Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сенситивные периоды развития физических качеств




 

На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, издавна получили название критических периодов развития.

Так, период отнятия ребенка от груди матери рассматривают как критический, так как преждевременное, искусственное завершение этого периода неблагоприятно сказывается на последующем развитии ребенка.

Дети, росшие до11-13 лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и лучше передвигаются на четвереньках. Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеде легче всего в возрасте 6-8 лет (в эти годы активно развиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы. Для того, чтобы стать хорошим танцором, следует приступать к обучению не позднее 10 лет. Обучение плаванию значительно успешнее осуществляется в 10 лет, чем в более раннем возрасте.

Дети младшего возраста, особенно в период с 8 до12 лет, могут обучиться почти всем движениям, даже с очень сложной координацией, если при этом не требуется значительного проявления силы, выносливости и скоростно-силовых качеств. Данные факты свидетельствуют о том, что для развития различных органов и функциональных систем организма существуют свои оптимальные периоды. Именно тогда наиболее легко и эффективно вырабатываются определенные функции, умения, навыки, и наоборот, они формируются с трудом, если время упущено. Поэтому не случайно в практике сложились оптимальные сроки начала обучения музыке, балету, плаванию и т.п.

На школьных уроках физической культуры целесообразно особое внимание уделять физическим качествам, которые в том или ином конкретном возрасте находятся в фазе интенсивного роста.

Важно также и то, что в последующие годы наблюдается отдаленный положительный эффект оптимального построения процесса физической подготовки школьников, и дети, у которых осуществлялось избирательно - направленное воспитание физических качеств в критические периоды, по уровню своего развития устойчиво опережают сверстников.

В течение учебного года, когда приходится осуществлять избирательно-направленное воспитание ряда физических качеств в соответствии с критическими периодами развития, целесообразно уделять внимание тем качествам, для которых представляются наиболее благоприятные условия.

Таким образом, критические периоды развития физических качеств позволяют не только конкретизировать задачи в области физической подготовки школьников различного пола и возраста, но и создают благоприятные предпосылки для своевременной оценки уровня физической подготовленности учащихся.

 


Роль двигательных качеств в физической подготовке школьников

 

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомлении и делает работу школьников более продуктивной.

Основное рабочее положение учащихся - длительное сидение за партой или столом. Правильная осанка, прямая поза на уроках присущи, как правило, тем учащимся, у которых в достаточной мере развита сила и выносливость соответствующих мышечных групп.

Процесс освоения любых движений: спортивных, трудовых, выразительных - идет значительно успешнее, если занимающийся в определенной мере подготовлен к физической работе. Это значит, что ученик с крепкими и выносливыми мышцами, гибким и ловким телом может быстрее освоить новые движения как в силу большего двигательного опыта, так и потому, что он просто в состоянии повторять изучаемое движение, прежде чем наступит утомление.

Уровень общей физической подготовленности школьника определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества: сила, ловкость, быстрота, гибкость и выносливость.

Направленность развития двигательных качеств у школьников обусловливается разделами программы физического воспитания. Даже в рамках одного раздела учитель при подборе специальных упражнений должен учитывать те конкретные двигательные действия, которым необходимо обучить учащихся.


Общие организационно-методические основы воспитания физических качеств у школьников

 

Планирование процесса воспитания физических качеств на уроке физической культуры

 

Одно из главных требований, позволяющих добиваться высокой эффективности учебного процесса, - правильное планирование материала. В программе по физической культуре материал для развития физических качеств расположен по разделам: "гимнастика", " легкая атлетика" и т.д. Этим подчеркивается направленность программы на необходимость развития физических качеств не вообще, а применительно к изучаемым двигательным умениям и навыкам. Поэтому при планировании материала следует учитывать, что разучивание техники движений и развитие физических качеств - это лишь две стороны единого процесса формирования двигательных действий.

Планирование учебно-воспитательного процесса начинается с подготовки годового плана-графика прохождения учебного материала программы.

Наряду с сезонным планированием возможен и другой вариант, когда развитие физических качеств школьников осуществляется с некоторым опережением работы, связанной с формированием тех или иных двигательных умений и навыков.

Планировать учебный процесс с опережением сложнее, чем параллельно, так как учителю приходится заранее продумывать, какие умения и навыки будут изучаться на последующих уроках и развития каких физических качеств они требуют.

Правильно разработанные годовые планы - залог успешной разработки других документов планирования уроков, например, поурочных планов.

Распределение материала по урокам может быть представлено в виде конкретных учебно-воспитательных задач или совместно с основными,

подводящими, общеразвивающими и подготовительными упражнениями.

План-конспект урока - наиболее детализированный документ планирования. Составляется он на основе поурочного плана. Разрабатывая план-конспект конкретного урока, учитель каждый раз определяет задачи урока и подбирает упражнения, позволяющие наиболее успешно их решить, намечает дозировку этих упражнений и продумывает организационно-методические указания. Упражнения для развития физических качеств в плане-конспекте могут быть представлены как в виде отдельных упражнений, так и в виде комплексов.

В конспекте урока указывается также дозировка упражнений и все необходимые организационно-методические указания, связанные с реализацией комплекса.

Запись комплексов или отдельных упражнений для развития физических качеств можно производить как в конспекте урока, так и на отдельных карточках, которые прикладываются к конспекту.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...