Упражнение «Правила нашей группы»
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Ведущий. Правила регламентируют формы общения в группе. Нам предстоит обсудить общепризнанные правила и выбрать какие-то для своей группы. Участникам дается право убирать и добавлять правила. Все правила записываются на большом листе ватмана и помещаются на доске (стенде, наборном полотне, стене и т.д.). Анализ упражнения • В какой степени предложенные правила ясны участникам? • Какие из новых правил оказались полезными, а какие обременительны? • Стоит ли принимать дополнительные правила или следует ограничиться традиционными? Упражнение «Мое настроение» (1-я часть) Ведущий. Сейчас я попрошу вас взять карандаши, лист бумаги и нарисовать картину, которая соответствует вашему сегодняшнему состоянию, настроению. По окончании рисования проводится демонстрация получившихся рисунков. Ведущий подытоживает общий настрой группы и фиксирует различные проявления настроения участников, выразившиеся в подборе цвета, элементах рисунка и т.д. Таким образом, мы можем сказать, что подсчитать количество адаптационных периодов точно невозможно и испытывать процесс адаптации каждый человек может в течение одного дня не один раз. Но можно выделить следующие, наиболее яркие. Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом. Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации? Идет обсуждение. В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду. В яслях этот период не должен превышать 7–10 дней, в саду для детей в возрасте 3–4 лет — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.
Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду? Идет обсуждение. Родителям следует помнить и неуклонно соблюдать несколько правил. Это поможет избежать серьезных проблем и психологических нарушений у ребенка. Упражнение «Ситуация» Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы. Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберет его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придет. Но мамы не было. А вместо нее появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушел без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведет. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.
Вопросы • Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду? • Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой? • Как бы поступили вы на ее месте? Игры «По дороге в детский сад» Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть. 1. «Все круглое (квадратное, треугольное)» Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути. 2. «Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1. 3. «Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д. 4. «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад. 5. «Загадки» По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?» Упражнение «Мое настроение» (2-я часть) Участникам предлагается на новом листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению. Анализ упражнения • Что изобразили и почему? • Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена? Обратная связь Ведущий предлагает родителям один из вариантов обратной связи По окончании письменного оформления впечатлений ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях. Психофизиологические реакции ребенка в период адаптации • Беспокойство • Страх • Заторможенность (повышенная возбудимость) • Капризность • Раздражительность • Упрямство Гораздо труднее и дольше адаптируются дети: • являющиеся единственными в семье; • чрезмерно опекаемые родителями или бабушками; • привыкшие к тому, что их капризам потакают; • пользующиеся исключительным вниманием взрослых; • не имеющие элементарных навыков самообслуживания; • неуверенные в себе; • страдающие ночными страхами; • эмоционально неустойчивые;
• пережившие психологическую травму; • с ярко выраженными деффектами (в более старшем возрасте); • чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
Памятка для родителей №1 Правила для родителей в период Правило 1. Учитывайте возраст и эмоциональную привязанность ребенка. Правило 2. Выделяйте положительные моменты в посещении ребенком детского сада, чтобы он шел туда с желанием. Правило 3. Ваши собственные детские воспоминания могут пробудить у ребенка желание посещать детский сад. Правило 4. Подготовительный период должен начаться задолго до первого дня посещения группы детского сада. Правило 5. Приучайте ребенка к режиму детского сада постепенно. Правило 6. Приучайте ребенка к самостоятельности. Правило 7. Любя, не воспитывайте эгоиста. Правило 8. Предоставьте ребенку возможность эмоциональной разрядки. Памятка для родителей № 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|