Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение




Только любовью

- как огонь зажигается

Только от огня».

В. А. Сухомлинский

 

Первые годы ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям зависит от этого периода.

Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека.

Уникальность этого периода состоит в том числе в стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания и родителей, и врачей, и педагогов.

Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников, предметов является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего детства, которые помогут ему выработать правильный подход к маленькому ребенку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребенком обеспечивают ему:

· чувство психологической защищенности;

· доверие к миру;

· эмоциональное благополучие;

· формирование базиса личностной культуры;

· развитие его индивидуальности.

Для полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и представляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта.

Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Педагог должен использовать свое воображение, изобретательность, быть творческим и интересным для ребенка, чтобы перешагивая порог дошкольного учреждения, малыш не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, чего раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и с уверенностью шагнул к нам навстречу.

 

Адаптация ребенка к новым социальным условиям

Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и безболезненное привыкание к его условиям.

Адаптация (от лат. – прилаживание, приспособление) – одно из ключевых понятий, используемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, т. е. гармонию с самим собой и окружающим миром.

За основу была взята концепция Д.Винникотта о переходном объекте, отражающем важный психологический процесс в жизни ребенка и приобретающем свою значимость к трем годам. С помощью такого переходного объекта ребенок постенно адаптируется к окружающему миру, этот объект – символ мамы, ведь она не всегда рядом и не всегда делает то, чего так хочется … Кукла, мягкая игрушка, которой можно поиграть, когда захочешь. Воспитатели предлагают родителям приносить любимые игрушки, вещи детей, которые те в свою очередь могут хранить в детском шкафчике или носить с собой.

Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять его нужды, интересы, наклонности, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей.

Работа нашего дошкольного учреждения строится следующим образом:

1) Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение:

- родительское собрание;

- анкетирование родителей;

- консультации с родителями («Как организовать в семье рассматривание альбома «Наш детский сад», «Как привлечь внимание ребенка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми»;

- группа кратковременного пребывания;

- дни открытых дверей;

- свободный режим (в первые дни)

2) Создание необходимых условий:

- комфорт и уют в группах;

- гибкий режим дня;

- индивидуальный подход;

- учет домашних привычек;

- «Блокнот для родителей», в котором родители могут получить заочную консультацию психолога, врача, администрации…

3) Создание предметно-развивающей среды:

- использование нетрадиционных форм (уголки «Здравствуйте, я пришел», «Позвони маме», «Моя семья», «Уединение»);

- побуждение ребенка к общению со сверстниками;

- побуждение ребенка к общению со взрослыми;

- игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки.

Для оптимизации процесса адаптации мы используем следующие приемы:

  • беседы с родителями;
  • анкетирование;
  • наблюдение за ребенком;
  • развивающие игры.

Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с воспитателем.

Результат баллируется. По 14 вопросам выводится средний балл и делается прогноз адаптации:

Готов к поступлению в ДОУ 3 – 2,5 балла легкая адаптация

Условно готов 2,5 – 2 балла средняя адаптация

Не готов 1,9 – 1 балл усложненная адаптация

Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение

 

Фамилия, имя ребенка __________________________________________________

 

Возраст _____________________________

 

 

Вопросы родителям Параметры Баллы
1. Какое настроение преобладает у малыша? Бодрое Раздражительное Подавленное  
2. Как засыпает малыш? Быстро (до 10мин.) Медленно Спокойно Неспокойно  
3. Какова длительность сна? 10ч30 мин ночной сон 2ч 20 мин дневной сон Не соответствует возрасту  
4. Каков аппетит у малыша? Хороший Избирательный Плохой  
5. Как малыш относится к высаживанию на горшок? Положительно Отрицательно  
6. Просится ли малыш на горшок? Просится Не просится, но бывает сухой Не просится, ходит мокрый  
7. Проявляет ли малыш интерес к игрушкам? Проявляет Проявляет иногда Не проявляет  
8. Проявляет ли малыш интерес к действиям взрослых? Проявляет Проявляет иногда Не проявляет  
9. Может ли малыш без посторонней помощи найти себе занятие? Да Нет  
10. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях со взрослыми? Вступает в контакт по собственной инициативе Сам не вступает в контакт  
11. Проявляет ли малыш инициативность во взаимоотношениях с детьми? Вступает в контакт по собственной инициативе Сам не вступает в контакт  
12. Адекватен ли малыш к оценке своей деятельности взрослыми? Да Не всегда Нет  
  Как была перенесена малышом разлука с близкими (если имеется такой опыт) Легко Тяжело  
14. Имеет ли место аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? Да Нет  

 

 

Дополнительно сведения о ребенке получаем в процессе беседы с родителями, а так же в ходе наблюдения за ребенком в первые дни его пребывания в ДОУ. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками.

Наибольшее внимание уделяем особенности протекания процесса адаптации. Для этого на ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления в ДОУ, фиксируется результат наблюдения по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист прилагается к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, если необходимо, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома.

Кроме того, в ходе бесед устанавливаем контакт с родителями, помогаем снять тревогу за ребенка, информируем о протекании адаптационного периода, ориентируем на активное взаимодействие.

В первые дни пребывания ребенка в группе минимальное. Утреннее кормление рекомендуем проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуем в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание на дневной сон проводим на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуем родителям оставить ребенка на 1-2 дня дома (из – за снижения защитных сил организма).

В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитатели:

- используют элементы телесной терапии;

- предлагают ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;

- рассказывают сказки, поют колыбельные перед сном;

- используют игровые методы взаимодействия с ребенком;

- создают у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Данная система работы помогает ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, способствует укреплению детского организма, ранней социализации. Тяжелых случаев адаптации в нашем ДОУ практически не бывает.

 

 


 

                                       
   
   
       
 
 
 
     
 
 
   
     
 
 
 
     
 
 
 
     
 
 
 
 

 


 

 


 


 
 
           
   
   
 


План работы по адаптации детей младшего возраста

Направление и содержание работы Срок. Ответствен. Исполнит.
       
Изучение соответствующей литературы Июнь Старший воспитатель Воспитатели.
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период Июнь Старший воспитатель Воспитатели.
Работа с родителями
Использование видеозарисовки из приема работы с родителями в период адаптации в качестве учебного пособия. Посто-янно Старший воспитатель Воспитатели.
Использование фотоальбомов для предварительного знакомства ребенка с детским садом. Посто-янно Педагог – психолог Воспитатели.
Предоставление родителям папки – передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом «Адаптация. Что это?» Проведение консультации, предоставление анкет для заполнения Посто-янно Старший воспитатель, педагог - психолог Воспитатели, старший воспитатель, педагог – психолог.
Организационные мероприятия по формированию материально – технической базы
Подготовка места для приема детей: · Подбор мебели; · Подготовка дидактического материала в соответствии с возрастом. Оформление приемной: · Вынос новых, ярких игрушек; · Изготовление полочки любимых вещей ребенка; · Изготовление ярких подвесок. Июнь Старший воспитатель, педагог – психолог Воспитатели.
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна (представить фонотеку на совещании при заведующем) До 10 июня Старший воспитатель, музыкальный руководитель Воспитатели.
Подготовка наборов игрушек, кукол бибабо для развлечения детей До 10 июня Старший воспитатель Воспитатели.
Подготовка места для игр с водой и песком (на участке) Июнь Старший воспитатель Воспитатели.
Обеспечение детей играми, в которых задействуются кисти рук Посто- янно Старший воспитатель Воспитатели.
Работа с детьми
Использование для общения с детьми игровых методов взаимодействия Посто- янно Старший воспитатель Воспитатели.
Неукоснительное соблюдение режима дня, смены видов деятельности, сна и прогулок Посто- янно Старший воспитатель Воспитатели.
Обеспечение индивидуальных игр – занятий с детьми разных возрастных групп по их потребностям Посто- янно Старший воспитатель Воспитатели.
Своевременное введение ежедневных игр – занятий с детьми, прошедшими период адаптации Посто- янно Старший воспитатель Воспитатели.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...