Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности сжатого изложения. Основные приемы компрессии (сжатия) текста




 

Особый вид уроков развития речи представляет урок обучения сжатому изложению. Сжатое изложение как вид учебного пересказа ставит задачу передать из воспринятого текста главное (существенное), используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

Сжатое изложение - это письменный пересказ текста, основу которого составляет воспроизведение главного, основного содержания воспринятого текста. В школьной практике сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.

Обычно работа по сокращению текста проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или какое предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, т.е. определяют способ компрессии текста.

Для большей эффективности работы по сокращению текста необходимо, кроме беседы, использовать и другой прием. Таким приемом является выделение в микротемах опорных слов для каждого действующего лица, по которым легко можно восстановить основное содержание текста. [2, с. 345]

При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.

Итак, вслед за методистами (M.P. Львовым, Т.А. Ладыженской, В.И. Яковлевой) в работе над сжатым изложением мы выделяем следующие этапы:

• Первичное чтение текста учителем.

• Беседа по содержанию.

• Языковой анализ текста.

• Вторичное чтение текста учащимися.

• Составление плана.

• Устная работа по сокращению.

• Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).

• Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

• Самопроверка.

• Совершенствование написанного. Редактирование текста. [6, с. 115]

По мере того как у учащихся начнут совершенствоваться навыки сжатого изложения текста, целесообразно постепенно свертывать отдельные этапы подготовки учащихся к изложению. Так, если класс уже хорошо может писать сжатые изложения, следует проводить сжатый пересказ не всего текста, а лишь его фрагментов.

Степень компрессии исходного варианта текста определяется стоящей коммуникативной задачей и может быть различной: от незначительного сокращения до сжатия до одного предложения, выражающего главную мысль произведения.

Возможны три варианта сокращений художественного текста. В первом случае, сокращая художественный текст, мы исключаем только незначительные детали, прямую речь, попутные замечания автора и т.п. Стиль исходного текста при таком варианте сжатия сохраняется. Во втором случае текст сокращается в значительной степени, воспроизводится самое основное в общих чертах. Наконец, текст может быть сокращен до одного предложения, выражающего главную мысль произведения без сюжета, без действующих лиц [3, с. 32]. Во всех случаях сжатие художественного текста повлияет не только на его объем, но и повлечет за собой те или иные изменения в композиции и языке.

Среди содержательных приемов компрессии (сжатия) текста основными являются:

) разделение информации на главную и второстепенную;

) исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений);

) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее)

К основным языковым приемам компрессии относятся:

.Исключение:

исключение повторов;

исключение одного или нескольких синонимов;

исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций;

исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

исключение однородных членов при обобщающем слове;

исключение одного или нескольких предложений;

исключение отдельных членов предложения. При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст. Исключается все, без чего текст остается понятным и цельным.

.Обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена прямой речи косвенной;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.

.Упрощение:

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчиненного предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

сокращение количества частей сложного предложения. [10, c. 227]

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся. Независимо от того, каким способом подготовлено выделение главного, основного содержания текста, предъявленного для восприятия, сжатое изложение должно отвечать определенным требованиям.

Взяв за основу взгляды С.В. Юртаева, мы выделили следующие требования к сжатому изложению:

сохранение последовательности в развитии событий;

наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части;

использование по возможности грамматических форм отличных от предъявленных для восприятия;

установление смысловой связи между предложениями;

использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания [10, с. 229]

Таким образом, главная дидактическая задача сжатого изложения - научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.

При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно - речевые умения:

умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;

умение правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;

умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Вместе с тем этот вид изложений будет способствовать совершенствованию и общих коммуникативных умений:

умения раскрывать тему и основную мысль текста;

умения планировать высказывание, умения улучшать созданный текст и др. [9, с.21]

Можно сделать вывод о том, что сжатое изложение является наиболее трудным упражнением и требует специальной логической работы над текстом. Важно до начала систематической работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях учить школьников приемам компрессии текста.

Не все приемы сжатия текста актуальны для начальной школы, так как младшие школьники знакомы не со всеми понятиями, необходимыми для их использования. Например, детей знакомят только с личными местоимениями, и о существовании других разрядов они пока не знают, также учащиеся получают знания о сложном предложении, но виды связи в нем в начальной школе не изучаются.

С нашей точки зрения, в начальной школе могут быть использованы следующие приемы сжатия текста:

.Замена однородных членов обобщающим наименованием. Использование этого приема возможно благодаря тому, что младшие школьники имеют представление об однородных членах предложения и вполне могут подобрать обобщающее слово.

. Замена прямой речи косвенной. Этот прием также возможен, так как учащиеся в начальной школе получают необходимые знания о прямой речи.

. Сокращение частей сложного предложения и исключение отдельных членов предложения. Эти приемы могут быть использованы после проведения беседы, в ходе которой дети делают вывод о тот, какие части особенно важны для выражения главной мысли рассказа, а какие части можно опустить.

. Слияние нескольких предложение в одно. Данный прием доступен младшим школьникам после предварительной работы над смысловой стороной предложений.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...