Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста




 

Музыкальное развитие детей зависит и от форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает своими возможностями. Различные формы организации обогащают содержание деятельности и методы руководства.

К формам организации музыкальной деятельности детей относятся занятия, музыка в повседневной жизни детского сада и музыкальное воспитание в семье.

Занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность педагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии, - вызвать у детей интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и другие задачи - развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность детей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессиональным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он говорит, что и как исполняет детям.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, должен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразительно, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от музыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.

Рассмотрим характеристику принципов отбора репертуара:

.   Принцип учета детских музыкальных интересов, детской субкультуры.

Реализация этого принципа предполагает отбор репертуара, близкого музыкальным интересам детей. Уникальная детская субкультура - ужу есть результат самовыражения ребенка внутреннего мира, творчество. Понимая это, педагог может развивать творческие возможности детей, опираясь на имеющиеся у них музыкальный опыт. Собственно музыкальные импровизации у детей могут стать тем репертуаром, которые будут стимулировать развитие детского творчества.

.   Принцип учета деятельностной природы ребенка.

Реализация данного принципа предусматривает создание в группе пространства, позволяющего ребенку упражняться в творческих изысканиях. Дошкольнику должны быть доступны и музыкальные аудиозаписи, и музыкальные инструменты, и атрибуты музыкальных игр для того, чтобы попробовать себя, свои возможности в непосредственном взаимодействии с музыкой.

.   Принцип учета эмоционального опыта ребенка в процессе творчества выражается в предложении такого музыкального материала для импровизаций, который бы учитывал эмоциональное состояние ребенка.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей музыкального творчества.

Реализация данного принципа предусматривает составление педагога монографических портретов детей, где бы отражались особенности их креативных и музыкальных способностей. В этом случае процесс детского творчества может быть организован чрезвычайно многообразно:

ü Как деятельность ребенка - композитора;

ü Как деятельность ребенка - дирижера;

ü Как деятельность ребенка - музыкального актера;

ü Как деятельность ребенка - режиссера музыкальных игр.

5. Принцип разнообразия задач, решаемых в процессе стимулирования детского творчества.

Реализация данного принципа обеспечивается отношением педагога к детскому творчеству как процессу открытия ребенком себя и своих возможностей. []

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на занятиях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) - наиболее легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.

Степень контрастности предлагаемых для сравнения произведений может быть различной. Задания усложняются в зависимости от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т.д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучивание репертуара, многократные, однообразные повторения, натаскивание и муштра.

Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активности, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (исполнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти "свои", оригинальные движения.

Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за внешними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не переутомлялись, не перевозбуждались.

На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания - развитие музыкальных способностей. Это происходит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально - ритмических движениях, пении, игре на музыкальных инструментах - чувство ритма. Музыкально-дидактические игры, попевки и песенки из "Музыкального букваря" также помогают развитию музыкальных способностей.


Заключение

 

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.

Педагог в дошкольном образовательном учреждении должен работать таким образом, чтобы родитель смог:

·   Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;

·   Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;

·   Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;

·   Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания детей, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление взаимодействия детского сада и семьи.

Таким образом, изучая литературу по данной теме, мы выяснили, что и для детей, не посещающих детский сад очень важны занятия - развлечения, а в особенности музыкальные развлечения, так как такой вид культурно - досуговой деятельности плодотворно влияет на их развитие. Вечера развлечений всегда интересны и эмоциональны. Выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное настроение, способствуют их эстетичному развитию.


Библиографический список

 

1. Дошкольная педагогика: Методика и организация воспитания в дет. саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец.2110 "Педагогика и психология (дошкольная)" /Под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983. - 288 с.

2. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. / Г.А. Урунтаева - М.: Издательский центр "Академия", 1996. - 336 с.

.   Мама или детский сад: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. / Л.А. Никитина. - М.: Просвещение, 1990. - 93 с.

.   Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стероетип. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 240 с.

.   Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. "Дошкольное воспитание" / Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под. Ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 271 с., ил.

.   Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1985. - 160 с., нот.

.   Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. Руководителя дет. сада: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.: ил., нот.

.   Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 "Музыка и пение". - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

.   Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 "Дошк. воспитание" и № 2010 "Воспитание в дошк. учреждениях". - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.

.   Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992. - 143 с.: ил.

.   Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 320 с.

12. <http://www.krokha.ru/articles/plyusy-i-minusy-domashnego-detskogo-sada>

.   <http://www.abitu.ru/researcher/methodics/rabota+s+detmi/a_3sx7gs.html>

.   http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html? word=527 <http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=527>

15. http://biblioteka. teatr-obraz.ru/ <http://biblioteka.teatr-obraz.ru/>

.   http://slovari. yandex.ru/dict/bse/article/00022/83600. htm <http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00022/83600.htm>


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...