Занятие 2 ТЕМА: рассказ Павловой «На машине»
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Цель: научить пересказывать текст связно, последовательно, логично. Задачи: Интонационно передавать диалог действующих лиц. Развивать умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Научить понимать тему высказывания; Развивать контроль речи, через прослушивание пересказа на магнитофоне. Оборудование: рассказ Н. Павловой «На машине», волшебная палочка, предметные картинки по теме «Транспорт», мнемотаблица для пересказа, Мышка - шептунишка, волшебный клубочек, диктофон. Ход занятия: . Орг. момент П.: Сядет тот, кто назовет мне слова наоборот. Отъехать - подъехать вылетел - залетел Въехать - съехать взлетел - приземлился Выехать - заехать укатил - прикатил Улететь - прилететь уплыл - приплыл П.: О чем так можно сказать? (О транспорте) . Сюрпризный момент П.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на завод. Хотите? Закрываем глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись. Вот мы с вами и на великом заводе - КАМаз. Посмотрите вокруг, сколько интересных полезных и нужных машин производит этот завод гигант (вывешиваются картинки с транспортом) П.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру "Скажи правильно". Машина (Едет) поезд (гудит) Самолет (летит) троллейбус, автобус (идет, сигналит) Корабль (плывет) трамвай (звенит) . Чтение текста с наглядностью. П.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла здесь. Хотите послушать? Рассказала мне эту историю Павлова. Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: - А я машину подниму.
Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит: -Дай-ка я подниму. Я посильнее. Стал поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит: -Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать. Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли! Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает. Тут Мышка и говорит: -А я камень в сторону столкну. Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит: -Дай-ка я столкну. Я посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит: - А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо! . Словарная работа. П.: Как вы объясните слова и выражения «опрокинуться», «наехать на камень». 6. Ф/минутка «Машина» П.: Мы устали по заводу гулять, отдохнем немного.
Не летает не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька.
Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице . Пересказ детьми рассказа (Если у ребенка возникают трудности при построении фразы для ответа, то применяется подсказка с помощью «Мышки - шептунишки» - это игрушка, которая поможет ребенку, подобрать нужное слово или предложение. Мышкой может подсказывать сильный ребенок) . Работа с пословицей П: А давайте вспомним пословицы про дружбу. (Один в поле не воин. Капля мала, а по капле будет море. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат и др.). . Итог занятия. П.: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться. До свидание, завод, мы к тебе еще придем Занятие 3 ТЕМА: составление простого описательного рассказа на тему «Осень» по плану - схеме Цель: Формировать навык составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на схемы.
Задачи: Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания. Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень». Совершенствовать психологическую базу речи. Развивать общую моторику; Оборудование: венок Осени, осенние листья с планом - схемой, тетради, цветные карандаши, магнитофон. Ход занятия: . Организационный момент Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я? Дети. Осень. П. А почему вы так думаете? Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев . П.: Поиграем в игру «К нам пришла осень» Мы ждали:(осень) Долго не было:(осени) Мы рабы:(осени) Люди одеваются тепло:(Осенью) Дети поют песни об:(осени) Мы любим:(осень) . Составление предложений по схемам П.: Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне психолог выставляет схему «солнца») О чем мы будем составлять предложение? Дети. О солнце. П.: Какое бывает солнце? Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое. П.: А как солнце светит и греет осенью? Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце. П.: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба») Дети: О небе. П.: Что можно сказать про осеннее небо? Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое, нерадостное, грустное; часто идет дождь. П.: Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени? (На наборное полотно помещает схему «дерева») Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья. П.: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? Дети. Разноцветные, разные, красивые. Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад? П.: А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях. Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. П.: О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли»)
Дети. О земле. П.: Чем покрыта земля осенью? Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от елок. П.: А что это за зеленая травка на полях? Это озимые (объяснение слова) . Проведение динамической паузы Тихо звучит музыка. П.: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения. Осень, мы гулять идем. Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте Листья сыплются дождем, Поднимают и опускают руки. Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга, сначала медленно, И шуршат, шуршат, шуршат. Постепенно убыстряя темп Ветер листья поднимает. Поднимают и опускают руки. И под ноги опускает. Гонит ветер нас долой - Попеременно топают носками ног, пятки на месте. Отправляемся домой. . Актуализация знаний П.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему «птицы») О ком мы будем говорить? Дети: О птицах. П.: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. П.: Скажите, а почему это происходит? Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет. П.: Легко ли в пути перелетным птицам? Дети. Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета. П.: А как можно помочь зимующим птицам? Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно. Л.: Что делают животные осенью.?. (На наборное полотно помещается условное обозначение «животные») Дети. Животные готовятся к зиме. П.: Как они готовятся? Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. П.: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы? Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных. . Составление описательного рассказа по схемам П.: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам. Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку. . Итог занятия П.: Вот какая удивительная осень у нас в республике! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|