Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная грамотность в содержании современного образования.

В 2006 году завершился третий цикл исследований PISA (Programme for International Student Assessment), инициированной Организацией экономического сотрудничества и развития – ОЭСР. По мнению многих специалистов, именно это исследование оказало в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире и, в том числе, в России. Добавим, не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня просто не имеет права, ибо любое их игнорирование неизбежно приведет к значительному снижению конкурентноспособности российского образования.

В нормативных документах проекта основная цель исследований PISA определялась оцениванием того, обладают ли учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе (Measuring student knowledge and skills. A New framework for Assessmtnt. OECD, 1999). Оценивание образовательных достижений учащихся проводилось по трем основным направлениям:

· грамотность чтения – первый цикл исследования в 2000 г.;

· математическая грамотность – второй цикл исследований в 2003 г.;

· естественнонаучная грамотность – третий цикл в 2006 г.

Например, под грамотностью чтения в исследовании понималась способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Как видим, центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле сегодня определяется еще и как функциональная грамотность. По своим сущностным характеристикам термин отражает общеучебную компетенцию, и в следствие этого, все оценивание в исследовании было ориентировано на компетентностный подход.

Судя по тем параметрам, которые применялись для оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста, диагностический инструмент PISA был создан специально для проверки уровня развития компетентности. Сами задачи тестов организованы таким образом, что измеряют способность учащихся разрешать нестандартные ситуации. Это обстоятельство демонстрируют, что в PISA компетентность понимается как интегративная характеристика человека результативно действовать в нестандартных ситуациях.

Проведенные исследования грамотности учащихся по указанным направлениям показали, что качество российского образования существенно отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывали затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме, характерной для средств массовой информации. В целом российское образование носит явный академический или теоретико-ориентированный характер.

Подтверждают данное качество российского образования конкретные результаты изучения подготовленности 15-летних школьников к активному участию в жизни общества. Оно обнаружило, что показатели российских учащихся существенно ниже средних результатов, продемонстрированных их сверстниками в экономически развитых странах. Так, из 32 стран, участвовавших в исследовании PISA, по общей шкале грамотности чтения россияне заняли 27-29 места; по математической грамотности – в районе 20 места, а по естественнонаучной грамотности – 26-29 места. Как видно, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование оказалось на одних из последних мест. Эти итоги свидетельствуют о том, что российская школа не обеспечивает подготовку ее выпускников к жизни в современном постиндустриальном информационном обществе, отвечающую международным требованиям и стандартам.

Невысокие результаты российских учащихся обусловлены следующими основными причинами:

1) недостаточная практическая ориентированность содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их некоторая оторванность от реалий жизни, окружающей учащегося;

2) перегруженность программ и учебников учебными материалами;

3) недостаточное внимание к формированию общеучебных и интеллектуальных умений;

4) недостаточное внимание к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации различного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близким к реальным.

Какие же главные выводы мы должны сделать по данным, полученным международным исследованием PISA 2000?

На наш взгляд, со всей очевидностью перед российским образованием сегодня встали две основные проблемы.

Во-первых, это проблема качественного изменения содержания и процесса образования на основе выделения приоритетов функциональной грамотности.

Во-вторых, переориентация отечественного образования в новую личностно развивающую парадигму, усиливающую смысловой характер содержания образования.

Решение первой проблемы предполагает ориентацию всех ступеней отечественного образования на выращивание функционально грамотной личности. Под функционально грамотной личностью необходимо понимать ту личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

С этих позиций функционально грамотная личность – это человек:

· ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий: соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, понимать условия собственных действий в соответствии с задачами, стоящими перед человечеством в целом, сознательно действовать в границах норматива, выбирая оптимальные условия;

· способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

· умеющий отвечать за свои решения;

· способный нести ответственность за себя и своих близких;

· обладающий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

· обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

· для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

· легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

· понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения; что кроме личного мнения, которое надо защищать и отстаивать, существуют и другие, которые так же имеют право на существование;

· хорошо владеющий устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми;

· владеющий современными информационными технологиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...