Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коммуникативный аспект культуры речевого общения




1. Речевая деятельность. Говорящий и слушающий как основ­ные фигуры речевой коммуникации. Понятие структуры речевой си­туации. Структурные компоненты речевой ситуации: коммуникатив­ное намерение (интенция, замысел), социальная роль коммуникан­тов, ситуативная роль коммуникантов. Разновидности речи: по цели - информативная и фактическая; по способу реализации - устная и письменная, по количеству участников коммуникации - диалог, монолог (полилог), по содержанию - описание, повествование, рассуж­дение.

2. Понятие хорошей речи. Успешность и эффективность как признаки хорошей речи. Условия успешного речевого общения: пра­вильность, точность, выразительность, уместность, лаконичность. Эффективность речи для адресанта и адресата. Максимы И. Грайса (качества, количества, отношения, манеры) как выразители эстетиче­ских и социально-нравственных критериев хорошей речи. Законы речевого общения: их характеристики. Принципы бесконфликтного общения, принцип терпимости к собеседнику, принцип благоприят­ной самоподачи, принцип позитива в речи.

3. Ролевое поведение коммуникантов при общении. Понятие коммуникативной роли. Социальная роль. Понятие имиджа как дол­говременной ролевой коммуникативной маски. Типология имиджа: внешний, поведенческий, коммуникативный. Понятие языкового паспорта (языкового портрета) говорящего. Национальное коммуни­кативное поведение. Коммуникативная неудача как недостижение инициатором общения коммуникативной цели и прагматических устремлений. Понятие коммуникативного самоубийства, коммуника­тивного шока.

4. Понятие языковой и речевой личности. Принципы типологизации речевых личностей. Типы языковых личностей по языковой компетенции: а) элитарный тип языковой личности, его речевые осо­бенности; б) средне-литературный тип языковой личности, его рече­вые особенности; в) разговорные типы речевых личностей: литера­турно-разговорный и фамильярно-разговорный, их речевые особен­ности. Типы языковых личностей по кооперации с коммуникантом (конфликтная, конформная, центрированная языковые личности). Типы языковых личностей по роли в речевой ситуации («лидер», «хозяин», «капризный ребенок»).

Этический аспект культуры речи

Понятие этики. Этическая составляющая речевого общения. Искренность слова, ее свойства. Условия воздействия живого слова. Злоупотребление словом. Словесная демагогия. Понятие речевого этикета. Основные этикетные формулы: приветствие, обращение, по­здравление, прощание, утешение, извинение и т.д. Национальные особенности речевого этикета. Нормы современного светского об­щения.

Эмоционально-эстетический аспект культуры русской речи

1. Понятие эмоциональности и эстетичности в языке и речи. Апелляция к чувствам и эмоциям собеседника. Воздействующая функция слова. Выразительность как свойство, усиливающее воздействующую силу речи.

2. Художественность стиля. Основные черты художественного стиля: субъективность, эмоциональность, экспрессивность, образ­ность.

Ораторская речь. Спор как компонент культуры речи

1. Оратор и его аудитория. Понятие ораторского искусства как духовно-нравственнойдеятельности. Ораторская речь как воздействующая, убеждающаяречь. Соблюдение законов формальной логики как признак воздей­ствующей, убеждающейречи. Риторика как мастерство убедитель­ной и выразительной речи. Этическая составляющая образа оратора. Понятие риторического идеала как модели речевого поведения ора­тора. Различные представления о риторическом идеале в разные ис­торические периоды. Нерешенность вопроса о риторическом идеале. Представленияо риторических идеалах, сосуществующие в совре­менной речевой ситуации: старый советский (риторика лжи), софис­тический (риторика демагогии), сократический. Признаки сократического риторического идеала; его предста­вители (М.В. Ломоносов. В.И. Ключевский, А.Д. Сахаров, Д.С. Ли­хачев и др.). Основные законы ораторского искусства. Типы публич­ного выступления. Логичность речи.

2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления.

3. Спор как один из видов речевой коммуникации. Эристика как искусство ведения спора. Составляющиеспора: пропонент, оп­понент, стратегия спора, тактика спора. Тезис как основная мысль спора. Целесообразностьспора. Предмет спора. Способы ведения спора. Типология спора (С.И. Поварнин): конструктивный -деструк­тивный (конфликтный)спор; очный - заочный; сосредоточенныйна тезисе - бесформенный; простой (между двумя лицами) - сложный (между несколькими лицами): спор без слушателей - при слушателях - для слушателей и т.д. Типы спора по содержанию и целеустановке: дискуссия и полемика. Этическая составляющая спора. Непозволи­тельные уловки и приемы спора, их типология.


Планы семинарских занятий

Тема № 1. Культурно-речевая ситуация в современной России. «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина (2ч.)

  1. «Русский язык и культура речи» как вузовская дисциплина, её цели и задачи.
  2. Русский язык среди других языков мира.
  3. Понятие языка, речи. Значение и функции языка.
  4. Понятие литературного языка.
  5. Вербальные средства общения.
  6. Невербальные средства общения.

Задания для практического занятия:

1. Познакомьтесь с отрывком из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке». О каких тенденциях развития языка говорится в нем?

Лексика каждой эпохи изменчива, и ее невозможно навя­зывать позднейшим поколениям. (И кто же станет требовать, чтобы слово кавардак воспринималось в настоящее время как «лакомое блюдо» или как «боль в животе»). Прежние смысло­вые значения слов исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки — в зависимости от изменения социального строя, от завоеваний науки и техники и других чрезвычайно разнооб­разных причин. Каждый живой язык, если он и вправду жи­вой, вечно движется, вечно растет.

Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могу­щественна и другая тенденция прямо противоположного свой­ства, столь же полезная. Она заключается в упорном и реши­тельном сопротивлении новшествам, в создании всевозмож­ных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слиш­ком быстрому и беспорядочному обновлению речи... Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новы­ми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей остаются устойчивы, неизменны, незыб­лемы.

2. Объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц.

Неясность слов есть признак неясности мысли (Л. Н. Тол­стой). Хочешь услышать умный ответ — спрашивай умно (Ле­онардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишь­ся о самом себе (Леонардо да Винчи), Не та речь хороша, что убеждает, ата, что, убеждая, объединяет (Л. Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака — по речам (Вл. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит — сеет, кто слушает — собирает (пословица).

3. О каких формах речи и их особенностях пишут А.С. Пушкин и Л.Н. Толстой?

Я не люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточ­ны для наших мыслей, а перо так глупо, так медленно, — пись­мо не может заменить разговора (А. С. Пушкин).

Пиши 1) начерно, не обдумывая места и правильности вы­ражения мыслей, 2) раз переписывай, исключая все лишнее и давая настоящее место каждой мысли, и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражения (Л. Н. Толстой).

4. О каких особенностях письменной и устной речи говорится в пословицах? В чем их смысл?

Что написано пером, того не вырубишь топором. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Прочитайте текст. Какой план работы над рукописью предлагает Н.В. Гоголь? Составьте его, назовите этапы обработки над рукописью.

Сначала нужно набросать всё как придется, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё, и забыть об этой тетради. По­том, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою), достать написанное и перечитать; вы увидите, что мно­гое не так, много лишнего, а кое-чего и не достает. Сделайте поправки и заметки на полях — и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре ее — новые заметки на полях, и где не хва­тит места — взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда будет все таким образом исписано, возьмите и перепишите тет­радь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога. Между прежних вскочат сло­ва, которые необходимо там должны быть, но которые поче­му-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку. Путешествуйте, развлекайтесь, не делайте ничего или хоть пишите другое. Придет час — вспомнится заброшенная тетрадь; возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и когда снова она будет измарана, перепишите ее собственноручно. Вы заметите при этом, что вместе с крепчанием слога, с отделкой, очисткой фраз как бы крепчает и ваша рука; буквы ставятся тверже и решительнее. Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и еще больше. Я делаю восемь раз. Только после восьмой перепис­ки, непременно собственною рукою, труд является вполне ху­дожнически законченным, достигает перла создания. Дальнейшие поправки и пересматриванье, пожалуй, испортят дело; что называется у живописцев: зарисуешься. Конечно, следовать таким правилам нельзя, трудно. Я говорю об идеале. Иное пустишь и скорее. Человек все-таки человек, а не машина.

6. Определите, что означают указательные жесты и какими словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются:

— себе за правое плечо большим пальцем правой руки;

— себе под ноги;

— себе в середину груди пальцами правой руки с одновре­менным кивком головой.

7. Произведите жест, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:

Вареники лепят вот так.

Ну, это что-то такое огромное, необъятное.

Замкнутый круг какой-то.

Машинка шьет зигзагом.

Есть у вас дырокол?

Его надо держать крепко, а то разболтается.

Полюбуйтесь-ка на него,

Описание жеста: жест вытянутой ладони; указательным пальцем правой руки описывается круг; разводящие движения обеими руками в воздухе; жест сжатого кулака; жест в воздухе указательным пальцем налево-направо, снизу вверх или сверху вниз; движение сжатой в кулак правой руки вниз с нажимом; защипывающие движения пальцами.

8.к пря или как «боль в животе».. Упражнения № 1-2, с. 10-11, № 1-2, с. 13-15 из учебного пособия М.Ю. Федосюк «Русский язык для студентов-нефилологов»

Тема № 2. Стили современного русского литературного языка (2ч.)

  1. Функциональные разновидности русского литературного языка. Характерные черты стилей.
  2. Языковые особенности стилей.
  3. Взаимодействие функциональных стилей.
  4. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.
  5. Сфера функционирования, жанровое разнообразие официально-делового стиля:

· Язык и стиль распорядительных документов, коммерческой корреспонденции, инструктивно- методических документов.

· Реклама в деловой речи.

· Правила оформления документов и речевой этикет в документе.

  1. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи.
  2. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка.

Задания для практического занятия

1. Определите функционально-стилистическую принадлежность слов.

Аббревиатура, аварийщик, баламут, баллотироваться, безвременный, важничать, вакуум, варево, вездесущий, водоснабже­ние, вывод, горло, габарит, гавкать, глазастый, грустить, давниш­ний, дебаты, доказывать, егоза, единение, животворный, забияка, запечатлеться, злополучный, зубрить, иго, иерархия, ихняя, изоглос­са, исходящий, кавардак, контекст, катаклизм, модальность, минус, морда, орфоэпия, параллель, путаник, путешествовать, семасиоло­гия, самодур, самозабвенный, сверхсрочнослужащий.

2. Подберите слова (по 4 примера), представляю­щие стилистические разновидности лексики нейтральную, книжную, официально-деловую, разговорную, просторечную. Для справок ис­пользуйте толковые словари современного русского языка.

3. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

Перечислите языковые средства, создающие ту или иную стилисти­ческую окраску текстов.

4. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

/. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3.Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое - разговорным.

5. Отметьте, к какому функциональному стилю речи относятся получившиеся варианты.

1. Необходимо защищать природу. 2. Давайте проведем субботник. 3. С курением надо бороться. 4. Государство должно заботиться о неимущих. 5. Человек в жизни должен занимать ак­тивную позицию. 6. Обществу необходима доброта. 7. Необходимо провести референдум.

6. В одном из стихотворений А.С. Пушкина выде­лите традиционно-поэтическую лексику.

7. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные глаголами.

/. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3.Считается целесообразным... 4. Вследствие это­го... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесе­ния сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение но­вого материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из кото­рых было бы книжным, другое - разговорным.

8. Упражнения № 2, с. 28-29

Тема № 3. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка (2 ч.)

  1. Понятие языковой нормы, культуры речи.
  2. Признаки норм.
  3. Основные типы норм.
  4. Орфоэпические, акцентологические, лексико-фразеологические, грамматические нормы, стилистические нормы.
  5. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
  6. Территориальные разновидности русского языка.
  7. Просторечие и жаргон.

Задания для практического занятия

1. Отметьте глагольные формы с неверным уда­рением. Исправьте ошибки.

ПрОжил, бАловать, Отдал, кАшлянуть, взялА, облЕгчить, откупОрить, уведомИть, пилА, избАловать, плесневЕть, пломбИро-ватъ, лилОветь, премировать, нАлкл, Обнял.

2. Поставьте ударения в словах, отмечая случаи вариативного ударения.

Агент, алфавит, баловать, балованный, делящий, донельзя, заиндеветь, запломбировать, втридорога, взвился, красивее, каучук, приданое, каталог, намерение, издревле, заржаветь, дремота, ло­моть, знамение, упрочение, мышление, инсульт, аристократия, нефтепровод, симметрия, искус, обеспечение, ханжество, хаос, ан­типатия, уникум, квартал, сироты, творог, свекла.

3. Составьте словосочетания со словами, учиты­вая их лексическую сочетаемость. Образец: стая волков

Стая, табун, караван, отара, косяк, стадо, толпа, группа, колонна, рой.

4. Отметьте неверные высказывания.

· Лексическая норма регламентирует выбор форм слов.

· Лексическая норма регламентирует словоупотребление.

· Лексическая неполнота высказывания является причиной
нарушения лексических норм.

· Лексическая норма регламентирует произношение.

· При выборе слова следует учитывать не только значе­ние слова, но и его лексическую сочетаемость.

· Для уточнения лексической сочетаемости можно вос­пользоваться «Орфоэпическим словарем».

· Тавтология и плеоназм являются разновидностями мно­гословия.

· При выборе слова из ряда синонимов следует учитывать
их функционально-стилистическую окраску.

· Лексическое и грамматическое видоизменение фразеоло­гизма является причиной нарушения лексико-фразеологических норм.

· Неуместное употребление иноязычных слов является
разновидностью речевых ошибок.

5. Отметьте существительные, у которых в форме именительного падежа множественного числа наблюдается только окончание -и(-ы).

Бухгалтер, вензель, ветер, возраст, вымпел, директор, джемпер, доктор, диспетчер, лагерь, снайпер, сорт, счет, терем, ток, хлеб, шофер.

6. Отметьте предложения, в которых есть ошибка в употреблении деепричастных оборотов и деепричастий. Исправьте эти ошибки.

Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет смысл. Оказавшись на побережье, мы собирали ракушки. Отдохнув, мысли лучше идут на ум. Расставив знаки препинания неправильно, предложение может терять смысл. Книги Марининой я могу чи­тать, открывая их на любой странице. Получив высокую оценку за сочинение, я был просто счастлив. Починив карандаш, он опять сломался. Войдя в трамвай, я села на свободное место. Путешест­вуя, я всегда веду дневник. Приехав во Псков, мне понравился второй день нашей экскурсии. Выполняя задание, студенты обращаются к справочной литературе.

7. Отметьте предложения, где допущены ошибки в согласовании.

Брат и сестра, удачно выступавшая на соревнованиях по лыжам, были награждены. За два последних месяца работа нашего участка заметно оживилась. В ходе проверки выявлены множество различных недостатков. Положение дел в фирме оставляют же­лать лучшего. Этим летом будут реализованы 54 льготных тури­стических путевки. Четыре рыболовские судна вышли в море. Зачем растить сына такой недотрогой. Он вместе с другом был лучшим в финальном турнире.

8.Упражнения № 1-4, с. 18-20, №18, с. 66, №1,2,3 с. 68, № 24, с. 79, № 4, с. 90.

Тема № 4. Коммуникативный, этический, эмоционально-эстетическийаспекты культуры русской речи (2 ч)

  1. Коммуникативный аспект культуры русской речи:

· Определение понятия «культура речи».

· Коммуникативные качества речи.

  1. Этический аспект культуры русской речи:

· Понятие речевого этикета.

· Основные этикетные формулы.

  1. Эмоционально-эстетическийаспект культуры русской речи:

· Понятие эмоциональности и эстетичности в языке и речи.

· Апелляция к чувствам и эмоциям собеседника.

· Воздействующая функция слова.

Задания для практического занятия

1. Прочитайте тексты, определите, за счет чего создаются такие качества речи, как выразительность, понятность, точность речи.

Текст 1.

Я люблю жизнь. Верю в победу светлого начала в судьбе человечества. И поэтому с такой радостью я вновь любуюсь на­шими мирными зорями, когда воздух прозрачен и свеж и алые тона окрашивают небосвод и белые стволы берез. Когда восход заставляет еще ярче пылать цветы в саду, которые я сам посадил и выходил. И я знаю, что эти алые и красные тона — цветы жизни и счастья. (И. Долгополое)

Текст 2.

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на при­теснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извер­гами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, спра­ведливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое стан­ционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссы­лаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего дик­татора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не насто­ящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, на­копленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе (АС. Пуш-кин).

2. Какие этикетные формулы вы будете использовать, если вам придется обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать который час, 2)к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению, 3) к приятелю, чтобы попросить у него учебник, 4) к преподавателю, чтобы попросить у него принять у вас досрочно экзамен?

3. Подготовьте поздравительный текст по случаю какого-либо праздника, используя этикетные формулы.

 

Тема № 5. Оратор и его аудитория (2 ч.)

 

  1. Понятие ораторского искусства как духовно-нравственнойдеятельности.
  2. Оратор, его знания, умения и навыки.
  3. Типы ораторов.
  4. Аудитория как социально-психологическая общность людей.

Задания для практического занятия

1. Подберите синонимы к слову оратор. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса «Образованный человек – полезный человек».

3. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуа­ции.

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кре­дит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка (преподавателя), что именно ваша фир­ма достойна кредитования. В речь необходимо включить сле­дующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состоя­ние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перс­пективы; источники финансирования.

Коммерческий проект, набравший максимальное количе­ство баллов (из 10 возможных), получает кредит.

4. Проведите ролевую игру «Благотворитель­ность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.

Ораторы — представители благотворительных организа­ций — выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие — по выбору выступающего), убеждая пожерт­вовать деньги на какой-либо проект — частная школа, коммер­ческий банк, рок-концерт и др. После выступления каждого оратора слушатели жертвуют определенную сумму денег —- 10, 30 или 60 рублей (сумма записывается на листке бумаги). Мож­но жертвовать только эти суммы.

Побеждает набравший больше пожертвований.

Тема № 6. Публичное выступление (4 ч)

  1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.
  2. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
  3. Словесное оформление публичного выступления.
  4. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Задания для практического занятия

1. Подготовьте воодушевляющую речь на одну из предложенных тем:

— Все еще только начинается...! (Речь по случаю оконча­ния школы, института).

— Две судьбы — одно счастье (Речь по случаю годовщины свадьбы).

— Мир вашему дому! (Речь по случаю бракосочетания).

— Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).

2.Подготовьте небольшое (2—3 мин) выступле­ние по одной из приведенных ситуаций.

Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торже­ственном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодар­ность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите со­здать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить иде­ей духовного и экономического возрождения России.

Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, дости­жения трудового коллектива, вы желаете создать у слушате­лей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудовой энтузиазм.

Занятие 7. Культура речи. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения (2 ч.)

  1. Понятие речевой деятельности.
  2. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие).
  3. Монолог и диалог.
  4. Речевые жанры.
  5. Условия успешного общения.

Задания для практического занятия

1. Проведите ролевую игру. Передайте любую ситуацию общения (знакомство, беседу пациента с врачом, деловой телефонный разговор, интервьюирование, разговор покупателя с продавцом и др.).

2. Подготовьте монологическую или диалогическую речь на актуальную тему.

3. Проанализируйте пример начала информационной речи, приведенной в книге П.Сопера «Основы искусства речи». Скажите, какой прием привлечения внимания использован в нем?

Что такое «политическая деятельность»? «Искусство управ­лять», — скажут одни. «Игра», — скажут другие. «Очковтира­тельство за общественный счет», — скажут третьи. На самом деле политическая деятельность — это общественная деятель­ность, обязывающая деятельность, имеющая, как и большин­ство видов карьеры, свои благородные стороны и свою изнанку.

Каковы шаги человека, избравшего политическую карье­ру? Давайте проследим путь некоего воображаемого X, поста­вившего своей целью сделать политическую карьеру.

4. Составьте тексты, в которых Вы рассказываете об одном и том же событии своим друзьям и официальному лицу.

5. Упражнения № 1-2, с. 36, № 4-5, с. 46.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...