Текст как основное средство обучения на уроках русского языка
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Оглавление
Введение Глава 1.Теоретические основы развития речи младших школьников посредством написания сжатого изложения на уроках русского языка Текст как основное средство обучения на уроках русского языка Изложение - средство развития связной речи у младших школьников. Виды изложений Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии (сжатия текста) Глава 2. Методика работы над приемами сжатия текста на уроках русского языка Анализ учебно-методических комплектов по русскому языку Упражнения, направленные на обучение младших школьников приемам сжатия текста на уроках русского языка Заключение Список литературы Введение
В настоящее время в основу начального курса русского языка положено развитие речи учащихся. Это обусловлено тем, что речь является основным средством коммуникации, элементом формирования личности, а также выступает важнейшим показателем интеллекта и нравственности человека Развитие речи младших школьников имеет свой арсенал методических средств. Наиболее важные из них - это упражнения в связной речи, т.е. работа с текстом. Именно изучая текст, выполняя различные виды работы текстом, учащиеся не только обогащают свой словарный запас, повышают уровень культуры речи и мышления, но и совершенствуют навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Вопросом использования текста в качестве основного средства обучения, на материале которого выполняются упражнения, направленные на развитие речи учащихся на уроках русского языка, занимались такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги XX столетия, как М.Т. Баранов, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский и другие исследователи. В работах А.Д. Дейкиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и других ученых он получил исчерпывающее обоснование.
Важным видом работы по развитию речи является изложение. Благодаря ему ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Оно служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств [3, с 31]. В школьной практике наиболее трудным упражнением считается сжатое изложение, оно вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевой деятельности младших школьников. Предмет исследования: обучение приемам сжатия текста на уроках русского языка в начальной школе. Цель исследования: разработка упражнений, направленных на обучение приемам сжатия на уроках русского языка в начальной школе. В соответствии с целью исследования нами поставлены следующие задачи: . Проанализировать литературу, связанную с вопросом развития речи в начальной школе. . Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатое изложение, приемы компрессии. . Проанализировать различные УМК по русскому языку с целью выявления упражнений, направленных на развитие речи, а именно связанных с приемами сжатия текста. Для решения задач исследования использовались теоретические методы: сравнение, обобщение, анализ и синтез. Глава 1. Теоретические основы развития речи младших школьников посредством написания сжатого изложения на уроках русского языка
Текст как основное средство обучения на уроках русского языка изложение школьник урок язык Современной методикой обучения русскому языку в начальной школе центральное место в развитии связной речи отводится работе с текстом, овладению совокупностью речевых умений, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста и создание собственных высказываний. Вопрос использования текста в качестве основного средства обучения, на материале которого выполняются упражнения, направленные на развитие речи учащихся на уроках русского языка, широко освещен в лингвистической и научно-методической литературе. Его исследованием в разные годы занимались такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги XX столетия, как М.Т. Баранов, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский и другие исследователи. В работах А.Д. Дейкиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и других ученых он получил исчерпывающее обоснование. Общепринятого понятия текст в лингвистике нет. Однако большинство лингвистов выделяют такие признаки текста: ) наличие группы предложений; 2) их смысловая связность: а) наличие предмета речи, т.е. темы, б) наличие основной мысли и ее развития; 3) структурная связность предложений. [8, с. 240] Текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания: от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. [1, с.132] В комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят следующие умения:
) различать текст и составляющие его части как единицы речи; ) определять общую тему текста; )составлять план; ) различать абзац; )соединять единицы текста, используя различные виды связи; 6) выбирать тип текста в соответствии с целью высказывания; ) использовать выразительные средства в своих текстах; ) обосновывать выбор языковых единиц. [7, с.82] Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требования к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка структурных частей, связей между частями и предложениями). В системе предусмотрено постепенное овладение учащимися признаками текста, углубление знаний о тексте от класса к классу. В качестве ведущих в комплексе речевых навыков выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). [5, с.33] С целью осознания учащимися данных явлений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; создание искусственной речевой ситуации (ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста) [9, с.21] При подходе к тексту как к средству создания на уроках русского языка развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове. Особую роль в воспитании современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно - нравственное развитие личности: о культуре, памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии, красоте и величии природы. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаст автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.[1, с 1]
Повышение эффективности работы по развитию связной письменной речи учащихся возможно путем усиления лингвистической основы обучения, ознакомления учащихся с теоретическими положениями о тексте, которые должны быть направлены на овладение речевыми умениями. Такой подход позволяет формировать речевые умения и навыки сознательно, с опорой на систему ориентиров, а не методом проб и ошибок. Для начальной школы действенен и продуктивен принцип «минимум теории - максимум практики». Практическая направленность обучения отражает цели и задачи обучения. Практическая работа опирается на теоретические знания, в то же время она должна состоять из выполнения упражнений, способствующих усвоению теории. [10, с. 221] Можно определить те теоретические знания, которые младшие школьники должны усвоить для приобретения навыка составления текста. Это такие понятия, как текст, тема, знания о способах соединения предложений (цепная и параллельная связи), об абзаце, о типах текста. На основе теоретических положений, которые являются важными для развития навыков правильного построения связной речи учащимися, можно сформулировать основные принципы работы над связным текстом в начальной школе: . Установление четких этапов работы - от простого наблюдения до создания собственных высказываний и их мотивированного редактирования. Данный принцип обусловлен тем, что успешное усвоение знаний учащимися возможно лишь в том случае, когда эти знания доступны уровню их мышления, объему накопленных умений, способов мышления. Поэтому необходимо постепенное усложнение предлагаемого материала. Это относится как к теории, так и к примерам, на которых она рассматривается. В частности, на начальном этапе усвоения определенной темы даются простые примеры; далее примеры усложняются, увеличивается количество предложений. . Усвоение положений о связности текста практическим путем. . Отбор наиболее целесообразного материала, соответствующего умственным способностям младших школьников. Здесь имеется ввиду отбор как теоретических сведений, так и примеров для анализа. . Обеспечение речевой среды, то есть целенаправленный показ классических образцов пользования словом. Образцовые художественные тексты способствуют приобщению к художественному мастерству писателей; демонстрируют высшую организацию связного текста, а, следовательно, и правила его построения. На основе образцов учащиеся усваивают типы текстов, выразительные приемы их построения и т.д.
. Анализ языка автора в его художественной функции. Приобретая опыт анализа художественных текстов, учащиеся начинают пользоваться их языковыми средствами при создании собственных текстов. . Проведение работы по выразительным средствам синтаксиса текста: от их анализа в авторском тексте до использования в собственном высказывании. . Анализ взаимообусловленности синтаксиса текста как его языковой структуры и идейно-тематического содержания. .Определение межпредметных связей как реальной основы работы над текстом (уроки русского языка и чтения). Одна из важнейших задач обучения в начальной школе - это формирование у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Использование связей между уроками русского языка и чтения будет способствовать более глубокому усвоению учениками особенностей строения текста, его языковой формы, а также совершенствованию анализа художественного произведения, при котором необходимо выявление авторской позиции. [1, с. 145] Таким образом, исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа над текстом занимает центральное место в развитии связной речи младших школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|