Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Принципы разграничения налоговых и неналоговых доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.




Доходы бюджетов разных уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством и образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. В настоящее время основная часть доходов региональных и особенно местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов и различных видов финансовой помощи. Местные органы власти лишены возможности сколько-нибудь существенно влиять на формирование собственных бюджетных доходов или заранее рассчитывать их объем. В то же время в большинстве регионов значительная часть расходов консолидированного бюджета возложена на местный уровень. Так как поступления от местных налоговых и неналоговых доходов составляют лишь незначительную часть расходов местных бюджетов, возникающий разрыв приходится покрывать за счет дифференцированных нормативов отчислений регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из региональных бюджетов.

Объективная основа распределения доходов по уровням бюджетной системы - структура государственной и муниципальной собственности, разграничение собственности и предметов ведения - полномочий и ответственности - между органами государственной власти Федерации, субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

К важнейшим принципам распределения доходных источников между уровнями бюджетной системы относятся следующие:

а) прогрессивные налоги (например, прогрессивный подоходный налог) должны собираться централизованно. Если такие налоги будут вводиться на децентрализованном уровне, и их ставки будут различаться по территориям, то и у бедных, и у богатых слоев населения появятся стимулы для миграции;

б) в общем случае органы власти регионального и местного уровней должны избегать налогов, имеющих мобильную базу. Децентрализованное управление такими видами налогов может приводить к перемещениям налоговой базы и искажениям в рыночном поведении производителей и потребителей;

в) если налоговая база распределена между территориями крайне неравномерно, то такой налог должен собираться централизованно (налоги на природные ресурсы, сконцентрированные в отдельных регионах страны);

г) децентрализованные бюджеты не должны наполняться за счет налогов, которые «экспортируются» в другие регионы, т. е. оплачиваются их жителями.

Примером такого налога может служить налог с продаж в муниципальном образовании, которое является туристическим центром. Этот налог в значительной степени оплачивается жителями других муниципалитетов, которые не потребляют локальных общественных благ в большом количестве. Они фактически субсидируют местный бюджет, т. е. происходит неоправданное перераспределение ресурсов в пользу населения муниципалитета.

Исходя из данных принципов, доходная часть местных бюджетов должна формироваться в первую очередь за счет налогообложения иммобильных налоговых баз, которыми характеризуются имущественные налоги. Доходы бюджетов верхнего уровня должны пополняться за счет налогов, имеющих выраженную перераспределительную природу, например, за счет прогрессивного налога на доходы.

В контексте вертикального финансового выравнивания необходимо выделить еще один критерий - достаточность доходных источников для покрытия расходных обязательств. Если доходные источники не в состоянии покрыть расходных потребностей соответствующего уровня власти, то возникает вертикальный фискальный разрыв. Основная причина его возникновения – неправильное разграничение налоговых источников между уровнями государственной власти. До тех пор, пока это требование не будет реализовано, необходимо осуществлять дополнительное горизонтальное выравнивание финансового потенциала нижестоящего бюджета. Размеры требуемого финансового выравнивания окажутся тем меньше, чем в большей степени будут соблюдаться принципы и критерии разграничения налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления разных уровней.

Критерии разграничения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней выработаны мировой практикой:

 – стабильность: чем в большей степени налоговые поступления зависят от экономической конъюнктуры, тем выше должен быть уровень бюджетной системы, за которым должен закрепляться соответствующий налоговый источник и полномочия по его регулированию;

 – экономическая эффективность: за каждым уровнем бюджетной системы должны закрепляться налоги и доходные источники, база которых в наибольшей степени зависит от экономической политики данного уровня масти;

– территориальная мобильность налоговой базы: чем выше возможности для перемещения налоговой базы между регионами (муниципалитетами), тем на более высоком уровне бюджетной системы должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки дня централизации данных налоговых поступлений;

– равномерность размещения налоговой базы: чем выше неравномерность (дисперсность) размещения налоговой базы, тем на более высоком уровне должен вводиться соответствующий налог и тем выше предпосылки для централизации таких налоговых поступлений;

– социальная справедливость: налоги, носящие перераспределительный характер, должны быть в основном закреплены за федеральным уровнем власти;

– бюджетная ответственность – сборы, представляющие собой платежи за бюджетные услуги, должны поступать в бюджет органов власти, предоставляющих соответствующие услуги;

– достаточность доходных источников для покрытия расходов.

Теоретически выделяются три основные модели взаимодействия органов власти различных уровней в области формирования налоговых доходов:

а) разграничение полномочий по взиманию налога и закрепление их за определенным уровнем власти. Каждый уровень власти вводит свои собственные налоги и сборы самостоятельно или имеет место неполное разделение прав и ответственности различных уровней власти и управления в установлении налогов, т. е. центральное правительство дает четкий и исчерпывающий перечень различных налогов и сборов, которые могут быть в стране. В отечественных и зарубежных исследованиях встречаются следующие определения этой модели -«один налог - один бюджет», «раздельные» налоги;

б) совместное использование базы налогообложения или модель «разные ставки». Эта модель заключается в том, что виды налогов, их ставки, условия взимания и другие вопросы устанавливаются на общенациональном уровне. Региональные и местные органы определяют ставки налогов в пределах части, зачисляемой в соответствующий бюджет;

в) нормативное разделение между бюджетами разных уровней доходов от конкретных видов налогов, взимаемых по единым ставкам на всей территории страны.

В этом случае в бюджет каждого уровня власти подлежит зачислению законодательно установленная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории исходя из общей для всех плательщиков этого налога ставки. В основе определения конкретных пропорций межбюджетного распределения налогов могут лежать различные критерии: численность населения, в т. ч. его возрастная или социальная структура; географическое положение того или иного региона; состояние его промышленного потенциала, в т. ч. его структурные характеристики и т. п. Конкретные пропорции и порядок распределения налогов могут устанавливаться на различные периоды: пересматриваться ежегодно или носить долгосрочный характер.

В основе второй и третьей моделей лежат совместные налоги, которые распределяются двумя способами: исчисляются по разным ставкам или исчисляются по одинаковым ставкам, но распределяются по разным нормативам. На практике же при построении налоговых систем в экономически развитых странах наблюдается та или иная комбинация этих моделей с учетом экономических, политических, социальных, демографических факторов, включая и особенности национального менталитета.

Погашение задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную уплату налогов и сборов в части отмененных налогов и сборов осуществляется по нормативам зачисления соответствующих налогов и сборов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...