Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Только любовью - как огонь зажигается Только от огня». В. А. Сухомлинский
Первые годы ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям зависит от этого периода. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека. Уникальность этого периода состоит в том числе в стремительности развития ребенка, что требует самого пристального внимания и родителей, и врачей, и педагогов. Для детей раннего возраста ориентиром в неизведанном мире взрослых, сверстников, предметов является педагог. Современный воспитатель должен владеть знаниями особенностей раннего детства, которые помогут ему выработать правильный подход к маленькому ребенку. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребенка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребенком обеспечивают ему: · чувство психологической защищенности; · доверие к миру; · эмоциональное благополучие; · формирование базиса личностной культуры; · развитие его индивидуальности. Для полноценного развития ребенку совершенно необходимо, чтобы его любили, уважали и представляли практически неограниченные возможности для движения, изучения окружающего мира и приобретения опыта. Нужно обеспечить ребенку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.
Педагог должен использовать свое воображение, изобретательность, быть творческим и интересным для ребенка, чтобы перешагивая порог дошкольного учреждения, малыш не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, чего раньше не видел, а увидев, заинтересовался бы и с уверенностью шагнул к нам навстречу.
Адаптация ребенка к новым социальным условиям Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую для него среду и безболезненное привыкание к его условиям. Адаптация (от лат. – прилаживание, приспособление) – одно из ключевых понятий, используемых сегодня в психологии. Оно подразумевает психическое здоровье личности, т. е. гармонию с самим собой и окружающим миром. За основу была взята концепция Д.Винникотта о переходном объекте, отражающем важный психологический процесс в жизни ребенка и приобретающем свою значимость к трем годам. С помощью такого переходного объекта ребенок постенно адаптируется к окружающему миру, этот объект – символ мамы, ведь она не всегда рядом и не всегда делает то, чего так хочется … Кукла, мягкая игрушка, которой можно поиграть, когда захочешь. Воспитатели предлагают родителям приносить любимые игрушки, вещи детей, которые те в свою очередь могут хранить в детском шкафчике или носить с собой. Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять его нужды, интересы, наклонности, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения режимных процессов с семьей. Работа нашего дошкольного учреждения строится следующим образом: 1) Подготовка ребенка к поступлению в дошкольное учреждение: - родительское собрание; - анкетирование родителей; - консультации с родителями («Как организовать в семье рассматривание альбома «Наш детский сад», «Как привлечь внимание ребенка к игровой среде, как заинтересовать общением с другими детьми и взрослыми»;
- группа кратковременного пребывания; - дни открытых дверей; - свободный режим (в первые дни) 2) Создание необходимых условий: - комфорт и уют в группах; - гибкий режим дня; - индивидуальный подход; - учет домашних привычек; - «Блокнот для родителей», в котором родители могут получить заочную консультацию психолога, врача, администрации… 3) Создание предметно-развивающей среды: - использование нетрадиционных форм (уголки «Здравствуйте, я пришел», «Позвони маме», «Моя семья», «Уединение»); - побуждение ребенка к общению со сверстниками; - побуждение ребенка к общению со взрослыми; - игры – занятия, игры – упражнения, игры – инсценировки. Для оптимизации процесса адаптации мы используем следующие приемы:
Для определения готовности детей к поступлению в детский сад и прогноза составляется карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы с воспитателем. Результат баллируется. По 14 вопросам выводится средний балл и делается прогноз адаптации: Готов к поступлению в ДОУ 3 – 2,5 балла легкая адаптация Условно готов 2,5 – 2 балла средняя адаптация Не готов 1,9 – 1 балл усложненная адаптация Карта готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________
Возраст _____________________________
Дополнительно сведения о ребенке получаем в процессе беседы с родителями, а так же в ходе наблюдения за ребенком в первые дни его пребывания в ДОУ. Уже в процессе первых наблюдений можно получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребенка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками. Наибольшее внимание уделяем особенности протекания процесса адаптации. Для этого на ребенка заводится индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления в ДОУ, фиксируется результат наблюдения по выделенным критериям. По окончании адаптационного периода адаптационный лист прилагается к карточке наблюдения за развитием ребенка. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания ребенка к ДОУ и наметить ряд профилактических и, если необходимо, коррекционных мероприятий для облегчения адаптационного синдрома. Кроме того, в ходе бесед устанавливаем контакт с родителями, помогаем снять тревогу за ребенка, информируем о протекании адаптационного периода, ориентируем на активное взаимодействие. В первые дни пребывания ребенка в группе минимальное. Утреннее кормление рекомендуем проводить дома. Для детей, у которых уже сформировался ряд отрицательных привычек, рекомендуем в первые дни приходить только на прогулку. Укладывание на дневной сон проводим на шестой день пребывания в детском саду. На девятый день рекомендуем родителям оставить ребенка на 1-2 дня дома (из – за снижения защитных сил организма).
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитатели: - используют элементы телесной терапии; - предлагают ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой; - рассказывают сказки, поют колыбельные перед сном; - используют игровые методы взаимодействия с ребенком; - создают у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы. Данная система работы помогает ребенку легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, способствует укреплению детского организма, ранней социализации. Тяжелых случаев адаптации в нашем ДОУ практически не бывает.
План работы по адаптации детей младшего возраста
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|