Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные проблемы и перспективы реализации Национального проекта «Образование»




Несмотря на ряд позитивных сдвигов, пока еще нельзя говорить о том, что процесс модернизации образования удовлетворяет общество.В данном направлении выявились некоторые проблемы. Среди насущных проблем Новосибирской области в сфере образования можно выделить следующие:

Ø Во - первых, можно обозначить слабую заинтересованность преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс. Таким образом, основной проблемой является отсутствие информационной культуры у педагогов и управленцев.

Помимо объективных трудностей проблема в том, что ни руководители школ, ни педагоги по-прежнему не понимают смысла и структуры процесса внедрения.

Прежний отрицательный опыт вызывает равнодушное отношение к нововведениям со стороны большинства педагогов. Опросы показывают, что учителя сельских школ не могут даже назвать ни одной новой образовательной технологии. Единственно массово применяемыми методами обучения по-прежнему являются иллюстративно - репродуктивные.

Ø Во - вторых, выявлены проблемы, связанные с развитием экономической самостоятельности образовательных учреждений в области таких как:

) недостаточность научно-методического обеспечения и сопровождения процессов нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений и реструктуризации сети ОУ;

) ограниченность ресурсов, необходимых для осуществления полноценной оптимизации сети образовательных учреждений;

) неготовность административно-управленческого персонала к работе в условиях нормативного бюджетного финансирования и хозяйственной самостоятельности учреждений и, как следствие, неготовность изменять подведомственную образовательную сеть;

) межмуниципальные барьеры, ведущие к отказу от рациональных структурных решений, связанных с перевозкой учащихся к ОУ;

) консервативность взглядов населения в оценке цели нормативного бюджетного финансирования и реструктуризации сети ОУ.

Ø Следующая проблема заключается в том, что в направлении перехода к новым финансово-экономическим механизмам возникла проблема в проведения бюджетных средств с уровня муниципалитетов на уровень образовательных учреждений. Новосибирская область столкнулась со следующей ситуацией: каждый месяц направляются деньги муниципалитетам в качестве субсидий, а там в свою очередь начинаются проблемы связанные с перерасходом денежных средств, также муниципалитеты начинали в первую очередь ориентироваться на нужды директоров школ, не связанные с модернизацией.

Ø Еще одна проблема, которую можно отметить, связана с необходимостью систематизации опыта работы региона по модернизации системы оценки качества образования. В части повышения качества образования система остается достаточно ригидной, урочная нагрузка учителя по-прежнему остается главным показателем, влияющим на оплату труда. В новой школе часовая нагрузка учителя не может быть основным измерителем качества его работы, необходимо ориентироваться на другие формы работы учителя.

Ø Существует проблема связанная и с обеспечением материальной базы школ. Нельзя построить «новую школу» в ветхом здании. Сейчас возникла проблема, связанная с тем, что отдельные кабинеты оснащены по последнему слову техники, вплоть до ноутбука на каждой парте, однако здание школ в целом находится в ветхом неудовлетворительном состоянии.

Ø Также острой проблемой на сегодняшний день, является тот, факт, что система образования недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Количество учебных мест в вузах и ссузах планируется в зависимости от социального спроса на данную услугу и не учитывается востребованность будущих специалистов по многим специальностям на рынке труда. Отсутствует система общественно-государственных служб, содействующих трудоустройству и занятости выпускников образовательных учреждений, неразвита региональная сеть аналитико-информационных образовательных центров прогнозирования, мониторинга и маркетинга образовательных услуг.

Ø Проблемной остается ситуация в сельской местности: высокие темпы «старения» квалифицированных педагогических кадров, слабо представлены предметная и внутрипредметная специализация, малочисленны методические объединения, ниже процент педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию.

Таким образом, данные проблемы свидетельствуют о недоработке некоторых моментов программы модернизации образования, а также и о не учете некоторых особенностей старой сложившейся системы образования.

Перспективы реализации Национального проекта «Образование»

Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года предусматривается переход на инновационный путь развития и обосновывается необходимость повышения конкурентоспособности и социальной привлекательности области. Одним из условий роста конкурентоспособности в настоящее время признается инновационное развитие на основе наиболее полной реализации человеческого капитала, преимуществ в образовании, науке и высоких технологиях. Решение этой задачи во многом зависит от эффективности системы образования, её интеграции с наукой и производством, обеспеченности экономики высокопрофессиональными кадрами, активного привлечения молодежи в сферу наукоемких технологий и инноваций. Участие Новосибирской области в приоритетном национально проекте «Образование» и реализация в течение последних лет комплексного проекта модернизации образования позволили создать условия для дальнейшего развития системы образования и перехода к решению задач национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Главная задача современной школы, определенной в данном направлении является - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Также в рамках дальнейших перспектив развития образования реализуется целевая программа развития образования Новосибирской области на 2008 - 2012 годы. Образование Новосибирской области к 2012 году качественно изменяет свои характеристики.

Качество образовательных процессов определяется следующими критериями: уровнем успешности прохождения обучающимися государственной (итоговой) аттестации по сравнению с предшествующими периодами и результатами в других субъектах Российской Федерации;

ü уровнем сбережения здоровья обучающихся (воспитанников) и педагогических работников;

ü субъективной удовлетворенностью участников образовательного процесса его результативностью и условиями;

ü соответствием образовательного процесса государственным стандартам условий его организации и ведения;

ü технологичностью и преемственностью, ориентированными на особенности возрастного развития обучающихся и на уровни продвижения по образовательной программе;

ü соответствием содержания образования консолидированному заказу на оказание образовательных услуг. Эффективность образования обеспечивается за счет:

ü его доступности и равенства образовательного старта вне зависимости от социальных факторов и психофизиологических особенностей развития детей;

ü создания системы непрерывности образовательного процесса от дошкольного образования до профессионального образования;

ü форм и методов ведения образовательного процесса, ориентированных на личностные потребности обучающихся;

ü внедрения в образовательный процесс развивающих педагогических технологий, ориентированных на формирование компетенций,

ü создания системы поиска и отбора содержания, адекватного консолидированному заказу на оказание образовательных услуг;

ü психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образовательного процесса;

ü соблюдения стандартных условий безопасности образовательной среды;

ü открытости для общественного участия в определении приоритетов развития образования и управлении образовательными учреждениями;

ü обеспеченности в соответствии с потребностями профессиональными кадрами;

ü управления, ориентированного на результат и основанного на прогнозировании, проектировании и программировании;

ü повышения инвестиционной привлекательности.

Также определяющим для перспективного дальнейшего развития образования становится формирование единого банка данных, объединяющего в себе программный и ресурсный потенциал инновационных школ и педагогов, работающих по инновационным программам. Таким образом, с учетом интеграции образовательных ресурсов будут заложены основы для формирования единого инновационного образовательного пространства. Перспективным является и развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающее объединение ресурсов и реализацию индивидуальных образовательных программ. Это - действенный механизм для выявления одаренности у детей и поддержки талантливой молодежи.

Также в перспективном направлении продолжится переход на новые экономические и управленческие механизмы, что позволит установить зависимость величины зарплаты педагогов, руководителей от результатов и качества труда; сбалансировать штатные расписания образовательных учреждений, сократить избыточный персонал, расширить самостоятельность учреждения образования в расходовании бюджетных средств, повысить статус учителя в обществе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...