Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нравственность и семейные ценности!




МОЛОДЕЖЬ – ЗА ЖИЗНЬ,

НРАВСТВЕННОСТЬ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ!

Беседы с молодежью

по семейному и духовно-нравственному воспитанию

 

 

Беседа 1.  Смысл жизни

«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха,

а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

Альберт Эйнштейн

Вопрос смысла жизни занимал людей во все времена и в разных государствах. Зачем дана жизнь? В чем смысл жизни человека? Может жизнь есть просто бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?

Смысл жизни присущ только человеку. В отличие от животных, человеку присуща не только телесная сфера – сфера инстинктов, душевная, эмоциональная сфера, но и духовная сфера – сфера идей, мировоззрений, смысла, творчества.

Смысл жизни – это глобальное и постоянное направление всех жизненных устремлений и целей, он пронизывает все начинания, поступки, дела и цели и не уничтожается по мере их достижения, это особая стратегическая цель (девиз, кредо), которая образует из индивидуума цельную личность.

Когда в поступках и действиях человека отсутствует смысл, это автоматически сказывается на качестве самой его жизни. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия.

Существуют некоторые ложные представления о смысле жизни.

Миф N 1: Смысл жизни – быть богатым. Некоторые люди сосредотачиваются на достижении материального благополучия, наивно полагая, что богатство, в конечном счете, может привести их к счастью. Это извращенный смысл. Жить ради того, что является лишь средством жизни, противоестественно. Ошибка заключается в том, что радости, доставляемые материальными благами, имеют свойство притупляться. Т. е. материальные потребности в принципе не насыщаемы. Кроме того, привязанность человека к одним лишь материальным ценностям – это своего рода болезнь.

Миф N 2: Потребление и удовольствия как смысл жизни. Культ удовольствия царит в современном обществе. Везде мы слышим, видим, читаем призывы жить в свое удовольствие, брать от жизни все, ловить момент удачи…

С культом удовольствия теснейшим образом связан культ потребления. Для того чтобы получить удовольствие, мы должны что-то купить, выиграть, заказать. Потом потребить это, и все заново… Нам начинает казаться, что смысл жизни в том и заключается, чтобы пользоваться тем, что повсеместно рекламируется.

Тем не менее, испробовав к определенному возрасту все мыслимые удовольствия, человек пресыщается и чувствует, что, несмотря на разнообразные наслаждения, жизнь его пуста и в ней чего-то важного не хватает. Чего же? Все того же с мысла. Ведь в удовольствии смысла не найти, хотя бы потому, что оно проходит и, следовательно, перестает быть наслаждением. Любая потребность удовлетворяется лишь на определенное время, а потом заявляет о себе снова и снова, причем с новой силой. П отребности всегда растут пропорционально степени их удовлетворения. Более того, есть опасность, что удовольствия, по мере возрастания могут привести к извращениям. Все это напоминает ослика, бегущего за привязанной впереди морковкой: хотим поймать, а догнать не можем...

Итак, если серьезно задуматься, то очевидно, что удовольствие не может быть смыслом жизни. Вполне естественно, что человек, считающий своей целью в жизни получение удовольствий, рано или поздно приходит к серьезному душевному кризису.

Швейцарский психолог Карл Юнг говорил, что бОльшая часть его пациентов – это люди, утратившие смысл жизни. Самое интересное, что психологическое объяснение массовости потери смысла жизни он видел в рационализме и потребительском характере западной цивилизации, блага которой многие ставят во главу угла. То есть, как сказал великий французский писатель Ромен Роллан, «если эгоистическое благополучие – единственная цель жизни, жизнь быстро становится бесцельной».

 

Как же обрести смысл жизни? В чем черпать духовные силы?

Приносить благо другим вот ответ на этот вопрос.

1. В 1942 году известный австрийский психотерапевт Виктор Франкл был брошен немцами в концлагерь. Будучи тяжелобольным, он работал над своей книгой по психотерапии, как психолог, помогал людям. Именно это, по его словам, и помогло ему выжить. «В концентрационном лагере, – пишет он, – мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя, как свиньи, в то же время другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности. И то, какая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от внешних условий».  Франкл выжил, почти единственный из всей многочисленной родни. После войны опубликовал свою книгу, в которой предложил особый подход к поиску смысла жизни, основанный на философии человеческой ответственности: если ты знаешь, ради кого и ради чего живешь и сражаешься, тогда ты находишь силу преодолевать любые препятствия. Хотя смысл жизни каждого уникален, существуют универсальные ценности, которые всегда делают жизнь осмысленной.

2. Есть такое понятие как «служение». Оно часто упоминается как «профессиональное служение» в отношении определенного круга профессий, тесно связанных с работой с людьми, таких как учитель, врач, спасатель. Но все мы живем в обществе и тесно взаимодействуем, поэтому служение не ограничивается только профессией. Служение - это посвящение своих сил, талантов, времени, а иногда и жизни Богу, ближнему, семье, Отечеству. Служение – это образ жизни, противоположный эгоистичному, альтернатива обществу потребления.

Ярким примером служения людям может быть жизнь известного врача-хирурга, доктора медицинских наук, профессора, богослова, Епископа Русской Православной Церкви святителя Луки Крымского (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого). Он с детства увлекался живописью и собирался поступать в Академию художеств в Петербурге. Даже подал туда документы. Однако решил, что не имеет право делать то, что нравится, что больше послужит людям и облегчит страдания ближнего, если станет врачом, и поэтому полностью посвятил себя медицине.

«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное», - говорил Платон.

3. Тема смысла жизни интересовала людей во все времена и в разных государствах. Наши предки считали, что тело смертно, а душа человека живет вечно, поэтому смысл жизни они видели не в ублажении тела, а в воспитании души. Они представляли жизнь как школу для души. Жизнь дана нам для того, чтобы образовывать свою душу, научить ее любить по-настоящему, научить ее видеть в окружающем мире добро, воспринимать и творить его.

Духовное развитие – это ежедневная работа над самим собой, самосовершенствование, сознательный контроль чистоты своих действий и мыслей.

 

Есть такая притча. Некий очень богатый человек, пресытившись благами мира, захотел найти смысл существования. Он обратился с вопросом к своему старенькому воспитателю, и тот предложил пойти в пустыню к монахам, те, мол, ближе к Богу, и знают больше. Они пошли и сбились с пути. Изнуренные зноем и тяготами дороги, они обнаружили, что вода на исходе. Старик уже совсем изнемог от жажды и просил своего воспитанника оставить его в пустыне, а оставшуюся воду взять себе. Молодой человек вспомнил всю ту заботу и любовь, которую видел от своего воспитателя, и влил ему в уста всю воду, не дав старику умереть от жажды. И в это время впервые за многие годы он почувствовал радость, без которой так долго томился. Он понял, что жить – это значит отдавать, жертвовать, проще говоря, любить. Он взял старика на руки и пошел обратно. «Куда мы? » – спросил наставник. – «Назад, домой, – ответил юноша. – Я понял смысл жизни».

 

В зависимости от того, какое значение человек придает своим поступкам, от того, почему и ради чего их совершает, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл. Об этом рассказывает следующая притча.

Один путешественник встретил рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой. «Что ты делаешь? » — спросил его путешественник. «А ты разве не видишь? Везу кирпичи», — ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал: «Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает. «Строю кафедральный собор», — был ответ.

 

Подытожив все сказанное, можем сделать вывод: смысл жизни – это то, что собирает воедино душевные силы человека РАДИ творения им блага во имя других. Это стратегическая цель, образующая цельную духовную личность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...