Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 инфляция совокупный спрос предложение Развитие инфляционного процесса зависит от проводимой государством экономической политики, в рамках которой, в частности, могут приниматься специальные антиинфляционные меры. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. Это - ключевые монетарные факторы антиинфляционной политики. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании и других сферах. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижения целевых параметров по динамике индекса потребительских цен. [10, с.587]. Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000-2004гг., позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные меры антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.
Первый комплекс включает меры: 1) по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции; ) поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий; ) снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий; ) реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей; ) сокращению транзакционных издержек и др. Второй комплекс охватывает меры: ) по регулированию объема и структуры денежной массы; ) проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам; ) сокращению скорости оборота денег; ) регулированию резервных требований; ) ограничению бюджетного дефицита; ) регулированию доходов населения; ) сокращению бартерных операций, неплатежей; ) стабилизации белорусского рубля и др. Третий комплекс предусматривает меры: ) по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости; ) государственному регулированию цен на товары монополистов; ) регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг; ) регулированию уровня рентабельности; ) стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства; ) ограничению инфляционных ожиданий; ) ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов. Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005гг. предусматривала размер индекса потребительских цен в 2005г. не более 8-10%. [10, с.585-587].
Что касается, инфляционных процессов в нынешнем году, напомним, что индекс потребительских цен за первое полугодие достиг очень высокого уровня - 36,2%, тогда как за аналогичный период прошлого года этот показатель был в 4 раза ниже и составил 9,1%. А в большинстве европейских государств инфляция не превысила 1-2%. И наблюдается тенденция к снижению. В нашей стране инфляция с июля также начала замедляться. Так, за три недели июля темп роста потребительских цен остановился на отметке 2,3%, в том числе с 12 по 19 июля он составил 0,4%. Однако радоваться пока рано, поскольку здесь нельзя не учитывать так называемый сезонный фактор. Дело в том, что ежегодно в июле - августе темпы роста потребительских цен снижаются за счет понижения цен на овощи и фрукты. Есть все основания полагать, что сегодня это - основной фактор замедления темпов инфляции как в нашей стране, так и других государствах. Для борьбы с инфляцией государство в очередной раз применило традиционный инструмент, повысив ставку рефинансирования, которая с 13 июля составила 20%. Это уже шестое повышение в нынешнем году. И есть основания полагать, что к этой мере будут прибегать в нынешнем году еще не раз, поскольку сегодня ставка рефинансирования существенно - в 2 раза - отстает от темпов инфляции. А это, в свою очередь, не позволяет существенно повысить привлекательность банковских депозитов в белорусских рублях. В последнее время ставки по ним значительно увеличились, но по-прежнему отстают от темпов инфляции. Вместе с тем рост ставки рефинансирования привел к значительному удорожанию кредитных ресурсов, что для многих субъектов хозяйствования сократило возможности использования заемных ресурсов. [14, с.5-6]. Развитие инфляционного процесса зависит также и от реализуемой государством валютной политики. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие.
В денежно-кредитной сфере в первом полугодии сформировались неблагоприятные тенденции, характеризующиеся сохранением несбалансированности на внутреннем валютном рынке, вызванной дефицитом валюты на всех сегментах. В результате эмиссионного кредитования экономики сформировалось чрезмерное денежное предложение в национальной валюте. В условиях ажиотажного спроса на иностранную валюту со стороны населения для оплаты импорта автомобилей, высоких инфляционных и девальвационных ожиданий, а также снижения доверия к банковской системе это привело к дефициту иностранной валюты, множественности курсов и снижению золотовалютных резервов. В течение марта-мая 2011г. Национальный банк с целью стабилизации ситуации на валютном рынке принял ряд решений: были изменены границы допустимых отклонений курса сделок от официального при проведении различных валютных операций, как на внебиржевом рынке, так и на рынке иностранной валюты. В целях недопущения дальнейшего снижения золотовалютных резервов Национальный банк прекратил продажу валюты банкам для реализации ее через обменные пункты и ввел на бирже порядок удовлетворения заявок на покупку инвалюты с учетом экономических приоритетов в рамках предложения в виде обязательной продажи части валютной выручки. Однако принятые меры улучшению ситуации на валютном рынке не способствовали. [13, с.14]. Разделение экономики на две зоны - рублевую и валютную - это прямая уступка большому экспортоориетированному госбизнесу и попытка нормализации ситуации на валютном рынке за счет обычных граждан и малого бизнеса. Правительство продолжает делить бизнес на две группы. Первая - экспортеры - считается привилегированной, вторая - импортеры и поставщики товаров и услуг на внутренний рынок - врагами стабильности и бизнесменами второго сорта. Для первой группы Совмин разрешает спрятаться за валютным щитом от инфляции и девальвации. Плата за это - обязательная продажа 30% валютной выручки по курсу, который существенно ниже рыночного. Для второй группы правительство приготовило очень неприятный сюрприз в виде множественности курсов, непредсказуемости валютного рынка и высокой инфляции. [15, с.15].
Следует отметить, что предпринятые в области денежно-кредитной и валютной политики меры позволили не допустить бесконтрольное раскручивание девальвационно-инфляционной спирали. Проведенная разовая девальвация белорусского рубля приблизила официальный курс к рыночному, однако к стабилизации валютного рынка не привела. Ограничения на валютном рынке в условиях неоднозначных оценок субъектами хозяйствования равновесного уровня обменного курса предопределяют недостаточность предложения валюты и нарастание объемов неудовлетворенного спроса. В результате все сегменты валютного рынка не могут эффективно функционировать и обеспечивать потребности субъектов хозяйствования и населения в валюте. Необходимо ускорить выход на единый курс белорусского рубля. [13, с.15]. При выходе на единый курс национальной валюты государство намерено реализовать комплекс мер по социальной поддержке населения, чтобы не допустить падения реальных доходов граждан. В частности, как отметил Глава государства, работникам бюджетной сферы, неработающим пенсионерам будет выплачена разовая материальная помощь в размере 500 тысяч рублей. Кроме того, сохраняется обязательство государства по индексации доходов населения. При этом Президент сообщил о готовящемся решении повысить тарифную ставку 1 разряда. С 1 ноября планируется также произвести перерасчет трудовых пенсий исходя из средней заработной платы работающих за 3 квартал. Оказывать помощь населению планируется, в том числе за счет изъятия у организаций (как бюджетных, так и коммерческих) сверхдоходов, полученных от роста цен. Эти средства будут аккумулироваться в специальных фондах. Мотивы такого решения президент объяснил тем обстоятельством, сто «бизнес, предприятия, физические лица, успешно работающие должны понимать, что сейчас государству надо подставить плечо». Александр Григорьевич особое внимание обратил на то, что Беларусь по-прежнему будет проводить социально ориентированную политику. Он выразил уверенность, что возникшие проблемы в экономике, в частности ситуацию с валютой, удастся решить в течение года. Среди других мер валютной политики, которые утвердил Глава государства, - отмена льгот для экспортеров по обязательной продаже части валютной выручки, предоставление населению возможности конвертировать свои рублевые вклады в валютные, введение с октября электронной системы учета покупки валюты по паспорту, по каждому покупателю персонально, как во многих странах мира, в том числе в России. [16, с.3].
Государство при выборе методов макроэкономического регулирования может рассматривать различные системы мер в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной, валютной и социальной политики. Заключение
Инфляция является одной из самых тяжелых болезней экономики. В условиях инфляции различные виды цен изменяются неравномерно: одни цены быстро уменьшаются, другие медленно растут, третьи остаются без изменения. Значение уровня инфляции обусловлено, прежде всего, одной из главных целей макроэкономического развития страны - достижение стабильного уровня цен. По результатам данной работы модно сделать следующие выводы: .Причины возникновения инфляции имеют локальный, всеохватывающий характер; они подразделяются на внутренние и внешние, что говорит о международном характере инфляции. Типы инфляции различаются по темпу роста цен, по степени сбалансированности роста цен, по критериям проявления и ожидаемости. .Неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, дезорганизует производство, которому наносится серьезный экономический ущерб, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Обостряется экономическая и социальная напряженность в обществе, затрудняется проведение экономической политики. . Инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс отрицательных, негативных явлений. Рост цен опережает рост количества денег в обращении, инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, усиливает социальную дифференциацию населения, ведет к снижению реальных доходов и обесцениванию сбережений населения. Инфляция приводит к потере у производителей заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. .Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране, а её последствия могут проявляться в течение многих десятилетий. Но важно знать не то, к каким последствиям может привести инфляция, а то, как избежать этих негативных последствий. Именно поэтому разработка антиинфляционных программ становиться одной из важнейших задач государства, в котором неистовствует инфляция, представляющая собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части - адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика. . Развитие инфляционных процессов в экономике зависит, прежде всего, от проводимой государством экономической политики. Для борьбы с инфляцией, государство вынуждено разрабатывать и приводить в действие комплекс мероприятий, способствующих снижению уровня инфляции. Основной принцип борьбы с инфляцией - уничтожение ее источников. Наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне. . Реализация мер по снижению уровня инфляции в Республике Беларусь предполагает активное участие государства в регулировании экономики, согласованное действие различных государственных структур, как в рамках Правительства, так и в сфере его взаимодействия с Национальным банком. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на эффективное управление денежной массой, бюджетно-налоговая политика должна содействовать развитию производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|