Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компоненты самоопределения личности обучающегося в содержании современного образования.

В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования. При личностно-ориентированном подходе к сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к развивающейся личности, становление ее индивидуальности и возможности самоопределения в культурно образовательном пространстве.

Под самоопределением учащегося может пониматься процесс конструирования им близкой, реально исполнимой и дальнейшей перспективы на основе свободного выбора целей, средств и путей саморазвития, включающего в себя как совокупность индивидуальных ценностей. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения:

· гностический (перестройка сознания и самосознания);

· практический (реальные изменения социального статуса человека).

Вместе с тем самоопределение имеет прямое отношение и к процессу самоидентификации личности, который происходит как через самопознание, так и через сравнение с тем или иным человеком, как воплощением присущих определенной группе или общности свойств. Под идентификацией, например Н.Н.Федотова, предлагает понимать интегрированность человека и общества, их способность к осознанию своей самотождественности в ответе на вопрос: кто я такой? При этом самоопределение культурных начал осуществляется в контексте национальных и региональных ценностей.

В целом структура содержания образования на ряду с федеральным и школьным компонентами должна включать региональные и национальные составляющие. Они образуют параллельные содержательно-целевые линии.

Содержательно-целевая линия региональной направленности в целом опирается на краеведческий характер учебного материала, который предполагает географические, исторические, экономические и социокультурные знания о регионе. Однако в плоскости культурно ориентированного образования краеведческие знания, традиционно носившие прикладной аспект, приобретают новый ценностный смысл.

Во-первых, он заключается в воспитании нравственной позиции российского гражданина по отношению к родному краю: это должен быть не потребитель или пассивный наблюдатель, а хранитель и созидатель природы и культуры, понимающий и любящий свою “малую Родину”.

Во-вторых, именно краеведение может и должно формировать личность с активной жизненной позицией: способной к оптимальной ориентации и продуктивной деятельности в изменчивом социокультурном пространстве региона; обладающей мощным потенциалом быстро адаптироваться в мире.

С этих позиций общая цель региональной содержательно-целевой линии состоит в формировании культуры человека - гражданина Российской Федерации.

Из этой цели вытекают конкретные задачи региональной составляющей содержания образования:

· дать основы разносторонних знаний о регионе, раскрывающих взаимосвязь и взаимозависимость Человека, природной и культурной среды;

· раскрыть фундаментальную значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека и на этой основе пробудить познавательный интерес к родному краю, сопричастность к его судьбе и судьбе России;

· сформировать у школьников культурологический потенциал, обеспечивающий продуктивное и бережное взаимодействие с миром, возрождение лучших российских традиций;

· сформировать адаптивный тип жизнедеятельности, проявляющийся в устойчивых способностях к самообучению и переучиванию.

Вторая содержательно-целевая линия национальной направленности предполагает вхождение человека в поликультурное пространство, многонациональную среду Российской Федерации и его самоидентификацию как носителя той или иной национальной культуры и традиций. Таким образом, ведущая цель национальной содержательно-целевой линии заключается в том, чтобы вырастить патриотов снормальным типом этнической идентичности, позволяющей школьнику осознавать себя и членом этноса, и носителем национальной культуры, и членом многонациональной общности, “россиянином”, и членом мирового сообщества, “гражданином мира”. Кроме этого, не менее важное значение приобретает нацеленность содержания образования на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в поликультурной и многонациональной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с представителями других национальностей, рас или верований.

Достижение поставленных целей требует решения следующих задач:

· обеспечить глубокое и всестороннее овладение школьниками культуры своего народа, в первую очередь родного языка, литературы и национальных традиций;

· сформировать представления о многообразии культур в России и мире и на этой основе позитивные отношения к культурным различиям как источнику прогресса человечества и самореализации личности;

· реализовать интеграцию учащихся в поликультурное пространство в условиях продуктивного и равноправного взаимодействия с носителями различных культур;

· воспитывать учащихся в духе адаптивности, взаимопонимания и гуманного межнационального общения.

Особенности содержания представленных линий, их взаимосвязей и функционирования в реальных условиях поликультурного пространства дают возможность говорить о полноценном воспитании и развитии младших школьников как граждан и патриотов России.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...