Нормативный аспект культуры речи
Стр 1 из 4Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС дисциплины Русский язык и культура речи
Б.1. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть.
Направление - 030600 История
Профиль подготовки «Историческое краеведение»
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Форма обучения Очная
Нефтекамск 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Рабочая программа 3. Содержание курса «Русский язык и культура речи» 4 Планы семинарских занятий 5. Самостоятельная работа студентов (рефераты, тестовые задания, варианты контрольной работы) 6. Контрольно-измерительные материалы 7.Методические рекомендации студенту 8.Методические рекомендации для преподавателя по организации изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» 9. Вопросы к зачету 10.Рекомендуемая литература 11. Технологическая карта
Пояснительная записка 1. Цели освоения дисциплины: Повысить уровень культуры речи в процессе освоения и осознания некоторых речеведческих понятий и совершенствования коммуникативно-речевых умений, а также воспитание современной языковой и речевой личности. Обогатить представления о языке как о важнейшей составляющей духовного богатства народа, раскрыть богатство русского языка, его лексики, фразеологии, многообразие стилистических возможностей: расширить активный словарь студентов, сформировать у студентов бережное отношение к русскому языку как к основной духовной ценности; выработать у них сознательное стремление к языковому и речевому самосовершенствованию, к повышению собственной языковой, речевой культуры, что является безусловным показателем общей и профессиональной культуры будущего специалиста; сформировать навыки эффективной коммуникации в различных условиях общения; повысить речевую культуру коммуникативной компетенции; научить пользоваться словарями, справочной литературой.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: Б.1. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися на занятиях по русскому языку в средней общеобразовательной школе. Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин гуманитарного и экономического цикла. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен Знать: основные теоретические положения всех разделов дисциплины; знать нормы письменной и устной речи; Уметь: писать текст выступления; оценивать и правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, ситуацией и сферой общения; Владеть: методикой публичного выступления; навыками самостоятельной работы с учебной и справочной литературой; владеть понятным аппаратом. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 030600 История: -способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); -способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10); -способность к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации (ПК-15).
Образовательные технологии Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов, защита рефератов и докладов, выступление с публичной речью по предложенным темам.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (компьютерных симуляций, ролевых игр, проектных методик, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных занятий. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся. Структура учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы, 72 часа.
Рабочая программа Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный университет» Нефтекамский филиал Утверждено на заседании кафедры филологии и социальных коммуникаций
протокол № 1 от 01 сентября 2011 г. И.о. зав. кафедрой ____________Будько Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Русский язык и культура речи»
Направление - 030600 История
Профиль подготовки «Историческое краеведение»
Преподаватель – канд. филол. н. доц. Будько Е.А.: Учебных часов по учебному плану: Всего 72, в том числе Лекций 14 Семинарских Практических 22 Лабораторных Консультаций Самостоятельная работа студентов 34 КСР-2 Зачет 2 семестр
Основная литература:
1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. 2. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. 3. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. Дополнительная литература: 4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 5. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. М: Изд-во Агентства "Яхтсмен", 1995. 6. Русский язык и культура речи. Учебник, под ред. В.Д.Черняк. М.: Высш.шк.; С.-Пб.:Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2005. 7. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. И здание 3-е, дополненное и переработанное. Серия "Высшее образование". Ростов-на Дону: Изд-во "Феникс", 2003. 8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 1998. Словари 9. Агеенко Ф.П., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1990. 10. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Современный орфографический словарь русского языка. – Ростов-на-Дону, 1995. 11. Денисов П.Н., Морковкин В.В. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка. – М., 1978. 12. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 2000. 13. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. М.: Рус.яз. - Медиа, 2004. 14. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1985. 15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1999. 16. Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова. (Любое издание). 17. Словарь-справочник. Лексические трудности русского языка. – М., 1994.
Сетевые ресурсы: 18. Русский язык и культура речи. Электронный учебник по курсу "Русский язык и культура речи" (авт.: Балыхина Т,М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А.// ido.rudn.ru 19. Репетиционное и контрольное тестирование по дисциплине "Русский язык и культура речи" на сайте информационно-методической поддержки Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО)// fepo.ru
Содержание курса «Русский язык и культура речи» Введение 1. Культурно-речевая ситуация всовременной России. Значимые черты русского языка конца XX века. Роль средств массовой информации в современной речевой ситуации. Понятия «языковая мода», «языковой вкус эпохи» (В.Г. Костомаров). Речь, речевое действие как поступок. Прагматические мотивы поддержания культуры речи. Языковая политика и проблемы лингвистического прогноза. 2. «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина, её цели и задачи. Связь курса со смежными дисциплинами «Риторика». «Стилистика», «Культурология», «Основы русской словесности». Основные понятия дисциплины: язык и речь; русский язык; культура; культура речи. 3. Определение понятия «язык». Язык как знаковая система. Уровни языковой системы. Основные единицы языка: фонема, слово, морфема, словосочетание, предложение. 4. Определение понятия «речь». Речь как реализация языковой системы. Особенности речи в отличие от языка: активность и динамичность, линейность, индивидуальность и субъективность, ситуативная обусловленность. 5. Определение понятия «русский язык». Русский язык — национальный язык русского народа. Русский язык в современном мире. Русский язык — государственный язык Российской Федерации. Русский язык как язык межнационального общения в Российской Федерации и ближнем зарубежье (в странах СНГ). Русский язык как язык европейского и мирового значения. 6. Определение понятая «культура». Культура как совокупность материальных и духовных ценностей. Место языка в мире духовных ценностей. 7. Определение понятия «культура речи». Краткие сведения из истории изучения речевой культуры. Нормативный аспект культуры речи 1. Разновидности языка: литературный язык, просторечие (включая диалекты), жаргон. Понятие литературного языка как высшей формы национального языка, управляемой нормами, как носителя культуры и цивилизации. Признаки литературного языка. Соотношение и взаимодействие литературного языка и языка художественной литературы в аспекте культуры речи. Соотношение литературный язык - просторечие - жаргон. Соотношение понятий «литературный язык» и «язык художественной литературы». 2. Стили современного русского языка. Функциональные стили; взаимодействие функциональных стилей. Стилистическая норма и экспрессия. Нейтральные языковые средства и понятие стилистической окрашенности. Функциональные стили современного русского литературного языка. Классификация функциональных стилей. Характеристика основных стилей. 2.1. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи; речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Понятие тезиса, аргумента; сильные аргументы (статистические данные, ссылки на авторитетные источники, цитаты и др.). Культура научной и профессиональной речи. Сферы использования научной и профессиональной речи. Понятие «специальный язык». Основные лингвистические черты языка для специальных целей. Терминология. Многожанровость языка для научных и специальных целей. Общая характеристика основных жанров научной речи. Первичные и вторичные научные тексты. Монография, статья, тезисы как первичные тексты научной речи. Аннотация, реферат как вторичные тексты научной речи. Языковая характеристика научного стиля: лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические особенности. Научные доклады, конспекты, рефераты. Оформление цитат. Оформление библиографии. 2.2. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие; языковые формулы официальных документов. Виды деловой речи: устная и письменная. Устная деловая речь (деловое общение), ее особенности. Деловая беседа, ее виды и особенности. Телефонный деловой разговор, его особенности. Деловые переговоры. Этикетно-речевые формулы устного делового общения. Письменная деловая речь (служебная документация), ее особенности: композиция, рубрикация, лексика. Понятия документа, бланка, реквизита. Типология служебных документов: по фактору адресата, по степени унификации и стандартизации. Структура документа. Правила оформления документов. Новые тенденции в сфере письменной деловой речи. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи; язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. 2.3. Публицистический стиль, сфера его функционирования, формы реализации (устная и письменная). Основные цели: информационно-содержательная, убеждение, эмоциональное воздействие. Жанры газетно-публицистического стиля. Языковые особенности (лексико-фразеологические, грамматические, интонационные) газетно-публицистического стиля: Специфика языка средств массовой информации и культура речи. 2.4. Разговорный стиль, сфера и форма его функционирования. Спонтанность, диалогичность и непринужденность разговорной речи. Языковые особенности разговорного стиля. Роль невербальных средств в разговорной речи. 2.5. Отражение стилистических характеристик лексики в словарях. Стилистические пометы. Пометы, отражающие эмоционально-оценочные характеристики слов. Изменение стилистической окраски слов. 3. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Объективные и субъективные стороны нормы. Кодификация (регистрация) нормы. Формы кодификации; отражение и нормативных словарях (пометы), грамматиках, закрепление в литературе и средствах массовой информации, общепризнанность в обществе. Понятие идеальной нормы. Параметры языковых норм: 1) консерватизм / динамизм; 2) безвариантность / вариантность; 3) всеобщность / локальность. Тенденции в развитии языковых норм. Типология норм. 4. Лексико-фразеологические нормы. Типы ошибок, связанных с нарушением лексических норм. Использование синонимических, антонимических средств языка. Использование фразеологии; нарушение фразеологических норм, контаминация. Заимствования на современном этапе развития языка и употребление заимствованных слов. Способы устранения ошибок, связанных с нарушением лексико-фразеологических норм. Словари лексических норм. 5. Орфоэпические нормы. Фонетическая система русского языка. Основы орфоэпии. Особенности русского произношения (московское / петербургское) и ударения. Трудные случаи постановки ударения в разных частях речи при образовании форм числа и падежа имен существительных, в кратких формах и формах сравнительной степени прилагательных, в глагольных формах прошедшего времени. Произношение специальных терминов, заимствованных слов. Диалектные и просторечные черты в произношении. Орфоэпические словари. Понятие дикции, акцента. 5. Морфологические нормы. Трудности при определении рода имен существительных; при образовании множественного числа именительного и родительного падежа имен существительных, сравнительной степени прилагательных; при склонении числительных; при образовании причастий и деепричастий и т.д. Смысловые и стилистические различия падежных и числовых вариантов имен существительных. Склонение заимствованных имен собственных. Варианты норм при образовании кратких прилагательных. Варианты личных глагольных форм. Ошибки в употреблении предлогов. Ошибки в употреблении косвенных падежей числительных. Пути устранения нарушений морфологических норм. 6. Синтаксические нормы. Области и типы наиболее частотных нарушений синтаксических норм. Ошибки в управлении. Варианты управления, семантические и стилистические различия между ними. Словари управления и сочетаемости слов. Ошибки в согласовании (согласование сказуемого с подлежащим, согласование с неизменяемыми словами и пр.). Нормы построения предложений с причастиями и деепричастиями, с однородными членами. Ошибки в построении сложных предложений, в использовании прямой и косвенной речи. Устранение синтаксических ошибок. 7. Нормы письменной речи. Орфография и пунктуация. Грамотная в орфографическом и пунктуационном отношении письменная речь - показатель культуры человека. Краткая история становления норм письменной речи. Реформы орфографии и пунктуации. Своды правил орфографии и пунктуации. Уровень корректуры печатной продукции. 7.1. Орфографические нормы. Основной принцип русской орфографии. Фонетические и исторические написания. Дифференцирующие написания. Варианты написания. Орфографическое правило, понятие орфограммы. Типы орфографических ошибок. Грубые и негрубые ошибки. Орфографические словари. 7.2. Понятие пунктуации. Понятие пунктуационной нормы. Внутрипредложенческая пунктуация. Знаки препинания, используемые в предложении. Функции знаков препинания: отделяющая, выделяющая, соединяющая. Основные принципы русской пунктуации: грамматический, семантический, интонационный. Обязательные, факультативные знаки препинания. Вариативность знаков препинания. Эстетические функции знаков препинания. Индивидуально-авторские знаки препинания, создающие пунктуационную выразительность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|