Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по доработке нац.проекта «Образование»




 

Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Однако с момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации:

.   Во-первых, Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России.

.   Во-вторых, восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут. Например, ускоренная компьютеризация школ - шаг в правильном направлении, если бы сами школы не оказались в бедственном положении. Уже сейчас из 64 тысяч с небольшим, российских школ 27 тысяч непригодны для занятий. Это означает, что компьютером из Национального проекта крышу не залатаешь. Нужна государственная программа, которая решала бы одну задачу в связке с другой.

.   Существенный недостаток нынешнего Приоритетного Национального проекта «Образование» - его избирательность. Или, говоря языком чиновников, точечность. Считается, что лучшие помогут сдвинуть с места всю образовательную сферу в сторону обновления. И действительно, часть школ начала работать по-новому. Но что делать с остальными? Закрывать их, как и больницы, нельзя. Возить детей плохими дорогами в соседние сёла и в район - тоже не выход, к тому же опасно и дорого. В подлинной образовательной деятельности внимание к слабым и помощь им должны быть больше, чем к сильным учащимся. Следовательно, надо заниматься улучшением работы всех тех образовательных учреждений, которые ещё остались. Также избирательность выделяемых грантов приводит к исчезновению главных признаков любого действительно Национального проекта - всенародности положительного эффекта.

Естественным образом возникает вечный российский вопрос - что делать?

Выделим пути решения возникших проблем:

.   Как видится многим экстпертам, посредством одного национального проекта в любой социальной сфере, все вопросы не решить, поэтому многими экспертами предлагается заменить Национальные проекты государственными программами сбалансированного развития образования и всех других сфер социального развития, программами подъёма уровня и качества жизни народов России.

.   Также предлагается повышение бюджетного финансирования образования. Достаточно посмотреть на пример Финляндии и Тайваня, имеющих отличные средние школы и не жалеющих средств на их развитие. Сейчас расходы государственного бюджета на душу населения в России в 43 раза меньше, чем в Финляндии.

.   Необходимо принять Федеральный Закон о противодействии коррупции. Коррупция в сфере образования становится год от года сильнее. Внутри страны по уровню коррупции сфера образования вышла на второе место, после таможни. Этот отрицательный процесс надо останавливать Законом и системой известных, но не применяемых пока антикоррупционных мер. В образовательной политике государства надо минимизировать роль чиновников и повысить роль общественных органов управления образованием. Только тогда образование становится народным, то есть общим делом всего народа, потому что подлинные образовательные реформы без учащихся, родителей, граждан невозможны.

Также необходимо наладить независимую от государства общественно-профессиональную экспертизу качества образования. Не может государственный орган, отвечающий за качество образования, сам же объективно проверять результаты своей работы. Это прямой путь к коррупции и к снижению качества образования.

Для того чтобы преодолеть проблемы, препятствующие нормальному функционированию образования, а также его успешному развитию, необходим системный поиск комплексных решений, затрагивающих различные аспекты образовательной политики.

В целях преодоления проблем в области востребованности будущих специалистов на рынке труда, образовательным учреждениям необходимо моделировать образовательную деятельность с учётом социального заказа. В связи с этим, необходимо создание специальной службы содействия трудоустройству выпускников образовательных учреждений. Основной задачей данной службы будет являться сбор, обобщение, анализ и предоставление студентам информации о состоянии и тенденциях рынка труда, о требованиях, предъявляемых к соискателю рабочего места, формирование банка данных вакансий, предлагаемых работодателями по соответствующим специальностям. В результате чего, данная служба позволит выпускникам ориентироваться на рынке труда, а также обеспечит максимальную возможность их трудоустройства.

В направлении преодоления слабой заинтересованности преподавателей общеобразовательных учебных заведений во внедрение инновационных программ и технологий в образовательный процесс, необходима реализация следующих мер: обучение Интернет технологиям в региональных центрах учителей общеобразовательных учреждений, а также важно, обеспечивая высокий уровень обучения учителей в региональном центре, организовать совместную деятельность по обеспечению внедрения Интернет технологий, как педагогических технологий, со всеми заинтересованными образовательными структурами. Новосибирский региональный центр тесно сотрудничает в этом плане с Управлением образования администрации области, Сибирским центром инновационных педагогических технологий и Отделом мониторинга инновационных технологий Центра мониторинга образования.

Подобный комплексный подход к решению проблемы внедрения инновационных технологий способен значительно повысить результативность обучения педагогов на курсах регионального центра, обеспечивая эффективное использование учителями полученных знаний и навыков в практической деятельности в своих образовательных учреждениях. Для решения проблемы в области развития экономической самостоятельности образовательных учреждений Новосибирской области, целесообразно:

ü обеспечить разработку недостающей нормативно-правовой и научно-методической базы в регионе по переходу на нормативное бюджетное финансирование и реструктуризации сети ОУ;

ü учесть при разработке законодательных инициатив на всех уровнях необходимость внесения в региональное и муниципальное законодательство изменений и дополнений, способствующих переходу на нормативное бюджетное финансирование;

ü реализовать систему мер по подготовке управленческих кадров образования для работы в условиях новых финансовых отношений;

ü создать в каждом муниципальном образовании экспериментальные площадки по отработке механизмов нормативного финансирования общеобразовательных учреждений;

ü обеспечить постоянное информирование работников образования, общественности о ходе реализации мер по реформированию финансовых отношений в области образования;

ü включить в Программу инновационного развития образования Новосибирской области направления деятельности, связанные с переходом образовательных учреждений на нормативное бюджетное финансирование и реструктуризацию сетей ОУ;

ü рекомендовать Департаменту образования Новосибирской области проведение ежегодных конференций по экономике общего образования.

Для того чтобы система образования эффективно развивалась, необходимо сделать ее более открытой, поскольку критерии качества не могут устанавливаться изнутри системы, они должны определяться потребителями образовательных услуг - обществом и государством. Сегодня время требует других критериев оценки деятельности педагога, образовательного учреждения, в целом качества образования. С целью преодоления проблемы, связанной с необходимостью модернизации системы оценки качества образования необходимо в этой ситуации усиливать значимость и роль общественности в управлении школой в оценке ее деятельности. Создать условия для развития независимых форм оценки качества образования (аттестационно-диагностические процедуры) осуществлять через привлечение специализированных организаций, общественных объединений. Важно простроить систему демонстрации ребенком своих индивидуальных достижений, в свою очередь, чтобы эти достижения ребенка, его успешность могли бы стать мерилом качества работы учителя.

Необходимо продолжить создание школьных Советов, определяющих социальный заказ образованию, способных дать комплексную оценку результатов деятельности образовательного учреждения, а также принимать грамотные решения в части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда учителей и фонда стимулирования руководителей в зависимости от степени удовлетворенности качеством образования, предоставляемым учреждением образования.

Для решения проблемной ситуации в сельской местности, связанной с высокими темпами «старения» квалифицированных педагогических кадров, а также, с высокой долей сотрудников имеющих низкую квалификацию, необходимо принять следующее:

ü повысить эффективность работы системы переподготовки и повышения квалификации кадров, потому как сегодня образование обязано быть непрерывным;

ü оптимизировать подходы к аттестации педагогических и управленческих кадров;

ü также необходимо улучшить работу по освоению методических разработок учителей, публиковать их в специализированных изданиях;

ü проводить политику, направленную на развитие профессионального потенциала учителей, повышение социального престижа профессии учителя;

ü для привлечения молодых специалистов в сельские местности, местным органам власти необходимо разработать систему поощрений и льгот для того, чтобы обеспечить образовательные школы молодыми специалистами.

Исходя из всех приведенных мер и предложений, можно подойти к тому, что для успешного развития образования, а также для эффективного решения возникающих проблем, необходимо тесное сотрудничество власти и общества, поскольку именно в данном направлении возможна наиболее полная оценка проблем данной сферы, а также выявление всех нужд и потребностей и впоследствии их эффективное решение.

 


 

Заключение

 

Проведенный анализ позволяет заключить, что условия обучения в настоящее время в образовательных учреждениях стали качественно другими, развитие материально-технической базы в первую очередь связано с реализацией инновационных проектов в образовании, внедрением современных информационно-коммуникационных и здоровьесохраняющих технологий. Комплексный проект модернизации образования позволил существенно повысить эффективность использования бюджетных средств, внедрить механизм нормативно-подушевого финансирования образования, перейти на новую систему оплаты труда, основным принципом которой является дифференцирование в оплате за труд, оплата по результатам труда.

Ставка, сделанная на лидеров, инновационно работающих педагогов и педагогические коллективы, стимулирование инновационной деятельности, позволили выявить точки роста в системе образования, запустить механизмы соревновательности, отбирать и продвигать лучшие образцы технологических и педагогических решений и практик.

В результате реализации проекта:

изменилась структура расходов на образование, одновременно с ростом фондов оплаты труда были существенно увеличены расходы на обеспечение образовательного процесса;

изменилась структура заработной платы;

обеспечено нормативно-рассчитанное и гарантированное финансирование ОУ на зарплату и обеспечение учебного процесса;

запущен механизм, обеспечивающий заинтересованность педагогических коллективов в повышении эффективности использования бюджетных средств, оптимизации внутренних ресурсов образовательных учреждений;

новые механизмы позволили увеличить среднюю заработную плату учителей в 2,2 раза.

Однако, не все проблемы удается решить с помощью данного проекта. На региональном уровне, в ходе реализации данного проекта, возникло множество проблем, связанные, прежде всего, с тем, что не учитывалась специфика региона, а также его состояние на момент реализации проекта. Однако это дает лишь повод продолжить региону двигаться дальше на пути модернизации образования и все более совершенствовать данную систему на местном уровне.

 


 

Библиографический список

 

1. Дубровина С. Ю., Государственное управление в сфере образования // Право и образование. - 2009. - № 3. - С. 76 - 82;

.   Шудегов В., Все новации в образовании должны быть тщательно просчитаны и проработаны // Ученый Совет. - 2009. - № 8. - С. 5 - 9;

.   Семина М., Знания без силы // Ученый Совет. - 2009. - № 8. - С. 43 - 44;

.   Матюшина Т. Н., Образовательное учреждение и гражданское общество: некоторые проблемы правового взаимодействия в России // Право и образование. - 2009. - № 9. - С. 83 - 88;

.   Мальцева Г. И., Социальное измерение инновационного образования // Унив. упр.: практика и анализ. - 2010. - № 1. - С. 35 - 40;

.   Колобова С., Гендерные и образовательные факторы развития гражданского общества в современной России // Власть. - 2010. - № 6. - С. 32 - 36;

.   Урсул А. Д., На пути к глобальному образованию // Открытое образование. - 2010. - № 1. - С. 68 - 78;

.   Роденкова Т. Н., Эффективность финансирования образовательных новаций и ее экспертная оценка в высшей школе.: Федер. Агентство по образованию Рос. эконом. Акад. им. Т. В. Плеханова. - М.: Инфра - М, 2009. - 446, [2] c.;

.   Бутакова О. А., Структура инновационного образовательного процесса // Высш. образование сегодня. - 2009. - № 4. - С. 18 - 21;

.   Аванесов В., Приоритетный национальный проект «Образование» как форма перехода к общ. - гос. управлению образовательной сферой // Юрист ВУЗ. - 2008. - № 10. - С. 22 - 26;

.   Бобров В.В., Образование: «качество» и «инновации» // Философия и образование. - 2009. - № 3. - С. 37 - 48;

.   Шматков Р. Н., Региональный аспект онтологии модели качества инновационного образования // Философия образования - 2009. - № 3. - С. 28 - 36;

.   Кудашов В. И., Конструирование инновационного варианта образования // Философия образования - 2009. - № 3. - С. 5 - 9;

.   Проценко Т. Г., Инновационный многоуровневый образовательный комплекс на рынке образовательных услуг: теория, методология, практика: Новосибирск, 2007. - 31 с;

.   Социальная политика: учебник / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ; под общей редакцией Н. А. Волгина. - М: Изд - во РАГС, 2005. - 544 с;

.   Тучков М. Ф., Правовое регулирование образовательной деятельности: учебное пособие / М. Ф. Тучков: Орлов. регион. акад. гос. службы. - Орел, 2002. - 252 с;

.   Медведева Н. В. Государственная система управления образованием в условиях реформ // Соц. политика и социология. - 2009. - № 5. - С. 256 - 262.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...