Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по реализации речевых возможностей первоклассников на уроках русского языка




 

Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

В чём же на наш взгляд, состоят пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык).

Планируя урок, нужно чётко представлять себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

. Цель планируется как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).

. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планируется нестандартное начало урока:

Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.

Скажи наоборот: холодно -; сладкий -; близко -.

Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.

Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.

. Продуманность отбора материала:

Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.

Обязательное введение новых слов: минимум -1, максимум - 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.

Введение в урок пословиц и поговорок - сокровищниц русской народной речи и народной мудрости - необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащается урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».

Необходимо учить строить свободные высказывания. Для этого: а) предлагается составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам; б) проводить игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»; в) ставить вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»; г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому необходимо тщательно готовиться к уроку, продумывать ход изложения материала, вопросы к учащимся, работать над точностью формулировок. Контролировать речь учащихся, исправлять недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.

. Об оценивании. Стараться работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учить оценивать речь товарища, тем самым подводить к самооценке.

Во-вторых, на наш взгляд, одна из важнейших задач сегодняшней школы - обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно - эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова.

Придерживаться позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях.

 


Заключение

 

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко - забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности - это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это - орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.

 


Список литературы

 

1. Баксанский О.Е. Развивающее обучение: обоснование и реализация // Наука и школа.- № 1- 2009. - С.19-25.

2. Бейзеров В.А. Развивающее обучение // Образование в современной школе. - 2008. - № 12. - С. 48-51.

.  Блинова Е.Р. Преподавание в начальных классах: психолого-педагогическая практика // Образование в современной школе. -2007. - №11. - С. 21-31.

.  Ермаков Д.С. Учить школьников аудированию // Педагогика, - 2008. - № 10. - С. 33-38.

5. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически: Учебник. - М.: Гардарика, 2005. - 432 с.

6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды: Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 664.с.

.  Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 160с.

8. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: Мысль, 2009. - 318 с.

.  История педагогики и образования: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 313 с.

10. История педагогики: Учебник. - М.: Гардарики, 2007. - 413 с.

.  История педагогики: Учебник. - М.: Издательство «Гардарики», 2007. - 412 c.

.  Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Вектор, 2007. - 144 с.

13. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения: Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.

14. Кларин М.В. Выполнение текстовых упражнении средствами субъектнвизации в I -II классах // Школьные технологии. - 2007. - № 1. - С. 11-24.

15. Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 35-39.

.  Кухарев Н.В. Развитие воображения учащихся на уроках русского языка: Учебник. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 390 с.

.  Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения: Учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 160с.

18. Малафеев Р.И. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2008.-127 с.

.  Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Педагогика, 2008. - 208 с.

.  Махмутов М.И. Опыт организации групповой работы на уроках: Учебник. - М: Велби, 2007. - 480 с.

.  Мельникова Е.Л. Развитие воображения в процессе индивидуализации обучения детей на уроках русского языка // Школа - плюс-минус.- 2009.- № 5.- С. 31-37.

.  Мельникова Е.Л. В мире детских эмоций. - М., 2009. - С. 85- 93.

.  Пассов Е.И. Лингвометодические принципы авторских учебников «Русский язык» для современной начальной школы. - М., 2007. - 133 с.

.  Петунии О.В. Орфографические шпаргалки. Как научить младшего школьника грамотно писать и говорить // Образование в современной школе. - 2008. - № 6. - С. 9-11.

.  Соколов В.Н. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся Педагогическая эвристика: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 247 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...