Историко-культурный потенциал Курской области приведен в приложении 4 настоящих Нормативов.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Сельский населенный пункт - село, поселок, деревня, хутор.
1.4.5. Типологическая характеристика городского округа и городских поселений по их значению в системе расселения Курской области приведена в справочном приложении 3 настоящих Нормативов. Первоочередные градостроительные мероприятия должны планироваться с учетом следующих факторов: крупные, большие и средние города (Курск, Железногорск и Курчатов), имеющие индустриальную градообразующую базу, сохраняют положительную динамику прироста численности населения; малые города, хозяйство которых основано преимущественно на обслуживании аграрного сектора, продолжают терять численность населения и нуждаются в модернизации градообразующей базы; сельские поселения, численность населения которых продолжает сокращаться (свыше 2% в год), особо остро нуждаются в мерах по стабилизации обстановки. 1.4.6. Историко-культурное значение городских округов и поселений определяется как количеством объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и их статусом (федерального, регионального или местного значения). Историко-культурный потенциал Курской области приведен в приложении 4 настоящих Нормативов.
1.5. Территории городских округов и поселений
1.5.1. Общая организация территории городских округов и поселений должна осуществляться с учетом возможности ее рационального использования на основе сравнения нескольких вариантов планировочных решений, принятых на основании анализа технико-экономических показателей, санитарно-гигиенических условий, наличия топливно-энергетических, водных и территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий, развития экономической базы, изменения социально-демографической ситуации и развития сферы обслуживания с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, максимального сохранения естественных экологических систем.
При этом необходимо учитывать: - возможности развития городов и сельских населенных пунктов за счет имеющихся территориальных и других ресурсов с учетом выполнения требований природоохранного законодательства; - возможность повышения интенсивности использования территорий в границах городов и сельских населенных пунктов, в том числе за счет реконструкции сложившейся застройки; - требования законодательства по развитию рынка земли и жилья. По функциональному использованию территории городских округов и поселений подразделяются на селитебную, производственную, рекреационную. 1.5.2. В пределах указанных территорий в результате градостроительного зонирования могут устанавливаться следующие зоны: - жилые; - общественно-деловые; - производственные; - инженерной и транспортной инфраструктур; - сельскохозяйственного использования; - рекреационного назначения; - особо охраняемых территорий; - специального назначения; - иные виды территориальных зон. 1.5.3. В состав жилых зон могут включаться зоны застройки индивидуальными, малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами и жилой застройки иных видов. 1.5.4. В состав общественно-деловых зон могут включаться: - зоны делового, общественного и коммерческого назначения; - зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; - зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; - общественно-деловые зоны иных видов. 1.5.5. В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
- коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли; - производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; - иные виды зон производственной, инженерной и транспортной инфраструктур. 1.5.6. В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться: - зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими); - зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения. 1.5.7. В состав зон рекреационного назначения могут включатьсязоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. 1.5.8. В состав зон особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. 1.5.9. В состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения. 1.5.10. Минимальные расчетные показатели обеспечения территориями различного функционального назначения и распределения таких территорий в пределах застроенных территорий населенных пунктов следует принимать в соответствии с функциональным зонированием населенных пунктов согласно таблице 3.
Таблица 3
1.5.11. При планировании развития территории устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе пограничная зона, повышенной радиационной опасности, территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 1.5.12. При градостроительном зонировании в границах функциональных зон устанавливаются территориальные зоны. Состав территориальных зон, а также особенности использования их земельных участков определяются правилами землепользования и застройки городского округа и поселений Курской области с учетом ограничений, установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами, а также настоящими Нормативами. 1.5.13. Границы функциональных и территориальных зон могут устанавливаться по: - линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; - красным линиям; - границам земельных участков; - естественным границам природных объектов; - границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; - границам муниципальных образований, в том числе по границе территории города Курска, и иным границам.
Границы зон с особыми условиями функционального использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон. 1.5.14. Границы улично-дорожной сети населенного пункта обозначены красными линиями, которые отделяют эти территории от других зон. Размещение объектов капитального строительства в пределах красных линий на участках улично-дорожной сети не допускается. 1.5.15. Для коммуникаций и сооружений внешнего транспорта (воздушного, железнодорожного, автомобильного, трубопроводного) устанавливаются границы полос отвода, санитарные разрывы, санитарные полосы отчуждения. Режим использования территорий в пределах полос отвода, санитарных разрывов определяется федеральным законодательством, настоящими Нормативами и согласовывается с соответствующими организациями. Указанные территории должны обеспечивать безопасность функционирования транспортных коммуникаций и объектов, уменьшение негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. 1.5.16. Для территорий, подлежащих застройке, документацией по планировке территории устанавливаются линии застройки, определяющие размещение зданий и сооружений с отступом от красных линий или иных границ транспортной и инженерной инфраструктуры, границ прилегающих зон, а также границ внутриквартальных участков.
1.6. Резервные территории
1.6.1. Резервные территории для перспективного развития городов, поселков городского типа Курской области, ввиду отсутствия на территории области пригородных зон, могут предусматриваться за счет прилегающих территорий сельских поселений, что должно быть отражено в документах территориального планирования развивающегося муниципального образования. В дальнейшем документы территориального планирования, учитывающие развитие муниципального образования, в соответствии с п. 4 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации будут являться основанием для установления или изменения границ муниципальных образований в установленном порядке. 1.6.2. Потребность в резервных территориях определяется на срок до 20 лет с учетом перспектив развития городского округа и городских поселений, определенных документами территориального планирования (схемами территориального планирования, генеральными планами городского округа, городских поселений). 1.6.3. Включение земель в состав резервных территорий не влечет изменения формы собственности указанных земель до их поэтапного изъятия на основании генерального плана в целях освоения под различные виды городского строительства в интересах жителей городского округа и поселений.
1.6.4. В сельских поселениях выделение резервных территорий, необходимых для развития входящих в их состав населенных пунктов, следует предусматривать с учетом перспектив развития жилищного строительства, создания условий для ведения гражданами личного подсобного хозяйства, фермерства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, создания буферных зон для выпаса домашнего скота, организации отдыха населения, потребности в земельных участках для размещения сельских кладбищ, мест складирования бытовых отходов с учетом их возможного расширения.
СЕЛИТЕБНАЯ ТЕРРИТОРИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Селитебная территория формируется с учетом взаимоувязанного размещения жилых, общественно-деловых зон, отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон, улично-дорожной сети, озеленения и других территорий общего пользования для создания жилой среды, отвечающей современным социальным, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям. 2.1.2. Для предварительного определения потребности в селитебной территории в населенных пунктах в составе городского округа, городского поселения следует принимать укрупненные показатели, приведенные в таблице 4.
Таблица 4
2.1.3. При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Существующая и перспективная расчетная обеспеченность жильем определяется в целом по территории и отдельным ее районам на основе прогнозных данных о среднем размере семьи с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, в том числе строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с нормативными требованиями. 2.1.4. При определении соотношения типов нового жилищного строительства необходимо исходить из учета конкретных возможностей развития городских округов и городских поселений, наличия территориальных ресурсов, градостроительных и историко-архитектурных особенностей, существующей строительной базы и рыночных условий.
Таблица 5
Примечание. Данные показатели на перспективу корректируются с учетом фактической минимальной обеспеченности общей площадью жилых помещений на данный расчетный период.
2.1.5. В зависимости от использования жилищный фонд подразделяется на: - индивидуальный жилищный фонд; - жилищный фонд социального использования; - специализированный жилищный фонд. Все виды жилищного фонда подразделяются по уровню комфортности, который устанавливается в задании на проектирование с перечнем требований к габаритам и площади помещений, составу помещений жилья, а также инженерно-техническому оснащению, обеспечивающему возможность регулирования в процессе эксплуатации санитарно-гигиенических параметров воздушной среды, и имеет следующую классификацию: - индивидуальный жилищный фонд: - высококомфортное (элитное); - комфортное (бизнес-класс); - массовое (эконом-класс); - жилищный фонд социального использования: - законодательно установленная норма комфорта для государственного и муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма; - специализированный жилищный фонд (служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан): - законодательно установленная норма комфорта в специализированном жилищном фонде в зависимости от назначения жилья. 2.1.6. При проектировании элементов планировочной структуры жилой застройки городских населенных пунктов расчетный показатель жилищной обеспеченности в зависимости от уровня комфортности рекомендуется принимать по таблице 6.
Таблица 6
Где, k - количество комнат в квартире, n - количество членов семьи
2.1.7. Размещение новой малоэтажной застройки следует осуществлять в пределах границы черты городов и сельских населенных пунктов с учетом возможности присоединения объектов к сетям инженерного обеспечения, организации транспортных связей, в том числе с магистралями внешних сетей, обеспеченности учреждениями и предприятиями обслуживания. Районы индивидуальной малоэтажной усадебной застройки в городских округах и городских поселениях не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного жилищного строительства. Расчетные показатели жилищной обеспеченности для малоэтажной индивидуальной застройки не нормируются. 2.1.8. Предварительное определение селитебной территории сельского поселения допускается принимать при застройке: - домами усадебного типа с участками при доме (квартире) - по таблице 7; - секционными домами без участков при квартире - по таблице 8.
Таблица 7
Таблица 8
Примечания: 1. Нижний предел селитебной площади для домов усадебного типа принимается для крупных и больших поселений, верхний для средних и малых. 2. При необходимости организации обособленных хозяйственных проездов площадь селитебной территории увеличивается на 10 процентов. 3. При подсчете площади селитебной территории исключаются непригодные для застройки территории: овраги, крутые склоны, земельные участки учреждений и предприятий обслуживания межселенного значения.
2.2. Жилые зоны
2.2.1. Общие требования
2.2.1.1. Жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям. 2.2.1.2. В состав жилых зон могут включаться: - зоны застройки индивидуальными и сблокированными жилыми домами; - зоны застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами; - зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; - зоны застройки многоэтажными жилыми домами; - зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, торговли, здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, иных объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
2.2.2. Структурные элементы и градостроительные характеристики жилой застройки городских поселений и городских округов
2.2.2.1. Жилой район - структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га. Население жилого района обеспечивается комплексом объектов повседневного и периодического обслуживания в пределах планировочного района. Границами территории жилого района являются магистральные улицы и дороги общегородского значения, утвержденные границы территорий иного функционального назначения, естественные и искусственные рубежи. 2.2.2.2. В малых городских и сельских населенных пунктах при компактной планировочной структуре вся жилая зона может формироваться в виде единого жилого района. В случае расчлененности территорий естественными или искусственными рубежами территория может подразделяться на районы площадью до 30 - 50 га. В зоне исторической застройки структурными элементами жилых зон являются кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей. Квартал - часть жилого района, ограниченная магистральными улицами, жилыми улицами, пешеходными аллеями, естественными и искусственными рубежами. Кварталы могут объединяться в микрорайон. 2.2.2.3. Микрорайон (квартал) - структурный элемент жилой зоны площадью, как правило, 10 - 60 га, но не более 80 га, с населением, обеспеченным объектами повседневного обслуживания в пределах своей территории, а объектами периодического обслуживания - в пределах нормативной доступности. Микрорайон не расчленяется магистралями. Границами микрорайона являются красные линии магистралей, а также - в случае примыкания - границы территорий иного функционального назначения, естественные рубежи. Микрорайон (квартал) может иметь единую структуру или формироваться из жилых групп, сомасштабных элементам сложившейся планировочной организации существующей части городского населенного пункта. 2.2.2.4. При проектировании жилой зоны на территории городских округов и городских поселений расчетную плотность населения жилого района рекомендуется принимать не менее приведенной в таблице 9.
Таблица 9
Примечания: 1. Зоны различной степени градостроительной ценности территории и их границы определяются с учетом кадастровой стоимости земельного участка, уровня обеспеченности инженерной и транспортной инфраструктурами, объектами обслуживания, капиталовложений в инженерную подготовку территории, наличия историко-культурных и архитектурно-ландшафтных ценностей. 2. При строительстве на площадках, требующих сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, плотность населения допускается увеличивать, но не более чем на 20 процентов. 3. В условиях реконструкции сложившейся застройки в исторических городах допустимая плотность населения устанавливается заданием на проектирование. 4. В районах индивидуального усадебного строительства и в поселениях, где не планируется строительство централизованных инженерных систем, допускается уменьшать плотность населения, но не менее чем 40 чел./га.
2.2.2.5. Расчетную плотность населения территории микрорайона рекомендуется принимать по приведенной в таблице 10.
Таблица 10
Примечания: 1. Границы расчетной территории микрорайона следует устанавливать по красным линиям магистральных улиц и улиц местного значения, по осям проездов или пешеходных путей, по естественным рубежам, а при их отсутствии - на расстоянии 3 м от линии застройки. Из расчетной территории микрорайона должны быть исключены площади участков объектов районного и общегородского значений, объектов, имеющих историко-культурную и архитектурно-ландшафтную ценность, а также объектов повседневного пользования, рассчитанных на обслуживание населения смежных микрорайонов в нормируемых радиусах доступности (пропорционально численности обслуживаемого населения). В расчетную территорию следует включать все площади участков объектов повседневного пользования, обслуживающих расчетное население, в том числе расположенных на смежных территориях, а также в подземном и надземном пространствах. В условиях реконструкции сложившейся застройки в расчетную территорию микрорайона следует включать территорию улиц, разделяющих кварталы и сохраняемых для пешеходных передвижений внутри микрорайона или для подъезда к зданиям. 2. В условиях реконструкции сложившейся застройки расчетную плотность населения допускается увеличивать или уменьшать, но не более чем на 10 процентов. 3. В крупных городах при применении высокоплотной 2-, 3-, 4 (5)-этажной жилой застройки расчетную плотность населения следует принимать не менее чем для зоны средней градостроительной ценности; при застройке площадок, требующих проведения сложных мероприятий по инженерной подготовке территории, - не менее чем для зоны высокой градостроительной ценности. 4. При формировании в микрорайоне единого физкультурно-оздоровительного комплекса для школьников и населения и уменьшении удельных размеров площадок для занятий физкультурой необходимо соответственно увеличивать плотность населения. 5. При застройке территорий, примыкающих к лесам и лесопаркам или расположенных в их окружении, суммарную площадь озелененных территорий допускается уменьшать, но не более чем на 30 процентов, соответственно увеличивая плотность населения. .............................................................................................................................
6. Показатели плотности приведены при расчетной обеспеченности жильем 18 кв. м/чел. При другой обеспеченности жильем расчетную нормативную плотность Р, чел./га, следует определять по формуле:
Р18 x 18 Р = ----------, Н
где: Р18 - показатель плотности при 18 кв. м/чел.; Н - расчетная жилищная обеспеченность, кв. м.
2.2.2.6. Жилые здания с квартирами на первых этажах следует располагать, как правило, с отступом от красных линий. По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными в первые этажи или пристроенными помещениями общественного назначения, кроме учреждений образования и воспитания, а на жилых улицах в условиях реконструкции сложившейся застройки - жилые здания с квартирами в первых этажах. При размещении и планировочной организации территории жилищного строительства должны соблюдаться требования по охране окружающей среды, защите территории от шума и выхлопных газов транспортных магистралей, электрических и электромагнитных излучений, от выделяемого из земли радона в соответствии с разделом 14 СП 42.13330.2011. 2.2.2.7. При разработке документации по планировке новых и реконструируемых территорий следует руководствоваться нормативными документами, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов и маломобильных групп населения. 2.2.2.8. Запрещается размещение жилых помещений в цокольных и подвальных этажах. В цокольном, первом и втором этажах жилых зданий допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания. При размещении в жилом здании помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций следует обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов, в том числе по шумозащищенности жилых помещений. В жилых зданиях не допускается размещение объектов, оказывающих вредное воздействие на человека: специализированные магазины химических и других товаров, эксплуатация которых может вести к загрязнению территории и воздуха жилой застройки; магазины с наличием в них взрывопожароопасных веществ и материалов; магазины по продаже синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин и автомобильных масел; специализированные рыбные магазины; склады любого назначения, в том числе оптовой (или мелкооптовой) торговли; все предприятия, а также предприятия бытового обслуживания, в которых применяются легковоспламеняющиеся вещества (кроме парикмахерских и мастерских по ремонту часов общей площадью до 300 кв. м); бани и сауны (кроме индивидуальных саун в квартирах); предприятия питания и досуга с числом мест более 50, общей площадью более 250 кв. м и с музыкальным сопровождением; прачечные и химчистки (кроме приемных пунктов и прачечных самообслуживания производительностью до 75 кг в смену); автоматические телефонные станции общей площадью более 100 кв. м; общественные уборные; похоронные бюро; встроенные и пристроенные трансформаторные подстанции; производственные помещения (кроме помещений категорий В и Д по пожарной и взрывопожарной опасности согласно Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для труда инвалидов и людей старшего возраста, в их числе: пункты выдачи работы на дом, мастерские для сборочных и декоративных работ); зуботехнические лаборатории, клинико-диагностические и бактериологические лаборатории; диспансеры всех типов; дневные стационары диспансеров и стационары частных клиник; травмопункты, подстанции скорой и неотложной медицинской помощи; дерматовенерологические, психиатрические, инфекционные и фтизиатрические кабинеты врачебного приема; отделения (кабинеты) магнитно-резонансной томографии; рентгеновские кабинеты, а также помещения с лечебной или диагностической аппаратурой и установками, являющимися источниками ионизирующего излучения, ветеринарные клиники и кабинеты. 2.2.2.9. В целях повышения интенсивности использования территории городских населенных пунктов и улучшения безопасной и благоприятной среды проживания населения может быть запланирована реконструкция сложившейся застройки. Развитие застроенных территорий осуществляется в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей. Решение о развитии застроенной территории принимается в соответствии с требованиями статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, приведенными в таблице 11.
Таблица 11
2.2.2.10. Объемы реконструируемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды. 2.2.2.11. Подготовка проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и настоящих Нормативов. При подготовке проекта планировки застроенной территории следует предусматривать строительство и (или) реконструкцию объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, упорядочение планировочной структуры и сети улиц, озеленение и благоустройство территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры. 2.2.2.12. Характер и объемы реконструкции зоны жилой застройки определяются дифференцированно в зависимости от типа района (центральные исторически сложившиеся районы, районы массовой типовой застройки 60 - 70-х годов) с учетом рекомендаций, приведенных в настоящих Нормативах. Реконструкцию жилой застройки, за исключением объектов культурного наследия, состоящих на государственной охране, и выявленных объектов культурного наследия, в центральных исторически сложившихся районах рекомендуется проводить в соответствии с таблицей 12.
Таблица 12
2.2.2.13. На территориях с ценной исторической застройкой, не состоящей на государственной охране, следует применять режим ограниченной (восстановительной и фрагментарной) реконструкции: - восстановительная реконструкция предусматривает: ремонт, модернизацию, восстановление фрагментов; не допускается снос, нарушение стилевого единства существующей застройки, изменение функционального назначения территории; - фрагментарная реконструкция допускает выборочный снос отдельных существующих зданий, не представляющих исторической ценности, с целью последующего строительства жилых зданий и объектов обслуживания, предусматривает реконструкцию и модернизацию существующих зданий (перепланировка, переоборудование, надстройка этажей, мансард, пристройка), комплексное благоустройство. 2.2.2.14. Реконструкцию в районах массовой типовой застройки 60 - 70-х годов рекомендуется проводить в соответствии с таблицей 13.
Таблица 13
|