Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы, способы развития памяти и внимания в музыкальной деятельности у учащихся младших классов на уроках музыки




Любая цель, поставленная в той или иной деятельности, достигается с помощью методов. Метод представляет собой совокупность приемов и средств, которые характеризуют ту или иную деятельность. И эта совокупность поставлена на достижение поставленной цели.

Метод обучения является неотъемлемым и важным компонентом любого урока, он приводит в действие его внешние и внутренние ресурсы. С помощью правильно подобранных методов достигается возможность воспитывать ребенка, развивать и обучать его.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в том, что внимание и память ребенка постепенно приобретают черты произвольности, становясь сознательно регулируемыми и опосредованными. Как отмечал Б.М. Теплов: «память в этом возрасте становится мыслящей» [22, C. 201].

У младших школьников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные сведения события его жизни.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития внимания и памяти. Однако, для развития памяти ребенка полезны не только и нисколько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к знаниям, развитие положительного отношения к ним. А это все происходит, если в учебной деятельности применяются различные формы организации учебного процесса.

Одной из таких форм организации учебного процесса часто выступает игра. Игра - один из основных видов человеческой деятельности. Значение игры в человеческой жизни традиционно подчеркивалось в психологической науке. Свидетельство тому - работы Л. Выготского, А. Мелик-Пашаева, В. Ражникова, Д. Эльконина. Здесь прежде всего, подчеркивается ее развивающий характер, способствующий как психическому, так и личностному развитию. Именно это и привлекает в итоге педагогов - А. Газманова, Г. Григорьева, А. Макаренко, К. Сухомлинского, К. Ушинского.

Известные деятели музыкального образования - Ю. Алиев, О. Апраскина, Н. Брюсова, Д. Кабалевский, Н. Терентьева и др. - в своих книгах предлагают способы использования игр на уроках музыки. В первую очередь акцентируется возможность с помощью игры активизировать внимание, снизить утомляемость, повысить интерес, таким образом, эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений.

Л. Выготский считал, что игра синкретически объединяет в себе все виды художественного проявления ребенка: «Игра является подготовительной ступенью его художественного развития» [5, C. 174].

А. Леонтьев называет игру своеобразной «предэстетической деятельностью», т.к. воображение и фантазия в ней выступают на первый план [14, C. 156]. С помощью них ребенок сознает в игре новую реальность, в которой все подчинено законам свободы и носит условный характер. Ребенок чувствует себя комфортно в этих условных ситуациях и, в дальнейшем, метафорический язык искусства станет ему более доступен. Увлеченность ребенка процессом игры еще одно ее свойство.

Технология игровых форм обучения нацелена на то, что бы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества.

В целях развития внимания и музыкальной памяти младших школьников можно использовать комплекс игровых методов и приемов для уроков музыки. Игровой метод в педагогике относят к методам, которые в работе с младшими школьниками способствуют активизации интереса, внимания и положительных мотиваций.

Игровой метод - это способ взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся присваивают социо-культурный опыт. К методам игрового обучения относят, прежде всего, дидактические игры, например, такие как игра-конкурс, игра-путешествие, блиц-игра, игра-викторина, ролевая игра и д.р. Игровой прием - это часть метода обучения. Игровые методы и приемы мы использовали в ходе формирующего эксперимента целенаправленно и систематически, а именно игровые методы и приемы были направленны на достижение такой цели, как развитие долговременной произвольной музыкальной памяти, ее объема, логичности и осмысленности. Системность же заключается в регулярном и последовательном включении игровых методов и приемов в содержание уроков музыки. Например, в задании «Любимые мелодии» учащиеся могут использовать друг для друга темы музыкальных произведений: петь мелодии понравившихся произведений, играть их на фортепиано, металлофоне [10, C. 112].

Еще один интересный опыт по взаимодействию внимания и музыкальной памяти в игровой форме этот метод игры с параллельной декламацией заключается в том, что исполнение музыкального произведения сопровождается чтением стихотворного текста. За основу берется соответствие размера и метра размеру и ритму стиха. Традиционно эти особенности сочетания размера в музыке и поэзии использовались в вокальной литературе. В инструментальной музыке для работы над музыкальным произведением в процессе разучивания этот способ вполне оправдан и весьма полезен. Термин «декламационный метод» он сформирован преподавателем И.Д. Перфильевой. В своем исследовании мы рассмотрели некоторые методические материалы по использованию этого метода. К примеру, в учебнике А.Д. Алексеева «Методика обучения игре на фортепиано» эскизно упоминается подобный вид работы и называется «подтекстовка». Наиболее подробно представлены материалы с использованием стихов в книге Натальи Кончаловской «Нотная Азбука», где они имеют определенную методическую направленность - на изучение нотной грамоты [12, C.41]. В нотном сборнике «Первая встреча с музыкой» А.Д. Артоболевской в предисловии описаны примеры сочинения стихов и музыкальными пьесами для начинающих. А.Д. Артоболевская говорила, если пьеса понравилась и если это не песня, уже имеющая текс, дети сами сочинят слова, находя в них отражение того, что их эмоционально затронуло и вызвало образное представление. Так, один пятилетний ученик Анны Даниловны Лекка Н. Сочинил «подтекстовку» к пьесе (С. Лиховицкая. Упражнение) - «Где ты, Лека?», соответствующую грустному эпизоду из его жизни. Мальчика увезли на зиму из деревни и разлучили с любимой собакой, он предполагал, что собака грустит в разлуке с ним, жалуется и плачет (стихи не поются, а проговариваются в ритме):

«Где ты Лека, Лека, Лека?

Увезли тебя далеко.

Где ты милый мой?»

За вторым разом жалобы собачки продолжаются:

Увезли тебя далеко,

Без тебя мне одиноко…

Поскорей дружочек Лека,

Приезжай за мной.

Самим ребенком были созданы не только слова, но и рисунок широкого снежного поля и дорожки, по которой его увезли из деревни, и грустной собачки сидящей на снегу. А.Д. Артоболевская говорила, что немало ребят проникались настроением пьесы, и это было их первым творческим исполнением, и время звучания этой пьесы сильно сократилось [2, C. 62]. Потребность в применении декламации на уроках необходимо, при развитии у младших школьников ритма и музыкальную память. Нужно отметить, что декламационные материалы дают результат только в том случае, если они используются регулярно из урока в урок, т.е. систематично. Кроме того, эта работа - помимо прямого назначения - для развития ритма и музыкальной памяти имеет дополнительный эффект - вызывает интерес у ребенка и помогает преодолеть волнение, так как в процессе декламации дети переключаются на чтение с игрой и забывают о скованности. Это имеет важное, значение для адаптации на уроке. Так же с помощью стихов можно добиться более качественной игры, но все же главный акцент делался на развитие музыкальной памяти.

Если в нотном примере нет текста, то учащийся с трудом запоминает наизусть. Чтение стихотворного текста параллельно с игрой позволяет исправлять неточности в ритме, и решать ряд других задач - добиться ровности, качества звучания ансамбля между партиями обеих рук, а так же решать задачи текучести, непрерывности звучания, поработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усиливается за счет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Работа в современном выражении музыкального и поэтического образа, помимо решения ритмической задачи дает возможность почувствовать особую поэтичность, необходимую в игре, большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения.

Дети младшего школьного возраста легко запоминают то, что ярко, интересно, необычно, однако их память фрагментарна, невелика по объему, полноте, прочности, слабоосмысленна, что тесно связанно с уровнем развития других важнейших психических процессов, особенно внимания. Лучше всего ребенок 7-10 лет запоминает выполненные им движения, затем пережитые им чувства и эмоциональные состояния, затем образы вещей и лишь затем смысловое содержание, выраженное в словах. Для стимулирующего развитие внимания в музыкальной памяти можно использовать следующие методы:

1. Наглядность. Наглядное изображение движения мелодии. При разучивании песни, движением руки можно передавать рисунок мелодии, обозначая детям направление движения мелодии, ее постепенность, встречающиеся скачки и т.д. Например при разучивании песни «Качели» (музыка Е. Телечеевой) можно предлагать детям слово «вверх» сопровождая подъемом руки, а слово «вниз» - опусканием. При повторном исполнении песни детям можно предложить «покачаться на качелях» - подниматься на носках при подъеме руки вверх и приседать при нисходящем движении рук. Аналогичное задание дети могут выполнять при знакомстве с «Колыбельной» этого же автора. Можно спеть песню, «покачивая» мишку на слог «ба» слегка поднимая согнутые в локтях руки и опускать на слог «ю». При этом наряду с показом рукой звуковысотности можно параллельно использовать схематические зарисовки мелодии: подобная запись способствует развитию зрительной памяти [19, C. 93].

2. Использование музыкальной игры. Дети уже знают, что имеется семь звуков, они уже поют упражнения по руке. Но понятно, что сольфеджировать эти звуки они еще не умеют. Можно использовать игру, которая строится так: группа садится в ряд, и каждому по очереди бросают мяч. Ребенок должен поймать мяч и бросить его обратно, повторив вслед за педагогом несложную попевку. Часто мелодия поется с названием нот или даже со словами. Каждый раз мелодию можно варьировать, слова менять, но принцип остается один и тот же: короткая попевка состоящая из трех-четырех нот. Или на фортепиано можно сыграть небольшой мотив в простой тональности (до, ре мажор или ми минор). Дети внимательно слушают. А затем каждый по отдельности повторяют мотив сначала с закрытым ртом или какой-нибудь слог. В этом упражнении можно чередовать постепенное движение мелодии с интервальными скачками, как бы все время, проверяя свой слух.

. Одним из действенных средств взаимодействия музыкального внимания и памяти является пропевание мелодии про себя. Можно сыграть небольшую мелодию, а дети должны повторить ее про себя. Затем сыграть вторично, дети еще раз повторят (про себя беззвучно), причем уже дирижируя с педагогом. Затем дети могут повторить мелодию самостоятельно [19, C. 94].

4. Повторение, один из методов стимулирующий развитие внимания и музыкальной памяти - но не механическое, а оплодотворенное привлечением активной мыслительной деятельности. Каждый раз, повторяя определенный материал, можно ставить перед детьми новые, разнообразные задачи. Например «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Покажи рукой движение к главному слову фразы» и т.п. При этом нужно не забывать об эмоциональном направлении процесса, что особенно важно для музыкальной памяти [9, C. 102].

Как показывает практика, дети лучше всего запоминают мелодию, ее интонационную составляющую, особенно при ее многократном повторении. Для того что бы дети запомнили, а в последствии узнали прослушанное в классе музыкальное произведение, можно использовать многократное его прослушивание с подробным анализом. Каждое произведение можно прослушать не менее трех - четырех раз целиком или многократно фрагментами, а затем в течении учебных занятий, можно неоднократно повторять его: сравнивая с другими произведениями в процессе анализа, используя как музыкальный материал для практической деятельности, вводя фрагменты в практические упражнения по развитию музыкального восприятия, исполняя темы в распевках. Естественно, что невозможно запомнить всю музыку, звучащую на уроке, поэтому нужно выбрать для запоминания не более двух - трех произведений.

. Одним из методов стимулирующих развитие внимания и музыкальной памяти является - создание личностной мотивации и установки на запоминание. В этой работе важно не забывать о поощрении ученика, использовать соревнование как метод организации познавательной деятельности учащихся, и, что важнее всего, создать атмосферу увлеченности в процессе занятий, формирование у детей прочного интереса к музыкальной деятельности. Можно использовать на уроках прием «дирижирование». Этот прием позволяет ученикам, используя иные возможности, помимо вокальных, проявить себя, проверить и поверить в свои силы. Чувство ответственности, заполученное дело в ситуации, когда в руках ученика - дирижера судьба всего исполняемого музыкального произведения, неизмеримо выше, чем его ответственность как исполнителя. Дирижирование позволяет учащимся проникнуть в тайны управленческого жеста, и как следствие, - ускорение процесса разучивания музыкальных произведений, меньше словесных пояснений, ненужных остановок в работе, что приводит и к развитию музыкальной памяти в предлагаемой игровой ситуации. Исходной, отправной точкой в этой работе служит самовыражение ребенка, его эмоциональное отношение к музыке и раскрытие черт самого дирижера. Это может происходить примерно так: сначала можно в процессе распевания повторить несколько хорошо известные школьникам песни, например: «Во поле береза стояла», «В лесу родилась елочка», «Голубой вагон», «Песенка крокодила Гены». Каждый учащийся может выбрать себе ту из песен, которой дирижировал перед классом с девизом: «Спойте так, как я эту музыку чувствую». Дирижеру - солисту разрешается все: хлопать в ладоши, притопывать в такт музыке, танцевать, жестикулировать, маршировать. Все это делается спонтанно на том же уроке без специальной подготовки ученика [9, C. 104].

Осмысливание запоминаемого материала обеспечивается, прежде всего, системой в работе, систематизацией всего процесса музыкальной деятельности. Знание правил пения, сольфеджирования, слушания музыки.

Содержание произведения углубляется благодаря осознанию его своеобразия, обогащению представлений о выразительных средствах музыки. Понимание содержания произведения и средств выразительности можно начать с осмысления жанровых особенностей музыки. Жанр песни, танца, марша младшие школьники определяют легко. Поэтому, давая детям примеры самых разных музыкальных жанров, можно стремиться, что бы младшие школьники не только чувствовали ее характер, но и осознали особенность каждого жанра. Для этого младшим школьникам можно давать задание придумать свою мелодию на заданный текст, воспроизвести несложный мотив без слов, учитывая жанровый характер (марш, вальс).

Таким образом, применение разнообразных игр и декламационного материала, успешно развивает внимание и музыкальную память младших школьников. Для стимулирования развития внимания и музыкальной памяти можно использовать такие методы и средства как: наглядность (наглядное изображение движения мелодии при разучивании песни); использование музыкальной игры; одним из действенных средств взаимодействия внимания и музыкальной памяти является и пропевание мелодии и про себя; одним из методов стимулирующих развитие внимания и памяти является - создание личностной мотивации и установки на запоминание. В процессе музыкального развития ребенка нужно создать ситуации успеха в музыкальной деятельности.


Заключение

 

Внимание и память являются неотъемлемыми спутниками человека на протяжении всей жизни. Формирование, направленное на развитие этих психологических процессов является необходимым условием становления полноценной личности, ее приспособленность к условиям окружающей и социальной средой.

Ребенок, который только что пришел в школу еще не в полной мере управляет своими психическими процессами. Поэтому все без исключения программы направленны на развитие психики детей, их внимания и памяти. Зарубежными и отечественными педагогами - исследователями, психологами разрабатываются различные методы приемы, позволяющие сделать процессы внимания и памяти в ходе музыкального обучения младших школьников неотъемлемыми, интересными, побуждающими к самостоятельному развитию.

Психология младших школьников во многом отличается от учащихся среднего и старшего возраста, от психологии взрослого человека. Именно рассмотренные в работе методы, способы, упражнения, направление внимания и памяти младших школьников на уроках музыки, систематизированы и подобранны в соответствии с возрастными особенностями и широко используются при обучении детей музыкальному искусству.

Процесс взаимодействия внимания и памяти младших школьников будет эффективным, если обеспечивается целенаправленное и систематическое применение методов и приемов для развития музыкальной памяти.

Занимательным для учащихся, и способствующим успеху является метод игры с параллельной декламацией, помогающей запомнить музыкальное произведение. Не менее важными являются методы пропевания мелодии вслух или про себя, правильного распределения повторений в процессе заучивания того или иного произведения, использования наглядности (наглядного изображения движения мелодии при разучивании песни), создания личностной мотивации и установки на запоминание, стимулирующие развитие внимания и музыкальной памяти.


Список литературы

1. Алекссев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано/ А.Д. Алексеев. - М.: Музгиз, 1981. - 214 с.

2. Артоболевская, А.Д. Первая встреча с музыкой/ А.Д. Артоболевская. - М.: Советский композитор, 1992. - 104 с.

.   Блонский, П.А. Избранные психологические произведения/ П.А. Блонский. - М.: Просвещение, 1984. - 327 с.

.   Волков, Б.С. Психология младшего школьника/ Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 278 с.

.   Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1980. - 245 с.

.   Гальперин, Г.Я. Экспериментальное формирование внимания/ Г.Я. Гальперин, С.И. Кобыльницкая. - М.: Владос, 1994. - 274 с.

.   Готсдинер, А.А. Музыкальная психология/ А.А. Готсдинер. - М.: Владос, 1993. - 276 с.

.   Ермолаев, О.Ю. Внимание школьника/ О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Просвещение, 1997. - 256 с.

.   Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике/ Б.Я. Землянский. - М.: Просвещение, 1991. - 178 с.

.   Кикоин, Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е.И. Кикоин. - М.: Академия, 1998. - 201 с.

.   Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности/ Д.К. Кирнарская. - М.: Просвещение, 2004. - 378 с.

.   Кончаловская, Н. Нотная азбука/ Н. Кончаловская. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 63 с.

.   Левитина, С.С. Можно ли управлять вниманием школьника/ С.С. Левитина. - М.: Просвещение, 1990. - 241 с.

.   Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения/ А.Н. Леонтьев. - Т1. - М.: Московский университет, 1983. - 156 с.

.   Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации и обучения/ А.М. Матюшкин. - М.: Академия, 1995. - 198 с.

.   Немов, Р.С. Психология/ Р.С. Немов. - Т1. - М.: Владос, 1999. - 365 с.

.   Петрушин, В.И. Музыкальная психология/ В.И. Петрушин. - М.: Владос, 1997. - 383 с.

.   Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников/ Е.С. Рабунский. - М.: Академия, 1995. - 186 с.

.   Сергеева, В.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе/ В.П. Сергеева. - М.: Просвещение, 1998. - 127 с.

.   Смирнов, А.А. Психология запоминания/ А.А. Смирнов. - М.: Московский университет, 1988. - 264 с.

.   Смирнов, А.А. Проблема психологии памяти/ А.А. Смирнов. - М.: Просвещение, 1996. - 169 с.

.   Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей/ Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003. - 379 с.

.   Ушинский, А.Д. Избранные педагогические произведения/ А.Д. Ушинский. - М.: Просвещение, 1989. - 136 с.

.   Фейнберг, С.Е. Пианизм как искусство/ С.Е. Фейнберг. - М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

.   Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано/ Г.М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...