Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Варганная традиция Телемарка




Региональные варганные традиции Норвегии

Варганная традиция Сетесдаля

Варган/мунхарпа – единственный и старейший народный музыкальный инструмент, имеющий в Сетесдале твёрдую непрервавшуюся традицию. В качестве народного инструмента у него имеется приятная компания в виде скрипки (классической и харданской). Несмотря на это, нет достаточно хорошо задокументированных сведений об игре и изготовлении, за исключением некоторых областей – таких, как Хюлестад в южной части Валле.
Неизвестно, как давно в Сетесдале играют на варгане. Возможно, причиной слабой задокументированности был невысокий статус варгана как музыкального инструмента. В имеющихся описаниях отсутствуют многие детали, что указывает на то, что варганную традицию не принимали всерьёз. Техника игры, традиции и варганные версии мелодий мало интересовали тогдашних коллекционеров народной музыки. Большинство источников, однако, сходятся на том, что раньше инструмент широко использовался, в основном в танцевальной музыке. Также весьма вероятно, что большая часть народного скрипичного репертуара заимствована из вокальных произведений и варгана. Знаменитый скрипач Кнут Й.Хедди (1857 – 1938) называл некоторые мелодии из своего репертуара варганными. Это были, скорее всего, знакомые ему мелодии для варгана, которые он сам переложил на скрипку. Такие мелодии, как Bestelanden, Fiskaren и Skjoldmøyslaget прекрасно подходят для ограниченного диапазона варгана. Вполне возможно, что они и многие другие изначально были варганными мелодиями. Наиболее распространённые мелодии в Сетесдале – гангары и стевы (короткие песни c импровизированными словами). Большинство из них также играются на скрипке. Некоторые варганные мелодии содержат элементы из нескольких разных скрипичных мелодий.
После нескольких десятилетий забытия, варган получил неожиданное внимание в Сетесдале в 1980-х годах. Это получило отголоски в самых разных частях Норвегии, и сейчас интерес к инструменту постоянно возрастает. Наконец-то варган стали принимать всерьёз. Техники игры и мелодии анализируются вплоть до мельчайших деталей, а носители традиций стали образцами для молодых музыкантов.

 

Мастера

Мы мало что знаем об изготовлении варганов в Сетесдале до 1900 года. Было найдено несколько очень старых инструментов, но установить их возраст очень трудно.
Типичным варганных дел мастером в старые времена был умелец, основной работой которого было кузнечное дело в целом. Изготовление варганов было побочным занятием. Качество варганов могло разниться, в основном от плохого до среднего, часто с глубоким основным тоном. У теперешних мастеров есть лучшее оборудование, и инструменты они делают более качественные.
Четыре самых известных мастера перечислены ниже. Они были важны для сетесдальских варганистов. Книга Альфреда Рюнингена об истории сетесдальских ферм и семей была важным источником информации.

Асбьёрн Т.Брокке (1838 – 1912) был кузнецом, хорошо известным своими варганами. Он был также хорошим музыкантом.
Миккель Ковенес (1872 – 1939) был его сыном. Его часто называли лучшим варганным мастером своего времени. Его инструменты имели довольно длинные и прямые деки.
Кнут Р.Берг (1874 – 1951) – ещё один умелец. Его инструменты были массивными и выглядели очень мощно, а язычок был необычно широким у основания.
Кнут Й.Хувет (1897 – 1976) был наиболее важным мастером в период времени после Кнута Берга. Кнут Хувет, возможно, был первым, кто стал помечать свои инструменты инициалами (K.G.H.). Кнут принял участие в фильме «Мунхарпа» в 1968 году.

 

Варганисты Сетесдаля

Все нижеупомянутые варганисты известны нам благодаря записям из архивов Норвежской Вещательной Корпорации (NRK).

Тарьей Свайнссон Хувет
Тарьей родился на ферме Хувет в Хюлестаде, Сетесдаль, в 1877 году. В семье был четвёртым ребёнком из восьми. Родителями его были Свайн Онундсон Хувет (1842 - 1907) и Ингебьорг Улсдоттир Хауген (1851 - 1928). Его дед, Онунд Бургарссон Фарему (1816 - 1893) был известным в Хюлестаде бондарем, и внук пошёл по его стопам - делал бочки, вёдра и деревянную посуду. Его младший брат Улав унаследовал участок родителей, а Тарьей, который всю жизнь оставался холостяком, поселился там в 1932 году.
О том, как Тарьей играл на мунхарпе, известно очень мало, но согласно Халльварду Т.Бьоргуму-старшему (1894 - 1975), он был мастером этого дела. Халльвард наверняка слышал игру Миккеля Ковенеса (известный кузнец и варганист, см.каталог), и есть основания верить, что Тарьей не уступал ему. Тарьей был всего пятью годами моложе Миккеля, и жил недалеко от него. Есть вероятность, что Миккель делал мунхарпы для него, возможно, они даже играли вместе.
Из других источников известно, что несмотря на то, что Тарьей был выдающимся варганистом, было довольно трудно заставить его играть. Однажды ему пришлось заночевать в какой-то холодной лачуге в горах с двумя другими мужчинами. Им приходилось караулить огонь в очаге по очереди. У кого-то из них была с собой мунхарпа, которую он оставил на столе. Когда Тарьей поддерживал огонь, он играл на мунхарпе.
Его ближайшие ныне живущие родственники не помнят его игру. Они даже не помнят, были ли мунхарпы в его домишке. Единственное музыкальное наследия,оставшееся от него, - это одна из версий мелодии "Fiskaren", которую Халльвард Бьоргум-старший исполнил в традиции Тарьея Хувета.
Неудивительно, что Тарьей Хувет был прекрасным варганистом. По линии отца его род восходит к семейству Фарему (см.каталог), а один из его старших братьев, Онунд (1872 - 1940), играл на скрипке. Его прабабка, Гунвор Улсдоттир Фарему, была сестрой двух наиболее именитых музыкантов из их рода - Улава и Тарьея Фарему.

 

Миккель Ковенес (1872 – 1939) жил в Ковенесе со своей женой Ингебьёрг Г.Уппстад (1863 – 1947). Его описывают как немногословного человека с хорошим чувством юмора. Улыбчивый здоровяк-кузнец из Ковенеса был как-то заснят известным фотографом Вильсе среди сетесдальских пейзажей. Некоторые моменты также были засняты на киноплёнку.
Многие в Ковенесе всё ещё помнят Миккеля и его музыку. Говорят, что играл он «на редкость мелодично». Его инструменты были хорошо подогнаны и он мог играть на танцах с довольно мощным для варгана звуком.
Записи со старых, исцарапанных пластинок дарят нам образцы мастерской первоклассной игры. Очень жаль, что многие его мелодии, например, Uppstaden, не были записаны.

Они Рюсстад (1894 – 1965) был кузнецом, а также имел лавочку в Рюсстаде. Он был женат на Маргит У.Вики (1912 – 1972) из Аустада. Их сын Они Ониссон (1932 – 2000) позже стал редактором в Новом норвежском пресс-офисе в Осло. Старший же Они был в основном известен в качестве местного и национального политика. Он также был главой Сетесдальского общества скрипачей и принимал активное участие в местной прессе.
Сейчас нас интересует в основном его игра на варгане. Они Рюсстад считается одним из дучших исполнителей сетесдальской музыки, даже несмотря на свой довольно ограниченный репертуар. Его техника была необычно развитой, и говорят, что он мог играть очень громко.

Андрес К.Рюсстад (1893 – 1984) был женат на Хельге Т.Бестеланд (1895 – 1981). Они жили в Рюсстаде, на ферме под названием Окре. Андрес Окре, как его часто называли, был фермером. Он был немногословным и работящим. Все четверо детей Андреса и Хельги были музыкально одарены. Андрес был почётным членом Сетесдальского общества скрипачей.
Андрес, как и Торлейв Х.Бьёргум, был в первую очередь скрипачом, а не варганистом. В 1961 году он выступил на ТВ с обоими инструментами, вместе с другими музыкантами из Сетесдаля. Андрес учился играть на скрипке непосредственно у Кнута Хедди и унаследовал его уникальную технику. Он называл Гуннара Андрессона Хелле (1885 – 1954) лучшим варганистом из всех, кого он знал. Игра Андреса Рюсстада очень технична, полна вариаций и богатых вибрато. Ему не было равных в извлечении максимума из простых мелодий и ограниченного репертуара.

Халльвард Т.Бьёргум-старший (1894 – 1978) был серебряных дел мастером и мелким фермером из Бьёргума. Был женат на Хельге Б.Рюсстад (1898 – 1978). Имел пять детей. Говорят, что Халльвард-старший был скромным и работящим.
Он играл на варгане, хорошо пел народные песни и немного играл на скрипке. Он называл Тарьея Свайнссона Хувета (1877 – 1948) лучшим варганистом из всех, и узнал от него несколько мелодий, например, Fiskaren. Эту мелодию он исполнил в фильме «Мунхарпа» (1968). В 1969 году варган впервые был включён в сетесдальское соревнование народных музыкантов. Семидесятипятилетний Халльвард был одним из трёх конкурсантов и занял первое место.
У него был небольшой репертуар, и его игра на записях свидетельствует о том, что играл он нечасто. Несмотря на это, его инструменты с глубоким тоном и хорошая техника уверенно представляют сетесдальскую традицию.

Кнут Е.Брокке (1902 – 1962) был самым младшим из четырёх детей на ферме Хоморен в Брокке. Он прожил там всю жизнь, за исключением небольшого периода в Канаде. Он делил ферму со своим братом Гуннаром (1896 – 1976), который также играл на варгане, и матерью Ингебьёрг (1872 – 1945). Кнут был тихим и работящим, делал много работы на ферме. Интересно, что он был первым в Брокке, кто купил себе гоночный мотоцикл.
Кнут Брокке был одним из немногих, кто продолжал варганную традицию в середине прошлого столетия. Многие вспоминают этого славного холостяка и его музыку.
Записи его игры отражают мелодичную игру, драйв и уверенный бит. Кнут, возможно, был бы очень удивлён, что стал таким известным просто оттого, что согласился сыграть несколько мелодий на запись для радио.

Торлейв Х.Бьёргум (1921 – 1990) был скрипачом, певцом, сочинителем и серебряных дел мастером. Женат был на Хельге Г.Хелле (род.в 1922). В 1962 году открыл ювелирный магазин «Sylvartun» в Нумеланде. Также был хорошим мебельщиком. Почётный член Норвежской национальной ассоциации скрипачей и Сетесдальского общества скрипачей. Получил награду в области культуры от провинции Эуст-Агдер в 1971 году. Его сын Халльвард (род.в 1956) – хорошо известный скрипач, а его дочь Лив Хельга (род.в 1950) – певица и импровизатор народных песен.
Торлейв Бьёргум был разносторонним музыкантом, который играл на классической и харданской скрипке, варгане и пел народные песни. Он научился многому напрямую от Андреса Рюсстада. Торлейв привнёс многие скрипичные мелодии в варганный репертуар, тем самым расширив возможности для сетесдальских варганистов. Его игра хорошо задокументирована на нескольких CD, записанных вместе с сыном. Один из них, Skjoldmøyslaget, получил «Spellemannprisen», норвежский аналог «Грэмми».
Игра Торлейва отличается от игры других старых мастеров тем, что он тяготеет к скрипичным версиям мелодий. Во многих местах он использует верхнюю октаву диапазона варгана. Сейчас игра Торлейва Бьёргума является идеалом для многих исполнителей, особенно в плане ритма и бита.

Современные мастера

Кнут Й.Твайт (род.в 1941 г.)

Родился и вырос в Рюсстаде, Хюлестад. Рос в рабочей семье и с детства проявлял склонность к механике. В 1961-62 годах служил в рядах норвежских вооружённых сил, в кавалерии, где и освоил кузнечное дело, ежедневно подковывая лошадей. После возвращения пошёл работать в гараж, в котором чинил машины и мотоциклы вплоть до выхода на пенсию. Попутно занимался кузнечным делом - ковал ножи, топоры и косы.
В конце семидесятых годов XX века варганная традиция в Сетесдале переживала упадок. В 1976 году в возрасте 79 лет умер мастер Кнут Йермундсон Хувет, перенявший умения у легендарного Миккеля Ковенеса, и сообщество сетесдальских фолк-музыкантов собралось, чтобы обсудить плачевную позицию мунхарпы. Согласно их данным, всего два поколения назад этот инструмент использовался для игры на танцах, а в 1976 на нём играл только скрипач Торлейв Х.Бьоргум. Они попросили нескольких знакомых кузнецов заняться мунхарпами, но безрезультатно. Невзирая на это музыканты решили продолжать поиски умельца. Таким умельцем и стал Кнут Твайт.
В конце 80-х годов Торлейв Бьоргум посетил Кнута в его мастерской. Он хотел попросить его начать ковать варганы в традициях старых сетесдальских мастеров. Взяв за образец мунхарпу Хувета и вспомнив свой опыт из шестидесятых годов, Кнут включился в авантюру. Через некоторое время проб и ошибок он сделал первую партию играбельных инструментов, которые и вручил Торлейву. Тот не преминул использовать их в своём мастер-классе, обучив группу молодёжи. Его усилия не пропали даром - в дело включились средства массовой информации и подогрели интерес к мунхарпам, увеличив спрос на них.
Сам Кнут Твайт привлёк внимание прессы, выковав мунхарпу из обломка упавшего в 1941 году в Бюгланнсфьорде самолёта B-17. Также именно он сподвиг Бьёргульва Страуме всерьёз заняться игрой на варгане.
В последние годы Кнут Твайт из-за проблем со здоровьем практически не производит новых инструментов.
Инструмента Твайта сделаны в традиции мастеров Хувета и Берга, обладают сильным и глубоким основным тоном. Узнать их можно по характерной форме, инициалам KT и крестикам (на удачу).

Фолке Б.Несланд (род.в 1948 г.)

Родился на ферме Несланд, впоследствии перебрался в Бюкле. Женат, имеет трёх детей и несколько внуков. Работало инженером. Свою работу на ниве кузнечного мастерства начинал, как и многие другие норвежские мастера, с ковки ножей. К мунхарпам Фолке приступил в 1991 году, имея в качестве образцов пару стареньких варганов. "Это была задача не из лёгких - научиться превращать железо вместо смертоносных орудий в прекраснейший из всех музыкальных инструментов", говорит он. Прошло несколько лет, прежде чем ему удалось добиться удовлетворительного звука, в чём ему помог другой мастер, Кнут Твайт.
Его мунхарпы принесли ему известность во всей Норвегии и далеко за её пределами. Инструменты он делает во всех возможных нотах, из обычной и нержавеющей стали. Провёл множество уроков и мастер-классов по изготовлению варганов.
Мунхарпы Фолке Несланда имеют очень характерный и узнаваемый звук. Подписаны обычно иициалами FBN и "Bykle" (Бюкле - место жительство Фолке Несланда).

Бьёргульв Страуме (род.в 1938 г.)

Родился в Хюлестаде, Валле. Мунхарпой заинтересовался уже в зрелом возрасте, около 50 лет. В 1990 и 1991 побеждал по классу мунхарпы в ландскапплейках. Также хорошо поёт традиционные песни. Вскоре после этого записал кассету "Luftslaget". В 1996 году выпустил диск "Fra Ætt Til Ætt" с варганными и вокальными традиционными композициями. Принимал участие в проектах пианиста Эйстейна Кикута и сетесдальской народной певицы Кирстен Бротен Берг. Имеет очень узнаваемый стиль игры.
Изготовлению инструментов учился в начале девяностых у Фолке Несланда. Мунхарпы имеют фирменную, легко узнаваемую форму, обычно помечены инициалами мастера и надписью "Setesdal". Именно его инструмент был взят за образец Бьёргульвом Бьёргумом при возведении памятника мунхарпе в Рюсстаде.

 

Современные варганисты

Бьёргульв Страуме (упомянут в списке мастеров).

Сигурд Брокке (род.16 мая 1971г.) вырос в самом сердце сетесдальской традиции, в Хюлестаде, Валле. Учился играть на варгане на вечерних курсах, устроенных Бьёргульвом У.Рюсстадом в 1997 году. Особенно его вдохновляли записи Миккеля Ковенеса. Он принадлежит к целой династии музыкантов, в числе которой много варганистов - его прадеды Гуннар А.Хелле (1885 - 1954) и Халльвард Т.Бьёргум-старший (1894 - 1978), его дед Торлейв Х.Бьёргум (1921 - 1990). Также стоит упомянуть его дядю Халльварда Т.Бьёргума (род.в 1956) - одного из лучших скрипачей Сетесдаля, и певиц традиционных песен Гру Хедди Брокке и Лив Хельгу Брокке.
В активе Сигурда четыре альбома, три из них совместно со скрипачом Даниэлем Санден-Варгом. Последний, полностью сольный Munnahrpe II, вышел в 2015 году.
Сигурд играет в очень узнаваемом стиле, энергичном и ритмичном, с неповторимым драйвом. Побеждал в ландскаплейке по классу мунхарпы в 2003 и 2004 годах, в 2002, 2005 и 2007 становился вторым. В 2003 получил региональный культурный грант. В миру имеет образование инженера-энергетика электростанции. Не женат. Характер твёрдый, нордический.

Халльвард Т.Бьёргум (род.16 февраля 1956). В основном известен как скрипач, но есть несколько записей его игры на варгане в ансамбле. Внук знаменитого варганиста Халльварда Бьёргума-старшего и сын не менее знаменитого Торлейва Бьёргума. Издал большое количество альбомов в разных жанрах, отметился в коллаборациях с музыкантами из самых разных стран мира.

 

(Источники: Сигурд Брокке, Фолке Несланд, Райдар Оттесен, Йон Мельхус)

 

 

Варганная традиция Телемарка

В Телемарке варганная традиция в своё время прервалась. И хардингфеле, скорее всего, является причиной того, что этот древний инструмент был полностью забыт музыкантами во многих регионах Норвегии. Другие старинные инструменты, такие как лангелейк, сельефлёйт, буккехорн разделили судьбу с варганом. Обновлённый интерес к мунхарпе сейчас обеспечивает возможность возродить то, что должно было быть варганной традицией в Телемарке – регионе, хорошо известном своими богатыми народными музыкальными традициями.

 

Рауланд и Винье

Единственные известные старые записи варгана из Телемарка датируются 1937 годом, когда Улав Урехулти (1865 – 1944) из Рауланда сыграл четыре спрингара и спел пять мелодий (т.н.tralle/tralling/tulling/hulling – пение бессмысленных слогов, аналог джазового скэта) для радио Норвежской Вещательной Корпорации (NRK). Эти записи были использованы в региональных радиопередачах, но никогда не транслировались в национальных масштабах. Улав Урехулти был хорошо известен в своё время, как выдающийся варганист, так же был искусен в “tralling”. Ничего не известно о том, у кого он учился, или на чьей работы инструменте играл.

Устные источники весьма скудно сообщают нам об инструментах и манере игры в Телемарке. Поэтому необходимо обратиться к письменным источникам для того, чтобы узнать о предмете больше. И в основном, это всё коллекция куратора и исследователя фольклора Рикарда Берге (1881 – 1969). Записи Берге содержат информацию о старинных инструментах, включая варганы, и обеспечивают базу для дальнейших исследований. Были использованы также несколько других источников.

Гуннар и Гуннульв Мюри – старшие братья исполнителя на лангелейке Андреса Лаувоса из Рауланда. В своей книге о Рауланде и Винье Рикард Берге рассказывает, что Гуннар Мюри слыл прекрасным варганистом. Он переехал в Америку в 1800-х годах и после этого о нём мало что известно. Его младший брат Гуннульв (1838-????) был упомянут в книге Райдара Севога «Det gjallar og det laet». Гуннульв позже переехал в западную Норвегию, в Холандсдален, и там женился повторно. Собиратель народной музыки Арне Бьёрндаль интервьюировал его сына, Йоханнеса Эйде. Йоханнес сказал Бьёрндалю, что его отец, Гуннульв Улсен Мюри из Рауланда, Телемарк, был талантливым варганистом. Он играл халлинги и спрингары, его исполнение было умелым и аккуратным. Йоханнес вспомнимал особую атмосферу в доме, когда Гуннульв играл и уютные моменты, когда он ребёнком сиживал у отца на коленях, слушая весёлую варганную музыку.
У Гуннульва Мюри было многочисленное потомство, как в Телемарке, так и в Холандсдалене, но сведения о том, какие мелодии он исполнял и где их выучил, исчезли навеки. Мелодии, которые его сын играл на хардингфеле, скорее всего, были почерпнуты из других источников.

Эйвинд Грувен дал информацию о ещё одном хорошем варганисте по имени Туркьелл Эйгорден. Он был немного моложе, чем дед Эйвинда со стороны матери, фермер Рикард Аслакссон Берге из Рауланда, который также играл на варгане. Аслак Брекке, известный исполнитель народных песен из Винье, узнал множество вещей из своего репертуара именно от Торкьелла Эйгордена.

Фюресдаль

Райдар Севог в своей книге ссылается на источник из Фюресдаля, гласящий: «Оба, дед и дядя, играли на варгане. Мать сказала, что её отец часто играл для детей по вечерам. Он играл также и танцевальные мелодии, несмотря на то, что был набожным». Другими словами, мунхарпа считалась менее «греховным» инструментом, нежели скрипка.
Хальвор Торгримсон (род.ок.1830 г.) был из Туддаля. «Его музыка заполняла всю комнату целиком, она была такой громкой, что могла быть слышна сквозь шум, производимый танцующими. Он играл на “Svaddehorpur” (варганах, сделанных мастером Свадде) из Тинна и имел несколько больших и маленьких варганов».

 

Лунде и Килен

Хальвор Микельсон Рулегета (???? – ок.1870) из Флобюгда, близ Лунде, - один из варганистов, упомянутых куратором Рикардом Берге. Хальвор считался несравненным музыкантом. В зрелые годы он работал сапожником, но ранее пробавлялся любыми заработками. У него был большой варган, на котором он играл на танцах спрингары и гангары. Он также умел играть на варгане языком. Задокументирован факт, что однажды он получил целый норвежский далер (приличная сумма денег) от автора псалмов М.Б.Ландстада за свою игру. Также известно, что он был пьяницей и жил в бедности.
Недалеко от Флобюгда расположен Килен, откуда родом знаменитый Sterke-Nils (Силач Нильс). Один из его потомков, Нильс Эллингсон был хорошим варганистом и даже переигрывал на варгане скрипичные мелодии легендарного Мюлларгутена. Берге узнал это от дочери Эллингсона.

Сельюр и Квитесейд

Один варганист из Сельёрда по прозвищу “Satanskviten” (приблизительный перевод: "бледный чёрт") носил свой варган в шляпе. Настоящее имя его было Улав Ульсен Нур-Блека. Согласно Берге, он играл мелодии, которые узнал от скрипача Лейфа Сандсдалена.
Бьёрн Насен был ещё одним варганистом из Сельюра, который тоже играл мелодии Сандсдалена.
Дренг Ковеювет (1834 -????) из Квитесейда был самоучкой. Он купил раму и изготовил язычок самостоятельно. Он умел играть на варгане как пальцем, так и языком. Говорят, что он часами играл на танцах, как в помещениях, так и на открытом воздухе, по вечерам и по выходным. Его репертуар включал в себя танцевальные мелодии и песни, среди прочих спрингар под названием «Gaute Navasgard».

Тинн

Коробейник из Тинна по имени Тарьей Гауксто был хорошим варганистом. Раз как-то он сыграл 18 мелодий подряд для приятеля из Рауланда. Также говорят, что он хорошо играл языком.
Другой варганист из Тинна – Торкьелл Хелликсон Хусволлдален, который умел играть мелодию “Førnesbrunen” на варгане. Он работал на ферме. Говорят, что он был хорошим веяльщиком. Ханс Уллерен рассказывал, что брат его деда, скрипач Улав Нернос Кволе из Атро, Тинн, присутствовал при том, как Торкьелл играл эту мелодию на мунхарпе, сидя в амбаре. Улав перенял у него эту мелодию и сделал её частью своего скрипичного репертуара. Йоханнес Дале и многие другие скрипачи впоследствии переняли эту мелодию у него. Согласно Уллерену, мунхарпа была популярна в Тинне, где было в то время много хороших кузнецов.

 

История о Бледном Чёрте

 

Об Уле Ульсене Нур-Блеке по прозвищу "Бледный чёрт" ("Satanskviten") из устных источников, криминальных записей и церковных регистров известно следующее.
Прозвище своё получил, во-первых, за белизну волос и бровей (некоторые полагают, что он был альбиносом), а во-вторых, за свой замечательный характер.
Играл на варгане, который носил с собой в шляпе.
После этого факта уже неудивительно, что У.У.вляпался в историю с поножовщиной.
25 июля 1795 года он женился на Ингебьёрг Ульсдаттер Свартдаль. В 1815 году унаследовал отцовскую ферму Нурре-Блека. Казалось бы, приличный норвежский гражданин.
В 1817 году был уличён в краже шейного платка у некого Уле Йенсена Эстгордена. Сначала стороны хотели уладить дело миром, как только Нур-Блека вернёт ему украденное, но что-то пошло не так, и в ходе ссоры Бледный Чёрт, его жена и сын напали на Эстгордена, нанесли ему 17 (!) ударов коротким ножом и размозжили правое плечо дубинкой. Тот всё же выжил, но оказался прикованным к постели на много недель. Бледный Чёрт сознался во всём и ещё раз попытался прийти к мирному соглашению с Эстгорденом, но опять не вышло, и пришлось ему с женой отправляться на каторгу - Нур-Блеке на 3 года, а Ингебьёрг на 4 (как наиболее активной участнице преступления).
Свою ферму они тем временем потеряли и, вернувшись после каторги в родные земли, пребывали в нищете остаток дней. Уле Ульсен отдал богу душу 6 июня 1833 года. О жене больше ничего не известно.

 

Мастера


Источники упоминают несколько варганных мастеров и инструментов, происхождение которых можно проследить.
В Тинне нам известен мастер по имени Нильс Бьёртуфт, он же Нильс Свадде, который сделал сотни варганов – т.н.”Svaddehorpene”. Нильс продал многие из них в западной Норвегии. Рикард Берге упоминает коробейника по имени Греггар Рёдберг из Нумедаля, котоырй привёз мунхарпы в Тинн и окружающие земли. Одна из них хранится сейчас в музее Тинна, но изготовитель её неизвестен.
В музее в Эйфьелле также хранятся два варгана, предположительно сделанные Улавом У.Труватном из Эйфьелла. Он также делал традиционные деревянные трубы под названием “neverlur”. Улав дважды был в Америке, где работал кузнецом. Он вернулся в Норвегию в 1921 году, прожив там 16 или 17 лет. Внутри маленького футляра одной из его мунхарп написано “Palermo i Nord-Dakota 1905”. Оба инструмента сделаны очень аккуратно и имеют тонкие, гибкие язычки.
Кнут Тьёсстаул, который тоже играл на варгане, часто посещал Улава Труватна. Однажды он попросил Улава сыграть для него и получил следующий ответ «О нет, нет, уже два дня, как у меня кончился табак. Не могу играть совсем, ни “Toreskjoldspiparen”, ни “Erik hæng’du”». Табак был получен, и Улав приготовился играть, сказав «Вот теперь хорошо, ребята», прожевав табак и вытерев рот (Рикард Берге).
В Бё когда-то был кузнец и варганных дел мастер Улав Аугундсон Баккане (1800 – 1885). Он продавал инструменты в Лунде, Сёухераде и Хеддале. Говорят, что у него были отличные инструменты. В Телемаркском музее в Шиене хранится стальной варган с изящно вырезанным футляром, предположительно сделанный Баккане. Один из его внуков, Улав Эйвиндсон Баккане (1867 – 1914), стал скрипачом и скрипичным мастером, но источники не упоминают варганы.
Человек по имени Аудун Баукол в Сёухераде делал варганы с рамами из литой стали.
Такова история варгана в Телемарке. Мы знаем, что варган имеет глубокие корни здесь так же, как и в других областях. Мы знаем о нескольких мелодиях, которые игрались здесь на варгане. В дополнение к упомянутым можно добавить “Kåte Reidar”, “Skuldalsbruri”, “Kivlemøyane”, вариант “Ramsen” (Улав Урехулти), вариант “Matsteinen”, “Bordstabelen”. Это старинные мелодии, возможно, даже старше, чем хардангерфеле.

 

Современные мастера

Возможно, в данный момент в Телемарке и есть прочие варганных дел мастера, но нам пока что известно только об одном наиболее выдающемся мастере этого региона, и, конечно же, это
Уле-Бьёрн Скуе (род.в 1977 году). Его мунхарпы привлекли к себе внимание норвежской варганной общественности чуть больше десяти лет назад. УБС родом из Бё, Телемарк, и начал играть на варгане в 2000 году, будучи вдохновлённым своим приятелем Йоном Эллингом Буэн Гарнос. В то время они слушали альбом сетесдальца Бьёругльва Страуме "Frå Ætt Til Ætt". Позже оба они зафанатели от архивных записей Улава Урехулти. После дискуссий с участием ещё одного своего приятеля, Андерша Ройне, Уле-Бьёрн решил попробовать свои силы в изготовлении инструментов. На него также сильно повлиял просмотр архивного фильма "Мунхарпа", выпущенного в шестидесятых годах, в котором было показана работа мастера Кнута Йермундсона Хувета из Сетесдаля. С помощью своих друзей, Скуе начал систематическую работу над своими мунхарпами. Два варгана из музея в Эйфьелле, сделанных Улавом Труватном, оказались неплохими образцами. Уле-Бьёрн стремился создать отзывчивые инструменты с ярким звуком и хорошим тоном. Именно там он скопировал интересную особенность формы язычка - он необычно широк у основания и сильно сужается к месту загиба.
В 2005 году вместе с Йоном Эллингом и Андершом основал варганное трио. Получил государственный грант на изготовление мунхарп как продолжатель народной традиции.
Записей сольной игры УБС почти нет, кроме четырёх записей, любезно выложенных в своё время Александром Дерновым, поэтому вот пара записей Йона Эллинга и Магне Селланда, на которых они играют на мунхарпах вышеописанного мастера.

 

Современные варганисты

Помимо упомянутого в прошлой части Уле-Бьёрна Скуе, в Телемарке есть ещё несколько выдающихся варганистов. Например,
Ян Арнольд Сауер из Фюресдаля (род.в 1969 году). Победил в капплейке варганистов в 1993 году, больше о нём нам ничего не известно, кроме любви к музыке Сетесдаля и Вальдреса, помимо родной телемаркской.

Йон Эллинг Буен Гарнос (30 декабря 1977 - 25 апреля 2012) - известный варганист из Телемарка, потомственный музыкант, принадлежавший к выдающейся династии скрипачей и певцов. Победил в Ландскаплейке по классу мунхарпы в 2008 году. На его манеру игры сильно повлияла сетесдальская традиция и Улав Урехулти из Телемарка. Вместе с Андершем Эриком Ройне и Уле-Бьёрном Скуе основал "Munnharpetrio". Вместе со своим дядей Кнутом Буеном записал альбом "På Slurva", в который вошли различные истории и анекдоты от Кнута и немного варганной игры от Йона Эллинга. Йон Эллинг погиб в трагической аварии 25 апреля 2012 года. В августе этого же года состоялся концерт его памяти, в котором приняли участие как его многочисленные родственники и коллеги по трио, так и гости из Сетесдаля Халльвард Т.Бьоргум и Даниэль Санден-Варг. Прибыль от концерта поступила в специально созданный фонд имени Йона Эллинга, предназначенный для помощи обездоленным Телемарка.

Можно было бы ещё упомянуть двух укоренившихся в Телемарке варганистов Онуна Эгеланна и Андерша Ройне, но они, по сути, являются "иммигрантами" в телемаркской традиции.

 

(Источники: Кьелль Битустёйль, Бернхард Фолкестад)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...