Ведущая роль редактора. Слагаемые его деятельности
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Оглавление
Введение 1. Ведущая роль редактора. Слагаемые его деятельности 2. Общее и специфическое в редактировании литературы о природе 2.1 Работа редактора над содержанием литературного произведения 2.2 Проверка фактов. Выявление фактических ошибок 2.3 Редактирование краеведческой литературы 3. Редактирование краеведческой литературы на примере произведения В. Свиридова "Многоточие. Путешествие мужчины и женщины в местах обитания тигров и леопардов" 3.1 Описание книги 3.2 Рекомендации по исправлению обнаруженных недочётов Заключение Список литературы Введение
Издание любого типа может увидеть свет только при помощи редактора. Каким бы грамотным и квалифицированным человеком, специалистом своего дела ни был автор, его творение придет к читателю только тогда, когда частичку своего труда, своей души, знаний и профессионального мастерства внесет в его работу редактор. Теория и практика редактирования предусматривает как общие законы работы над текстом, так и специальные правила редактирования произведений различного типа. Целью исследования является выяснение специфики работы редактора над краеведческими изданиями, в частности литературы о природе. Для выполнения цели были поставлены следующие задачи: обозначить роль редактора в подготовке книги к печати, выявить основные аспекты его деятельности; выявить особенности литературы о природе в контексте редакторского анализа: рассмотреть особенности редактирования литературы о природе на примере книги В. Свиридова "Многоточие. Путешествие мужчины и женщины по уссурийской тайге в местах обитания тигров и леопардов", предложить вариант исправления выявленных недочетов.
Предмет данного исследования - краеведческая литература, в частности литература о природе. Объект - книга В. Свиридова, на примере которой рассматриваются особенности работы редактора над литературой о природе. Ведущая роль редактора. Слагаемые его деятельности
Задачи деятельности редактора обусловлены функционированием книги в обществе, удовлетворением читательских потребностей общества в целом и каждой читательской группы в отдельности. Социальная роль книги определила то, что в редакторской практике сочетаются разные виды деятельности. Поскольку редактор работает с произведением и изданием, его деятельность интеллектуальная и материально-практическая. Любая профессиональная деятельность имеет конкретные цели - конечные и промежуточные. В зависимости от целей труд редактора может быть познавательным, преобразовательным, ценностно-ориентационным и коммуникативным. В редакторской практике в целом трудно выделить преобладающий вид деятельности. Познавательная деятельность редактора заключается в изучении разнообразных литературных источников для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, расширения знаний о предмете, отраженном в произведении. Редактор постоянно вынужден расширять границы своих знаний, иначе его труд невозможен, ведь каждое литературное произведение - новое, неповторимое, уникальное как результат творческого труда, и оно требует глубокого изучения "Преобразовательная деятельность связана с усовершенствованием литературных произведений и выпускаемых изданий, редакционно-издательского процесса, методики работы авторов, собственных приемов и методов труда, книгораспространения" [4: 9]. В широком плане она предполагает формирование общественного мнения по актуальным вопросам, повышение общеобразовательного, общекультурного и профессионального уровня читателя.
Ценностно-ориентационная деятельность имеет место при планировании выпуска изданий, выборе тем, авторов, рецензентов, художников, при работе над произведением, оценке и отборе материалов для публикации, при контактах с читателями, работниками издательства, в процессе книгораспространения, в поиске и выборе литературных источников, необходимых для работы. Коммуникативная деятельность определяется прежде всего коммуникативными функциями книги, организационными процессами, контактами с авторами, рецензентами, читателями, работниками библиотек и книжной торговли. Редакционно-издательские функции редактора связаны с подготовкой издания и реализуются в творческой деятельности аналитического и методического характера. Это разработка концепции издания, литературно-аналитическая работа над произведением и аппаратом, творческие контакты с авторами, сотрудниками издательства и типографии. Элементы творческой работы определяются спецификой редакционно-издательского процесса в конкретных условиях и реальной производственной ситуацией. Реальная производственная ситуация зависит прежде всего от исходного качества авторского оригинала и степени готовности произведения к публикации в момент поступления в издательство. Если произведение не требует существенной редакторской обработки, то этапы его совершенствования исключаются. Творческая сущность редакционно-издательских функций редактора обусловлена творческой природой литературного труда, результатом которого является литературное произведение, и сущностными функциями книги как источника и средства интеллектуальной деятельности. Организационно-управленческая функция связана с обеспечением творческих и производственных процессов при работе над произведением и изданием, а также всех видов контактов, существующих в книгоиздании. Цели и задачи организационно-управленческих функций редактора зависят от того, с каким этапом редакционно-издательского процесса они связаны и какие виды деятельности имеют место в данный момент - интеллектуальные или производственные. В числе организационно-управленческих задач - обеспечение внешнего рецензирования, помощи автору, планирование и распределение работ в издательской группе, контроль и проверка выполнения работ, корректировка производственных ситуаций, руководство издательским процессом, консультация, внедрение и использование новых технических средств и др.
Информационная функция обусловлена информационными аспектами всех видов деятельности редактора. Прежде всего, они связаны с информационными функциями книги - литературного произведения и аппарата. Все остальные информационные задачи касаются как собственных исполнительских действий редактора (творческих и производственных), так и всех действий в книжной сфере. Это библиографическая работа, подготовка элементов аппарата, ведение автоматизированного банка данных, необходимых для эффективного книгоиздания, пропаганда и реклама книги и др. Маркетинговые функции редактора реализуются на всех стадиях работы над изданием. По существу они определены решением экономических проблем и проблем представления и сбыта книги. Редактор, разрабатывая, например, концепцию издания, опирается на исследования читательской аудитории и книжного рынка в целом, а впоследствии с концепцией издания связываются иллюстрирование, элементы оформления, полиграфического исполнения (Жарков, 2002). Все функции редактора существуют в комплексной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|