Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика




Развитие памяти и внимания у учащихся младших классов на уроках музыки


Введение

музыкальный внимание память урок

Одной из важнейших проблем в младшем школьном возрасте является развитие психических процессов: памяти и внимания. Развивать и совершенствовать внимание и память столь же важно, как и учиться письму, счету и чтению.

В школьном возрасте внимание и память, как и все другие психические процессы, претерпевают существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Одним из обязательных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания и памяти. Дети, начинающие обучение в начальной школе, очень часто страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. При достаточном развитости внимания все мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняют аккуратно и четко, ребенок в состоянии контролировать свое поведение, ставить цели деятельности, планомерно решать поставленные задачи.

В каждой из работ по музыкальному обучению, воспитанию, развитию детей всегда учитывается обязательное и необходимое участие внимания и памяти в процессе исполнения музыкальных произведений, их слушания и восприятия, а так же в процессе осознания музыки, рассуждения и размышления о ней.

Значение памяти и внимания в процессе обучения детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательной школе очень велико. Ни один из видов музыкальной деятельности (слушательская, исполнительская, творческая и д.р.) не мог бы быть осуществлен вне тех или иных проявлениях внимания и памяти. Но насколько велико это участие, каковы основные и наиболее эффективные механизмы развития и совершенствования этих способностей у детей, насколько и какими способами можно повысить возможности и умения преподавателей, учителей музыки и направлять процессы памяти и внимания школьников для наиболее эффективной и продуктивной работы на уроках и внеурочное время - эти вопросы по сей день остаются открытыми.

Таким образом, возникает противоречие между значением процессов внимания и памяти в музыкальной деятельности и отсутствием целенаправленной и организованной деятельности педагогов направленной на формирование и развитие внимания и памяти младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе. По причине недостаточной изученности процессов совершенствования развития памяти и внимания у учащихся в процессе музыкальной деятельности, встает проблема разработки и развития различных методик развития памяти и внимания в различных видах музыкальной деятельности. Возникает необходимость поиска и разработки соответствующих способов, приемов и принципов развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Разработкой проблемы развития внимания и музыкальной памяти школьников занимались М.Г. Арановский, А.В. Ражников, В.Н. Петрушин и другие. В работах ученых затрагиваются отдельные стороны развития внимания и музыкальной памяти. Также огромную ценность представляют работы В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, М.С. Старчеус, в которых раскрываются сущности внутренней природы музыкальной памяти. В работах Т.А. Барышевой, В.К. Белобородовой, Л.В. Горюновой, А.А. Пиличаускаса раскрывавются особенности развития музыкальной памяти в разные возрастные периоды и методы формирования музыкальной памяти школьников.

Цель: разработать методы, способы, приемы развития внимания и памяти у учащихся младших классов на уроках музыки для совершенствования уровня музыкального развития и воспитания детей.

Объект: процесс музыкального обучения учащихся младших классов на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Предмет: развитие внимания и памяти младших школьников в процессе музыкального обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Задачи:

- Определить сущность понятий памяти и внимания. Выявить их психолого-педагогическую характеристику.

Проанализировать особенности развития внимания и памяти у младших школьников на уроках музыки.

Выявить методы, способы, приемы, педагогические условия внимания и памяти у младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.


Сущность понятий память и внимание. Их психолого-педагогическая характеристика

 

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающий в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательное и длительное сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или в виде деятельности.

Внимание - необходимая предпосылка возникновения и развития мышления и воли человека, фактор активизации процессов восприятия и памяти [6, С. 147].

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.). Внимание характеризует также согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющую успешность его выполнения. Внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным. С явлением внимания мы имеем лишь дело тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенностей различных психических состояний человека.

Устойчивость внимания у младших школьников выражено слабо и присутствует как бы в своей противоположности неустойчивости. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младших школьников возбуждение преобладает над торможением. Внимание их часто переключается с одного объекта на другой. Поэтому из поля зрения детей необходимо удалить всё, что не имеет отношения к работе на уроке [8, С. 126].

По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. У младших школьников значительно развито непроизвольное внимание, и отличается большой неустойчивостью.

Непроизвольное внимание, наиболее простое и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в силу своей увлекательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемым деятельности. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими психологическими и психофизиологическими причинами [15, С. 89-100].

В отличие от непроизвольного, произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалась в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологически, а социальные: оно не вызревает в организме, а формируется у ребенка при его общении с взрослыми. Несмотря на качественное отличие от непроизвольного внимания, произвольное также связано с чувствами, с интересами, с прежним опытом человека [10, С. 96].

Ряд психологов выделяют еще один вид внимания, который подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но за тем человек как бы «входит» в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо послепроизвольным [6, С. 177].

При организации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо учитывать особенности всех видов внимания. Важную роль в учебном процессе играет непроизвольное внимание. Особенно велика роль непроизвольного внимания в начальных классах, так как у младших школьников слабо развита способность к произвольному сосредоточению.

В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества всех доступных восприятию и за счет ограничения поля восприятия обеспечивается сосредоточенность в данный момент времени на каком либо объекте (предмете, событии, образе, рассуждении). Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное, физиологической основой которого служит ориентировочный рефлекс. Реакция на все новое, необычное сильна в этом возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

Внимание младшего школьника тесно связано с мыслительной деятельностью - учащиеся не могут сосредоточить свое внимание на неясном, непонятном. Они быстро отвлекаются и начинают заниматься другими делами. Необходимо трудное, непонятное делать для учащегося простым и доступным, развивать волевое усилие, а вместе с ним произвольное внимание [8, С. 152].

Внимание младшего школьника, в том числе и его развитие, во многом опирается на память. Если правильно направить внимание ребенка на объект или явление, то продуктивность запоминания будет высокой.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными. Как отмечал Б.М. Теплов: «память в этом возрасте становится мыслящей» [22, C. 201].

По мнению Р.С. Немова, память - это заполнение, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали [16, C. 189]. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Процесс запоминания включает в себя такие категории мышления, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, опирается на них и становится более осмысленным и прочным. В результате аналитико-синтетической деятельности выявляются основные и второстепенные признаки предметов и явлений, вскрывается роль и значение каждого элемента, а затем слияние всех составных частей воедино. «Сравнение, - по учению К.Д. Ушинского, - есть основа всякого понимания и мышления» [23, C. 136].Только при помощи сравнения возможно нахождение различия и тождества в наиболее сходных или в наиболее противоположных явлениях, что, несомненно, эффективно воздействует на память.

Процесс запоминания, по мнению ученых-психологов, может быть - в зависимости от характера его направленности - произвольным или непроизвольным. Произвольное запоминание характеризуется сознательной целенаправленностью на осуществление той или иной проблемы, например установкой выучивания наизусть. Ученые считают, что наиболее эффективным может быть произвольное запоминание, опирающиеся на активную умственную деятельность. «Только сочетание направленности на запоминание, - считает А.А. Смирнов, - и высшие формы интеллектуальной активности создают прочную основу максимально успешного заучивания, делают запоминание более продуктивным» [20, C. 121]. Именно наличие установки на запоминание, обеспечивает его результативность. «При прочих равных условиях, - подчеркивает А.А. Смирнов, - произвольное запоминание эффективнее непроизвольного» [20, C. 123]. Непроизвольное запоминание характеризуется отсутствием мнемонической задачи, а деятельность, ведущая к запоминанию, направленна на решение других задач. Непроизвольное запоминание имеет большое практическое значение; важна так же его роль в трудовой деятельности человека.

П.П. Блонский выделяет четыре основных вида памяти: моторная, аффективная, образная, вербальная. Возникают эти виды памяти у ребенка не одновременно, в данной последовательности, один за другим [3, C. 96].

Музыкальная же память подразделяется на следующие виды: слухо-образная; двигательно-моторная; эмоциональная; конструктивно-логическая и зрительная. В зависимости от индивидуальных способностей каждый музыкант будет опираться на более удобный для него вид памяти.

Например, формирование слухо-образной памяти связанно с преобразованием внутренних слуховых представлений, которые являются основой запоминания музыкального материала. Внутренний слух, способность к слуховому представлению является необходимой опорой для развития музыкальной памяти. Она представляется степенью прочности звуковых следов, которые хранит внутренний слух. Качество соответствия оригиналу - это зона ответственности внутреннего слуха. У некоторых людей внутренний слух отличается живостью и яркостью слуховых образов, но память при этом может быть весьма средней - слуховые образы быстро стираются и угасают. У других же наоборот, внутренний слух может быть несовершенен и хранимые им следы звучания смутны и неясны, но остаются эти следы надолго. Музыкальная память как способность сохранять в сознании образы прослушанной музыки и произвольно воспроизводить их распадается на два компонента: способность к запечатлению следов звучания (внутренний слух) и способность к их сохранению (собственно память) [7, C. 126].

Д.К. Кирнарская считает, что, как и во многих других случаях связанных с процессами музыкального восприятия и творчества, пусковым механизмом музыкальной памяти является интонационный слух, т.е. свойство слуха, специально нацеленное на восприятие эмоционально смысловых аспектов музыки. Человек помнит то, что любит, он склонен сохранять в памяти то, что интонирует и занимает его, и если он испытывает неподдельный интерес к музыке, то его память получает дополнительный шанс: интонационный слух как мотивированное ядро музыкальных способностей стимулирует музыкальную память, является ее катализатором. Она, как почва, из которой растут все музыкальные качества человека; глубокую связь с инновационным слухом имеет аналитический слух, т.е. свойство слуха различать высоту звуков и длительность, чувство ритма - они уточняют и детализируют обобщенный образ музыки, созданный интонационным слухом. Именно слуховая память фиксирует высоту звуков (звуковая память) и ритм (ритмическая память). Любовь к музыке, музыкальная мотивация, которую поддерживает хороший интонационный слух, стимулирует появление внутреннего слуха, усиливая слуховое участие в музицировании; эта же любовь к музыке заставляет человека возвращаться к своим музыкальным впечатлениям, вновь возбуждает их, что способствует развитию музыкальной памяти. [11, C. 205].

Логическая память подразумевает активное включение мышления человека, умение анализировать, обобщать, сравнивать. Метод целостного анализа, применяемый при разучивании музыкального репертуара, который помогает более глубокому и осмысленному подходу к раскрытию содержания музыкального произведения, выводят в соответствующий мир образов, ассоциируется с определенным звуковым туше, динамической выразительностью. Данные целостного анализа направляют, делают логической, продуманной последовательную работу над музыкальным материалом, что в свою очередь эффективно способствует запоминанию. [24, C. 106].

В музыкальной педагогике дискуссионным является вопрос: какой способ запоминания предпочтительнее - произвольный (специально ориентированная деятельность) или непроизвольный (естественное следствие достаточной работой над произведением)? Как отмечает Г.М. Цыпин, противоположные подходы к этой проблеме дают на практике примерно одинаковые результаты, следовательно, нет необходимости для жесткой установки, все зависит от личного склада учащегося. Данная позиция примеряет всех по той причине, что дискутируются не разные позиции, а по сути сходные. Приверженцы первой позиции (А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккинон, С.И. Савшинский и д.р.) считают, что тщательное продумывание материала, любого рода аналитические действия, установка на нахождение аналитических связей и осознанная установка на запоминание дают плодотворный результат. Приверженцы второй позиции (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстарх д.р.) считают, что произведение эффективнее запоминается без всякого насилия над памятью, в процессе самой работы над художественным содержанием произведения. В.И. Петрушин обращает внимание «на тот факт, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности, аналитический склад ума, обусловленный ведущей активностью левого полушария мозга. Среди других, преобладающее число действующих музыкантов - исполнителей, ориентирующихся преимущественно на образное мышление, которое обусловлено активностью правого «художественного» полушария» [17, C. 154].

Исходя из вышесказанного, можно считать целесообразным использование обоих методов, каждый из которых не исключает отдельных элементов другого, но всегда связан с активностью всех сторон сознания, включая подсознательную сферу. Педагог выбирает предпочтительнее тот, который больше подходит складу, индивидуальности учащегося, одновременно следя за гармоничностью его воспитания.

Значительная часть учащихся закрепляет в памяти материал до его сколько-нибудь удовлетворительного осмысления и переработки в сознании; запоминает музыку, во многом еще недопонимая ее. В этом - одна сторона проблемы.

Вторая сторона проблемы запоминания музыки обусловлена тем обстоятельством, что значительная часть учащихся проводит свои занятия в условиях низкой музыкально-интеллектуальной и эмоциональной активности. Недопонимание обучающимся запоминаемого материала зачастую усугубляются его пассивным, безынициативным отношением к работе, бессодержательностью самих приемов и способов труда. Поэтому запоминание музыки тормозится, продуктивность его падает, качество серьезно ухудшается.

Отсюда вытекают проблемы мотивации. Что делать, чтобы дети охотно занимались музыкальным творчеством. Ведь от этого зависит буквально вся атмосфера урока, его результативность, развитие детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...