Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Варганная традиция Вальдреса




Сейчас невозможно установить, как долго варган был в обиходе в Вальдресе, но на основании различных источников мы можем уверенно утверждать, что он присутствовал там как минимум две или три сотни лет. Согласно археологу Йермунду Коллтвейту, существуют доказательства присутствия варгана в Норвегии, начиная со средневековья. Некоторые инструменты были ввезены, некоторые были изобретены в Норвегии. Уровень популярности варгана в Вальдресе с годами менялся, и, судя по всему, достиг наибольшего расцвета в районе 1800-х. Будучи в некоторой тени хардингфеле и лангелейка, мунхарпа тем не менее нашла свою нишу и выжила. Маленький и удобный инструмент, обладающий притом полной музыкальной выразительностью. Существует множество историй и легенд про варган. Вот парочка из собрания Кнута Хермундстада: «Человек по имени Стурехёлье однажды рыбачил в Гриндекьедне и провёл ночь один в маленькой хижине. Он был хорошим варганистом и решил ночью поиграть. Вдруг он услышал, как кто-то танцует снаружи. Стурехёлье понял, что это не обычные люди, но не испугался, а продолжил играть, и танцы всё продолжались и продолжались. Через некоторое время он решил пойти спать. Но какой-то парень вошёл и сказал: «О Хёлье, ты играешь такую славную музыку!» «Да и вы лихо пляшете», ответил Хёлье. «Поиграй ещё, будь другом», - сказал ему парень, «и завтра ты об этом не пожалеешь». Стурехёлье заиграл снова, и танцы продолжались всю ночь до первых проблесков утреннего света. Хёлье немного поспал, а потом пошёл проверить свои сети. Вот это улов! Слишком много, чтобы унести домой за один раз. Ему пришлось вернуться на ферму и привести с собой лошадь, чтобы увезти всю рыбу. Такова была плата за его игру на варгане.»
Другая история рассказывает о детях, танцующих под варган: «У Андриса А.Ванга был брат по имени Торстейн, который был учителем. Он был очень добрым человеком. Он, бывало, играл на своём варгане после уроков, чтобы мы потанцевали.» (Марит Эллингбё, 1840 -????)

 

Вальдрес был камнем преткновения для собирателей народной музыки на протяжении долгих лет, начиная с 1850-х годов. Однако, по всей видимости, фольклористы проявляли крайне мало интереса к мунхарпе.
Людвиг М.Линдеманн записал мелодию “Okse-laatten”, как её играл Торкел Х.Вик. Утверждают, что Вик был прекрасным музыкантом и умел играть на варгане языком. К счастью, в архивах народной музыки Вальдресского музея остались некоторые записи варганной музыки. Записи Эмбрика Бейтохаугена (1893 – 1963) и Улава А.Хауге (1904 – 2000) особенно интересны, но и остальные записи также помогают увидеть общую картину, которую можно обрисовать следующими утверждениями:
- репертуар включает в себя типичную для региона музыку, например, халлинг, спрингар, крестьянские, лирические мелодии, а также более новые жанры – вальс, рейнлендер/шоттис, польку и мазурку;
- мелодии в основном те, которые пелись или игрались на других инструментах, и были позже адаптированы для варгана;
- техника игры, включая способ игры закрытых звуков, аналогичны техникам, использовавшимся в других регионах;
- можно услышать достаточно явный «вальдресский диалект» в музыке и стиле игры. Объяснить это словами довольно трудно, это требует знания местной музыки и особенностей танца. В каком-то плане это стало легче в наше время, так как паттерны диалекта стали проще и чище. В других аспектах это стало сложнее, так как «флора» музыкальной выразительности и «фауна» музыкантов сейчас гораздо больше, чем были раньше, а также значительно увеличилось взаимопроникновение жанров и диалектических связей. Эти процессы создают проблемы для интерпретации старых записей. Примером этому является ритм спрингара, в котором легко услышать характерную пульсацию. В былые годы ритм различался от региона к региону, от равномерного до ассимметричного. Сегодня равномерный ритм исчез, и доминирует асимметричный (короткий-длинный-средний).

 

Мастера

Большинство инструменты в Вальдресе – кованые, но в 1900-х годах встречались и литые. Согласно Арвиду Якобсену Мюре, рама и язычок назывались “kin” (щека) и “tunge” (язык). Кованые варганы, как правило, были маленькими и с высоким основным тоном, обычно в районе ноты до.

Обзор мастеров по географическим областям Вальдреса:
Коммуна Норд-Эурдаль: Андреас Хауге (1864 – 1950), Эурдаль. Говорят, что Хауге изготовил около четырёх сотен варганов. Он играл на варгане и некоторых других инструментах. Он сам учился предположительно у отца и сына Томаса и Улы, которые жили неподалёку. Его сын, Улав Хауге (1904 – 2000) играл на варгане и лангелейке и также был кузнецом. Записи его игры, а также интервью с ним есть были найдены в Вальдресском архиве народной музыки. Уттар Сёрум (1882 – 1967), Эурдаль, по прозвищу «Уттар из Йенсестугуна», также был варганным мастером. Арне Хаугли (1899 – 1983) из Вестинбюгды был смотрителем Норвежского народного музея в Осло. Он сделал много варганов с литыми рамами в традиции Вальдреса и Гудбрандсдалена. Хельге Мюрхейм из Скраутволя и Кнут Опхеймсбаккен – мастера из Эурдаля в наше время.

Коммуна Ванг: Миккель Эриксон Бё, котоырй жил в XVIII веке сделал варган с исключительно красивым футляром. Арвид Якобсен Мюре (род.в 1922) выковал около 130 инструментов. В молодости он учился этому у Кристоффера Йевне, а впоследствии стал его партнёром в производстве варганов.

Коммуна Вестре-Слидре: Мартин К.Тув (1905 – 1978) из Рёна делал варганы и играл сам. Мартин Сэлид (1899 – 1978) из Рондоккена начинал с кованых инструментов, но позже перешёл на литые. Он сделал множество варганов и затейливых футляров к ним. Также играл сам. Ларс Викнес (1912 – 1986), тоже из Рондоккена, одолжил инструменты у Мартина Сэлида и продолжил его линию производства и игры. Его сын Мартин Викнес (род.в 1955) продолжил эту традицию.

Коммуна Эйстре-Слидре: Хальвор Улсон Бротен (1860 -????), скрипач, кузнец и часовщик Нильс Бейтохауген (1863 – 1927) и Ула Свайнссон Хегге (1876 – 1972).

Вальдресский народный музей: в 1990 году мастерская народных инструментов в музее в Фагернесе произвела некоторое количество литых мунхарп. Сигвальд Рёрлиен сделал варганы, а Уддрун Хегге вырезал футляры для них. Позже Кнут Опхаймсбаккен начал производить кованые варганы.

 

Варганисты

Улав А.Хауге (1904 - 2000). Как и его отец Андреас, был кузнецом и варганным мастером. Также играл на варгане и лангелейке. В июле 1964 года записал несколько мелодий для Норвежской вещательной корпорации NRK.

Энгебрет (больше известный как Эмбрик) Бейтохауген (14 сентября 1893 - 28 июля 1963). Играть учился у своего отца Нильса, который играл на скрипке и мунхарпе (который, в свою очередь, был ученком Ларса Л.Крёссхауга (1812 - 1888). В 1955 году некто Ула Хьелле записал его спрингар, сыгранный на мунхарпе совершенно нетипично высокой настройки. Спрингар этот стал довольно популярным у современных варганистов. Также играл на хардингфеле.

Рольф Уддвар Карлберг (1931 - 2014). Родился 26 марта 1931 в Осло. Архитектор по образованию, до 1980-х годов работал по специальности. С 1984 по 1996 был директором народного музея Вальдреса. Был одним из тех, кто стоял у истоков ежегодных фестивалей мунхарпы (за что стал почётным членом норвежского варганного сообщества). Исследовал народные танцы и музыку Вальдреса, автор многих работ на эту тематику. Выпустил два диска - сольный "Låtta o låttestev frå Valdres" (2010) и "Tre ord te de" (с семьёй). Выигрывал множество призов в области народной музыки. Помимо мунхарпы играл на скрипке, занимался народным пением и танцами. Умер 21 ноября 2014 года.

Эрик Ройне (род.в 1946 г.). Родился и рос в послевоенном Осло, в среде народных музыкантов. Взял в руки мунхарпу (работы Арне Хаугли) в 1966 году. Работал в NRK. Танцевал халлинг в Карнеги-холле в Нью-Йорке в 1975 году на мероприятии в честь 150-летия первой норвежской эмиграции в Америку. Победил в множестве капплейков. На его манеру игры сильно повлияли скрипач Торлейв Булстад и лангелейщики и варганисты Райдар Севог и Улав Снортхайм. Его старший брат, Харальд Ройне (1941 - 1998) также был музыкантом. Всем известен его талантливый племянник Андерш Эрик Ройне.

Хельге Мюрхейм (????) - талантливый самоучка из Вальдреса, мультиинструменталист и виртуоз скрипки и хардангерфеле, варганный мастер. Взял множество призов на конкурсах скрипачей в Норвегии. В 2006 году потряс фолк-сцену Норвегии крутейшим двойным альбомом "I Laussnøé", в котором лично исполнил партии почти всех инструментов, а именно мунхарпы, лангейлейка, хардингфеле и шлоттетрумме.

 

(Источник: Рольф Карлберг)

 


Варганная традиция Нумедаля

Скромно зажатый между Халлингдалем, Телемарком и Вальдресом, в фюльке Бускеруд затаилась историческая область под названием Нумедаль. В отличие от своих именитых варганных соседей, в Нумедале не удалось проследить традиции игры на мунхарпе. Исследователи сходятся на том, что мунхарпа бытовала здесь с давних пор и использовалась в том числе для игры на "танцах в носках", но была вытеснена скрипкой.
Тем не менее этот регион дал норвежской варганной сцене двух видных музыкантов - Тува Веттерхуса и Свайна Вестада (так как Конгсберг административно всё-таки относится к Нумедалю). Никто из них не играет собственно нумедальщину, пользуются плодами основных варганных традиций Сетесдаля, Телемарка и т.д.

Тув Гудбранд Веттерхус проживает в Нуре, Нумедаль. Является пятикратным победителем ландскаплейка по классу мунхарпы (в 2007, 2009, 2012, 2013, 2016 годах). Особые приметы - отсутствует средний палец на правой руке: вероятно, стёрся от усиленных занятий на варгане. Во что, в общем-то, можно поверить, поскольку пять раз побеждал в ландскаплейке только Андерш Ройне, а Андерш Ройне - это вам не шутки.

Свайн Вестад (род.17 марта 1946 года). Родом из Конгсберга. Один из крупнейших деятелей норвежского варганного сообщества, много лет стоял у руля его. Трижды побеждал в ландскапплейке (1999-2001). Вообще, трудно писать о Свайне Вестаде, и везде-то он был, и всем-то он занимался, и на всём-то он умеет играть. Эдакий Чак Норрис от варгана. Дискография насчитывает несколько дисков, один сольник, один с друзьями, один с Анне Хауган, плюс участие во множестве сборников. Желающие легко найдут больше информации сами.

(Источник: Вероника Соум)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...