Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативный аспект культуры речи




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины Русский язык и культура речи

 

Б.1. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.

 

Направление - 030600 История

 

Профиль подготовки

«Историческое краеведение»

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

Составители УМК: канд.филол.н. ст. преп. Давлетова А.Р.; канд.филол.н. доц. Будько Е.А.   __________ подпись   «___»_________2011 г.  

 

 

Нефтекамск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка

2. Рабочая программа

3. Содержание курса «Русский язык и культура речи»

4 Планы семинарских занятий

5. Самостоятельная работа студентов (рефераты, тестовые задания, варианты контрольной работы)

6. Контрольно-измерительные материалы

7.Методические рекомендации студенту

8.Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Русский язык и культура речи»

9. Вопросы к зачету

10.Рекомендуемая литература

11. Технологическая карта

 

 

 


Пояснительная записка

1. Цели освоения дисциплины:

Повы­сить уровень культуры речи в процессе освоения и осознания некоторых речеведческих понятий и совершенствования коммуникативно-речевых умений, а также воспитание современной языковой и речевой личности. Обогатить представления о языке как о важнейшей составляющей духовного богатства народа, раскрыть богатство русского языка, его лекси­ки, фразеологии, многообразие стилистических возможностей: расширить активный словарь студентов, сформировать у студентов бережное отношение к русскому языку как к основной духовной ценности; выработать у них сознательное стрем­ление к языковому и речевому самосовершенствованию, к повышению соб­ственной языковой, речевой культуры, что является безусловным показате­лем общей и профессиональной культуры будущего специалиста; сформировать навыки эффективной коммуникации в различных ус­ловиях общения; повысить речевую культуру коммуникативной компетен­ции; научить пользоваться словарями, справочной литературой.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Б.1. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на занятиях по русскому языку в средней общеобразовательной школе.

Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин гуманитарного и экономического цикла.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать: основные теоретические положения всех разделов дисциплины; знать нормы письменной и устной речи;

Уметь: писать текст выступления; оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, ситуацией и сферой общения;

Владеть: методикой публичного выступления; навыками самостоятельной работы с учебной и справочной литературой; владеть понятным аппаратом.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030600 История:

-способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

-способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

-способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).

 

Образовательные технологии

Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, защита рефератов и докладов, выступление с публичной речью по предложенным темам.

При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, ролевых игр, проектных методик, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

Структура учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.

 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина, ее цели и задачи. Язык как знаковая система. Стили современного русского языка.   1-3 Л: 4 СР: 8 ПР: 4 КР:5 Участие в ПР: 3-5  
  Нормативный аспект культуры речи. Виды норм.   4-6 Л: 4 СР: 10 ПР: 6 КР:9 Участие в ПР: 6-8 Консп.ст-й: 7  
  Коммуникативный, этический, эмоционально-эстетический аспекты культуры русской речи.   7-9 Л: 4 СР: 8 ПР:6 КР: Участие в ПР: 9-11 Слов.терминов: 9 Табл.наруш.норм: 11  
  Оратор и его аудитория. Публичное выступление.   10-16 Л: 4 СР: 8 ПР: 6   Участие в ПР: 12-14 Ан-з публ. выст.: 12 Публ. выст.: 13   Зачет: 15
ИТОГО:     34+2КСР      
                   

 


Рабочая программа

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

Нефтекамский филиал

Утверждено

на заседании кафедры филологии и социальных коммуникаций

протокол № 1 от 01 сентября 2011 г.

И.о. зав. кафедрой ____________Будько Е.А.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

 

Направление - 030600 История

 

Профиль подготовки

«Историческое краеведение»

 

 

Преподаватель – канд. филол. н. доц. Будько Е.А.: Учебных часов по учебному плану:

Всего 72, в том числе

Лекций 14

Семинарских

Практических 22

Лабораторных

Консультаций

Самостоятельная работа

студентов 34

КСР-2

Зачет 2 семестр

 

№№ п\п Тема и содержание Форма изучения материалов Кол-во часов Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнительная литература Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы Кол-во часов Форма контроля самостоятельной работы студентов
                   
  Цель и задачи курса. Русский язык как саморазвивающаяся знаковая система. Разнообразие функций русского языка. Функциональные разновидности русского языка. ЛК/ПЗ 2/2 История России, Социологи, история мировой и отечественной культуры, классические языки, родной язык Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл., § 1; гл.2 § 5. 18, 19    
  Литературный язык. Понятие нормы. Произносительные нормы русского языка (орфоэпия). Особенности русского ударения. Лексические нормы. Тавтология, ошибки в употреблении фразеологизмов. ЛК/ПЗ 2/4 история мировой и отечественной культуры, История России Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл. 9. §1-3 9; 13; 14; 17; 18, 19   Проверка схем и таблиц
  Грамматические нормы (грамматические категории имени существительного, склонение числительных и местоимений, образование и употребление причастий и деепричастий). ЛК/ПЗ 2/4 История России Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл. 9 § 5 12; 15; 18, 19   Проверка анализа текста
  Синтаксические нормы. Употребление деепричастных оборотов.   ЛК/ПЗ 2/2 История России Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл.9, §5 12; 15; 18, 19   Проверка анализа текста
  Орфографическое и пунктуационное оформление текста. ЛК/ПЗ 2/2 История России Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл.9, § 6 10; 18, 19   Проверка анализа текста
  Ситуации общения. Коммуникативные качества речи. Постулаты общения Г.Грайса. ЛК/ПЗ 2/4   Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл.5 5; 18, 19   Проверка анализа текста
  Выразительные средства языка. Тропы и фигуры речи. ПЗ   история мировой и отечественной культуры Использование сетевых электронных ресурсов. 8: гл. 24,25 18, 19   Проверка анализа текста
  Подготовка устной публичной речи. Композиция текста. Словесное оформление публичного выступления.   ЛК/ПЗ 2/2 история мировой и отечественной культуры, классические языки Использование сетевых электронных ресурсов. 2: гл. 3 18, 19   Проверка анализа публичного выступления

Основная литература:

 

1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003.

2. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002.

3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001.

Дополнительная литература:

4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,

5. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М: Изд-во Агентства "Яхтсмен", 1995.

6. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. В.Д.Черняк. М.: Высш.шк.; С.-Пб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005.

7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. И здание 3-е, дополненное и переработанное. Серия "Высшее образование". Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 2003.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998.

Словари

9. Агеенко Ф.П., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1990.

10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995.

11. Денисов П.Н., Морковкин В.В. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978.

12. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000.

13. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. М.: Рус.яз. - Медиа, 2004.

14. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1985.

15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1999.

16. Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова. (Любое издание).

17. Словарь-справочник. Лексические трудности русского языка. – М., 1994.

 

Сетевые ресурсы:

18. Русский язык и культура речи. Электронный учебник по курсу "Русский язык и культура речи" (авт.: Балыхина Т,М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А.// ido.rudn.ru

19. Репетиционное и контрольное тестирование по дисциплине "Русский язык и культура речи" на сайте информационно-методической поддержки Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО)// fepo.ru

 


Содержание курса «Русский язык и культура речи»

Введение

1. Культурно-речевая ситуация всовременной России. Зна­чимые черты русского языка конца XX века. Роль средств массовой информации в современной речевой ситуации. Понятия «языковая мода», «языковой вкус эпохи» (В.Г. Костомаров). Речь, речевое дей­ствие как поступок. Прагматические мотивы поддержания культуры речи. Языковая политика и проблемы лингвистического прогноза.

2. «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина, её цели и задачи. Связь курса со смежными дисциплинами «Риторика». «Стилистика», «Культурология», «Основы русской словесно­сти». Основные понятия дисциплины: язык и речь; русский язык; культура; культура речи.

3. Определение понятия «язык». Язык как знаковая система. Уровни языковой системы. Основные единицы языка: фонема, слово, морфема, словосочетание, предложение.

4. Определение понятия «речь». Речь как реализация языко­вой системы. Особенности речи в отличие от языка: активность и динамичность, линейность, индивидуальность и субъективность, си­туативная обусловленность.

5. Определение понятия «русский язык». Русский язык — на­циональный язык русского народа. Русский язык в современном ми­ре. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Русский язык как язык межнационального общения в Российской Федерации и ближнем зарубежье (в странах СНГ). Русский язык как язык европейского и мирового значения.

6. Определение понятая «культура». Культура как совокуп­ность материальных и духовных ценностей. Место языка в мире ду­ховных ценностей.

7. Определение понятия «культура речи». Краткие сведения из истории изучения речевой культуры.

Нормативный аспект культуры речи

1. Разновидности языка: литературный язык, просторечие (включая диалекты), жаргон. Понятие литературного языка как выс­шей формы национального языка, управляемой нормами, как носи­теля культуры и цивилизации. Признаки литературного языка. Соот­ношение и взаимодействие литературного языка и языка художест­венной литературы в аспекте культуры речи. Соотношение литера­турный язык - просторечие - жаргон. Соотношение понятий «лите­ратурный язык» и «язык художественной литературы».

2. Стили современного русского языка. Функциональные стили; взаимодействие функциональных стилей. Стилистическая норма и экспрессия. Нейтральные языковые средства и понятие сти­листической окрашенности. Функциональные стили современного русского литературного языка. Классификация функциональных стилей. Характеристика основных стилей.

2.1. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Понятие тезиса, аргумента; сильные аргументы (статистические данные, ссылки на авторитетные источники, цитаты и др.). Культура научной и профессиональной речи. Сферы использо­вания научной и профессиональной речи. Понятие «специальный язык». Основные лингвистические черты языка для специальных це­лей. Терминология. Многожанровость языка для научных и специ­альных целей. Общая характеристика основных жанров научной ре­чи. Первичные и вторичные научные тексты. Монография, статья, тезисы как первичные тексты научной речи. Аннотация, реферат как вторичные тексты научной речи. Языковая характеристика научного стиля: лексические, словообразовательные, морфологические и син­таксические особенности. Научные доклады, конспекты, рефераты. Оформление цитат. Оформление библиографии.

2.2. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов. Виды деловой речи: устная и письменная. Устная деловая речь (деловое общение), ее особенности. Деловая беседа, ее виды и особенности. Телефонный деловой разго­вор, его особенности. Деловые переговоры. Этикетно-речевые фор­мулы устного делового общения. Письменная деловая речь (служеб­ная документация), ее особенности: композиция, рубрикация, лекси­ка. Понятия документа, бланка, реквизита. Типология служебных документов: по фактору адресата, по степени унификации и стандарти­зации. Структура документа. Правила оформления документов. Новые тенденции в сфере письменной деловой речи. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи.

2.3. Публицистический стиль, сфера его функциониро­вания, формы реализации (устная и письменная). Основные цели: информационно-содержательная, убеждение, эмоциональное воздей­ствие. Жанры газетно-публицистического стиля. Языковые особен­ности (лексико-фразеологические, грамматические, интонационные) газетно-публицистического стиля: Специфика языка средств массо­вой информации и культура речи.

2.4. Разговорный стиль, сфера и форма его функционирования. Спонтанность, диалогичность и непринужденность разговорной ре­чи. Языковые особенности разговорного стиля. Роль невербальных средств в разговорной речи.

2.5. Отражение стилистических характеристик лексики в сло­варях. Стилистические пометы. Пометы, отражающие эмоциональ­но-оценочные характеристики слов. Изменение стилистической ок­раски слов.

3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Объективные и субъективные стороны нормы. Коди­фикация (регистрация) нормы. Формы кодификации; отражение и нормативных словарях (пометы), грамматиках, закрепление в лите­ратуре и средствах массовой информации, общепризнанность в об­ществе. Понятие идеальной нормы. Параметры языковых норм: 1) консерватизм / динамизм; 2) безвариантность / вариантность; 3) всеобщность / локальность. Тенденции в развитии языковых норм. Ти­пология норм.

4. Лексико-фразеологические нормы. Типы ошибок, связан­ных с нарушением лексических норм. Использование синонимических, антонимических средств языка. Использование фразеологии; нарушение фразеологи­ческих норм, контаминация. Заимствования на современном этапе развития языка и употребление заимствованных слов. Способы уст­ранения ошибок, связанных с нарушением лексико-фразеологических норм. Словари лексических норм.

5. Орфоэпические нормы. Фонетическая система русского язы­ка. Основы орфоэпии. Особенности русского произношения (мос­ковское / петербургское) и ударения. Трудные случаи постановки ударения в разных частях речи при образовании форм числа и паде­жа имен существительных, в кратких формах и формах сравнитель­ной степени прилагательных, в глагольных формах прошедшего времени. Произношение специальных терминов, заимствованных слов. Диалектные и просторечные черты в произношении. Орфоэпи­ческие словари. Понятие дикции, акцента.

5. Морфологические нормы. Трудности при определении рода имен существительных; при образовании множественного числа именительного и родительного падежа имен существительных, срав­нительной степени прилагательных; при склонении числительных; при образовании причастий и деепричастий и т.д. Смысловые и сти­листические различия падежных и числовых вариантов имен суще­ствительных. Склонение заимствованных имен собственных. Вари­анты норм при образовании кратких прилагательных. Варианты лич­ных глагольных форм. Ошибки в употреблении предлогов. Ошибки в употреблении косвенных падежей числительных. Пути устранения нарушений морфологических норм.

6. Синтаксические нормы. Области и типы наиболее частотных нарушений синтаксических норм. Ошибки в управлении. Варианты управления, семантические и стилистические различия между ними. Словари управления и сочетаемости слов. Ошибки в согласовании (согласование сказуемого с подлежащим, согласование с неизменяе­мыми словами и пр.). Нормы построения предложений с причастия­ми и деепричастиями, с однородными членами. Ошибки в построе­нии сложных предложений, в использовании прямой и косвенной речи. Устранение синтаксических ошибок.

7. Нормы письменной речи. Орфография и пунктуация. Гра­мотная в орфографическом и пунктуационном отношении письмен­ная речь - показатель культуры человека. Краткая история становле­ния норм письменной речи. Реформы орфографии и пунктуации. Своды правил орфографии и пунктуации. Уровень корректуры пе­чатной продукции.

7.1. Орфографические нормы. Основной принцип русской ор­фографии. Фонетические и исторические написания. Дифференци­рующие написания. Варианты написания. Орфографическое правило, понятие орфограммы. Типы орфографических ошибок. Грубые и не­грубые ошибки. Орфографические словари.

7.2. Понятие пунктуации. Понятие пунктуационной нормы. Внутрипредложенческая пунктуация. Знаки препинания, используе­мые в предложении. Функции знаков препинания: отделяющая, вы­деляющая, соединяющая. Основные принципы русской пунктуации: грамматический, семантический, интонационный. Обязательные, фа­культативные знаки препинания. Вариативность знаков препинания. Эстетические функции знаков препинания. Индивидуально-авторские знаки препинания, создающие пунктуационную вырази­тельность.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...