Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2 ТЕМА: рассказ Павловой «На машине»




Цель: научить пересказывать текст связно, последовательно, логично.

Задачи:

Интонационно передавать диалог действующих лиц.

Развивать умения использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста.

Научить понимать тему высказывания;

Развивать контроль речи, через прослушивание пересказа на магнитофоне.

Оборудование: рассказ Н. Павловой «На машине», волшебная палочка, предметные картинки по теме «Транспорт», мнемотаблица для пересказа, Мышка - шептунишка, волшебный клубочек, диктофон.

Ход занятия:

. Орг. момент

П.: Сядет тот, кто назовет мне слова наоборот.

Отъехать - подъехать вылетел - залетел

Въехать - съехать взлетел - приземлился

Выехать - заехать укатил - прикатил

Улететь - прилететь уплыл - приплыл

П.: О чем так можно сказать? (О транспорте)

. Сюрпризный момент

П.: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на завод. Хотите? Закрываем глаза и произносим хором заклинание: БА-БО-БУ-БЫСЬ - на заводе окажись.

Вот мы с вами и на великом заводе - КАМаз. Посмотрите вокруг, сколько интересных полезных и нужных машин производит этот завод гигант (вывешиваются картинки с транспортом)

П.: А вы можете сказать, что делает этот транспорт? Поиграем в игру "Скажи правильно".

Машина (Едет) поезд (гудит)

Самолет (летит) троллейбус, автобус (идет, сигналит)

Корабль (плывет) трамвай (звенит)

. Чтение текста с наглядностью.

П.: Прогуливаясь по заводу, я услышала удивительную историю, которая произошла здесь. Хотите послушать? Рассказала мне эту историю Павлова.

Мышка, Зайчик и Собачка сели в машину и поехали. Едут, едут. Наехали на камень. Бух! - и опрокинулись! Полетели кто куда! Сидят на земле. Плачут. Но ехать-то дальше надо! Тут Мышка и говорит: - А я машину подниму.

Стала поднимать, да никак не поднять! Зайчик говорит: -Дай-ка я подниму. Я посильнее.

Стал поднимать, да никак не поднять! А Собачка говорит: -Давайте-ка, ребята, все вместе поднимать. Стали поднимать все вместе. Раз! - и подняли!

Влезли на машину. А машина не идет: камень задние колеса не пускает.

Тут Мышка и говорит: -А я камень в сторону столкну.

Стала толкать, да никак не столкнуть! Зайчик говорит: -Дай-ка я столкну. Я посильнее. Стал толкать, да никак не столкнуть! А Собачка говорит: - А давайте-ка, ребята, все вместе толкать. Стали толкать все вместе. Раз!- и столкнули камень в сторонку. Влезли на машину и поехали. Едут, едут, едут и не опрокидываются. Вот как хорошо!

. Словарная работа.

П.: Как вы объясните слова и выражения «опрокинуться», «наехать на камень». 6. Ф/минутка «Машина»

П.: Мы устали по заводу гулять, отдохнем немного.

 

Не летает не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

 

Повторное чтение с установкой на пересказ по мнемотаблице

. Пересказ детьми рассказа

(Если у ребенка возникают трудности при построении фразы для ответа, то применяется подсказка с помощью «Мышки - шептунишки» - это игрушка, которая поможет ребенку, подобрать нужное слово или предложение. Мышкой может подсказывать сильный ребенок)

. Работа с пословицей

П: А давайте вспомним пословицы про дружбу. (Один в поле не воин. Капля мала, а по капле будет море. Не имей 100 рублей, а имей сто друзей. Где дружбой дорожат, там и враги дрожат и др.).

. Итог занятия.

П.: Вот и закончилось наше путешествие, пора возвращаться. До свидание, завод, мы к тебе еще придем

Занятие 3

ТЕМА: составление простого описательного рассказа на тему «Осень» по плану - схеме

Цель: Формировать навык составление описательного рассказа на тему «Осень» с опорой на схемы.

Задачи:

Формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень».

Совершенствовать психологическую базу речи.

Развивать общую моторику;

Оборудование: венок Осени, осенние листья с планом - схемой, тетради, цветные карандаши, магнитофон.

Ход занятия:

. Организационный момент

Закройте глаза. (Надевает венок и берет букет осенних листьев.) Откройте глаза. Кто я? Дети. Осень.

П. А почему вы так думаете?

Дети. Вы похожи на Осень из сказки, у Вас букет из осенних листьев

. П.: Поиграем в игру «К нам пришла осень»

Мы ждали:(осень) Долго не было:(осени)

Мы рабы:(осени) Люди одеваются тепло:(Осенью)

Дети поют песни об:(осени) Мы любим:(осень)

. Составление предложений по схемам

П.: Сегодня я к вам пришла с букетом из осенних листьев. Эти листья не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ об осени. Вот наш помощник первый листок-сюрприз. (На наборном полотне психолог выставляет схему «солнца»)

О чем мы будем составлять предложение?

Дети. О солнце.

П.: Какое бывает солнце?

Дети. Круглое, желтое, красивое, веселое, яркое.

П.: А как солнце светит и греет осенью?

Дети. Осенью солнце светит, но греет слабо. Тучи часто закрывают солнце.

П.: А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас мы будем рассказывать? (Выставляет условное обозначение «неба»)

Дети: О небе.

П.: Что можно сказать про осеннее небо?

Дети. Небо осенью бывает пасмурное, серое, хмурое, нерадостное, грустное; часто идет дождь.

П.: Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какими деревья становятся в начале осени?

(На наборное полотно помещает схему «дерева»)

Дети. Листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми. У отдельных растений сохраняются зеленые листья.

П.: Как можно назвать одним словом желтые, красные, оранжевые листья? Какие они? Дети. Разноцветные, разные, красивые.

Назовите одним словом осеннее явление природы, когда падают листья. Как вы понимаете слово листопад?

П.: А теперь давайте вспомним все, что мы говорили о деревьях.

Дети. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые.

П.: О чем теперь будем составлять предложение? (Выставляет условное обозначение «земли»)

Дети. О земле.

П.: Чем покрыта земля осенью?

Дети. Земля покрыта опавшими листьями, сухой травой, ветками, шишками и иголками от елок.

П.: А что это за зеленая травка на полях? Это озимые (объяснение слова)

. Проведение динамической паузы

Тихо звучит музыка.

П.: Ребята, давайте поиграем. Мы вместе будем рассказывать стихотворение и ритмично выполнять движения.

Осень, мы гулять идем. Дети попеременно топают носками ног, пятки на месте

Листья сыплются дождем, Поднимают и опускают руки.

Под ногами шелестят Трут ладонями друг о друга, сначала медленно,

И шуршат, шуршат, шуршат. Постепенно убыстряя темп

Ветер листья поднимает. Поднимают и опускают руки.

И под ноги опускает.

Гонит ветер нас долой - Попеременно топают носками ног, пятки на месте.

Отправляемся домой.

. Актуализация знаний

П.: Пока мы гуляли, появился новый листок со схемой. (На наборном полотне выставляет схему «птицы») О ком мы будем говорить?

Дети: О птицах.

П.: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами.

П.: Скажите, а почему это происходит?

Дети. Многие птицы боятся холода, летом они питались мошками, жучками, а теперь их нет.

П.: Легко ли в пути перелетным птицам?

Дети. Нет, многие из них погибают в пути, их подстерегает опасность во время полета.

П.: А как можно помочь зимующим птицам?

Дети. Птиц надо кормить, их нельзя пугать, к ним нужно относиться бережно.

Л.: Что делают животные осенью.?. (На наборное полотно помещается условное обозначение «животные»)

Дети. Животные готовятся к зиме.

П.: Как они готовятся?

Дети. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

П.: Как люди помогают животным выжить в условиях зимы?

Дети. Лесники заготавливают корм для отдельных животных.

. Составление описательного рассказа по схемам

П.: Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про осень, т.е. составьте рассказ.

Дети составляют рассказ-описание по схемам.

Образец рассказа. Осенью солнце светит, но греет слабо. Небо пасмурное, покрыто тучами. Листья на деревьях становятся разноцветными. Начинается листопад. К концу осени деревья стоят голые. Земля покрыта опавшими листьями. Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а зимующие остаются с нами. Животные готовятся к зиме. Белка и заяц меняют окраску шерсти. Белка готовит запасы на зиму. Медведь и еж впадают в зимнюю спячку.

. Итог занятия

П.: Вот какая удивительная осень у нас в республике! Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно, красиво рассказывать, были активными. На прощание я хочу подарить вам осенние листья. Вы дома раскрасьте их и расскажите своим родителям об осени, прекрасном времени года, ее приметах. До свидания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...