заочная форма обучения Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа
4.2. Содержание учебной дисциплины Тема 1. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. МИРОВОЙ ОПЫТ И ИСТОРИЯ ВОПРОСА. Основные черты монополии. Три позиции неоклассической школы в отношении монополий, с точки зрения: рыночной структуры, рыночного поведения, рыночных итогов. Монополизация – два аспекта: микроэкономика – максимизация прибыли, экономия на издержках; макроэкономика – потери общества. Дж.М. Кларк – необходимость государственного антимонопольного регулирования. Критика классической теории представителями Чикагской школы. Современные подходы к монополизации рынков. Сетевые рынки, их черты. Стратегия «связанных продаж» на примере «Майкрософт». Наукоемкие производства, естественные монополии. Гипотеза Й. Шумпетера. Антитрестовское законодательство США. Законы Шермана, Клейтона, о Федеральной торговой комиссии. «Правило разумности». Закон Уиллера – Ли – защита потребителей от недобросовестной практики в межштатной торговле. Динамика регулирования в США.
Антимонопольная практика Европейского Союза и Римский договор. Европейское сообщество 1959 года. Создание ЕС. Римский договор, как конституция ЕС. Статьи 85 и 86 Римского договора, регулирующие антиконкурентные отношения фирм. Запреты на слияния в европейских странах. Европейская политика в отношении конкуренции. Тема 2. СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ – ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ. ВОЛНЫ СЛИЯНИЙ В США И В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ. Основные понятия и определения (слияния, поглощения и т.д.) От первой до четвертой волны слияний в США. Закон об антислиянии – продолжение Раздела 7 Закона Клейтона. Причины восходящего тренда. Рост количества слияний с начала восьмидесятых годов прошлого века. Размер и значение компаний, выбранных в качестве цели слияния. Увеличение размера сделки. Особые характеристики четвертой волны: · Агрессивная роль инвестиционных банков. · Возросшая сложность стратегий поглощения. · Возросшее использование заемного капитала. · Юридические и политические стратегии. · Международные поглощения. Окончание периода экономического роста и конец четвертой волны слияний. Начало пятой волны (1992 г.). Рост конгломератов на примере LING-TEMCO-VOUHT. Охваты и консолидация отраслей, как основные особенности пятой волны. Европа и Азия – участники пятой волны слияний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|