Роль кабинета иностранных языков в реализации индивидуально-личностного подхода.
Анализ современных воспитательных систем показывает, что только в той, где обеспечивается развитие личностных качеств, ребенок рассматривается как общечеловеческая ценность, а личность ребенка и личность педагога являются главным мерилом наличия и развития гуманной образовательной системы. Основными направлениями и ориентирами в работе педагога должны стать: установление и развитие межличностных контактов на уровне «учитель – ученик»; уважение самооценки личности ученика; вовлечение детей во все виды деятельности для выявления их способностей и качеств характера; создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программ обучения и воспитания. [9] Для успешного процесса обучения учитель, как правило, должен привлекать своих учеников к оформлению кабинета, учитывать индивидуальные пожелания и творческие предложения в изменении имиджа класса. Можно устроить голосование или провести творческий конкурс на тему: «Каким вы хотите видеть кабинет иностранного языка?». Необходимо изучать и учитывать основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, так как именно темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения ребенка, его основных чертах. Вряд ли холерика устроит в кабинете иностранного языка тесное пространство, а меланхолика темные массивные шторы на окнах. [2] В отношении холерика учитель вырабатывает программу, в которой основное внимание обращается на требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля, саморегуляции.
Для сангвиника преподаватель планирует задания с учетом его интересов, привлекает к активной деятельности, поддерживает оптимистическое состояние духа. По отношению к ученикам с флегматическим темпераментом педагог не должен делать поспешных выводов, должен стараться направлять их действия во время выполнения задания. Особое внимание следует обратить на меланхоликов. Для таких учащихся следует создавать условия, которые вызвали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих успешному процессу обучения. В настоящее время у педагогов не вызывает сомнения целесообразность подхода к личности обучаемого как центральному звену учебного процесса. Такой подход предполагает дифференциацию обучения, при которой уточнение основных компонентов учебного процесса (содержания, организационных форм, средств обучения и др.) осуществляется прежде всего с учетом особенностей личности учащегося. И поэтому вопрос выявления этих особенностей (или признаков, как они называются в ряде психологических исследований) относятся к одним из самых главных. [31] В процессе дифференцированного обучения иностранному языку учитываются, как правило, следующие признаки учащихся: а) обучаемость, которую определяет характер психических процессов (таких, как, память, восприятие, мышление и т.д.); б) обученность, т.е. уровень знаний и умений; в) работоспособность, трудолюбие, здоровье; г) уровень познавательной самостоятельности и активности; д) темп продвижения; е) отношение к учению, мотивация (познавательные интересы, потребности, эмоции и т.д.); ж) характер волевого развития; з) темперамент; и) возраст и др. Важным, однако, является не только вопрос, какие признаки учащихся необходимо учитывать, но и вопрос, как, каким способом выбирать данные признаки, ибо это предопределяет методическую позицию педагога и практическую реализацию дифференцированного подхода к преподаванию иностранного языка.
Классификация указанных способов выбора включает следующую градацию: [2] 1) Выбор совокупных признаков. Под этими признаками понимается набор, непосредственно не связанных между собой особенностей учащихся. Чтобы пояснить это утверждение, можно привести несколько примеров таких наборов: а) уровень языковых знаний и индивидуальные особенности обучаемых; б) интеллектуальность и мотивация; в) общеобразовательный уровень, уровень языковых знаний, мотивации и эмоциональные особенности; г) психологическая комфортность в учебной группе и стремление использовать любую возможность для говорения на изучаемом языке; д) возраст, пол, когнитивные стили и мотивации. 2) Выбор интегральных признаков. В качестве таковых выступают когнитивные типы (или стили учебной деятельности) учащихся. Как утверждают психологи, существуют два когнитивных типа обучаемых: а) поленезависимые люди, которые легко освобождаются от поля, или фона, окружающего какую-либо фигуру, восприятие которых носит целостный характер; б) полезависимые люди, с трудом отделяющие фигуру от фона, обладающие дробным восприятием. Считается, что такому делению аналогично по своей методической сути рассматриваемое в нейтролингвистических исследованиях разграничение роли правого и левого полушарий мозга в изучении иностранного языка. При этом разграничении отличаются следующие характерные особенности учащихся: с доминированием правого полушария – зрительная и слуховая память, решение интуитивных задач, освоение оценочных, переносных значений лексических единиц и т.д.; с доминированием левого полушария – вербальная память, решение логических задач, освоение буквальных, прямых значений лексических единиц и т.д. 3) Выбор комплексных признаков. Эти признаки связаны с психологической структурой личности, под которой обычно понимают устойчивый набор (комплекс) систематизированных психологических качеств (свойств) обучаемого. 4) Выбор иерархических признаков. В качестве указанных признаков предлагается рассматривать иерархию социально-педагогических, социально-психологических и биологических признаков учащихся. Поскольку иерархические признаки являются нашим дополнением к существующей градации выбора свойств учащихся, следует рассмотреть эти признаки более подробно.
Представители социальной теории, опираясь на работы Б. Скинера и других ученых, считают важным в развитии человека только влияние социальной среды. Сторонники биологической теории, идеи которой восходят к работам Ж.Пиаже, полагают что развитие человека предопределено врожденными задатками, наследственностью, природными особенностями нервной системы. Однако, по нашему мнению, именно сочетание социальных, психологических и других особенностей обучаемого определяет успех в овладении иностранным языком. [31] Последовательное рассмотрение социально-педагогических, социально-психологических, индивидуально-психологических и биологических признаков учащихся позволяет, как мы думаем, проводить поэтапную дифференциацию обучения иностранному языку. Это значит, что преподаватель получает возможность учитывать признаки учащихся постепенно – сначала наиболее общие свойства (тип обучаемых, их профессиональную ориентацию, национальность и др.), а затем наиболее частные свойства (индивидуальные особенности интересов обучаемых, специфические характеристики их памяти; мышления и др.). Мы считаем, что именно выбор иерархических признаков является достаточно обоснованным теоретически в силу полноты охвата свойств обучаемого и их системного представления. А главное, выбор иерархических признаков оказывается достаточно легко реализуемым на практике, ибо, как уже говорилось, он позволяет постепенно, поэтапно учитывать признаки обучаемых. 5) Выбор отдельных признаков. Примером такого выбора могут служить интеллектуальные тесты, занимающие существенное место в зарубежной педагогике. С помощью этих тестов определяют, как правило, коэффициент умственного развития и проводят соответствующие разделение учащихся. Подобные тесты при разумном их применении приносят определенную пользу. Иногда при дифференцированном обучении иностранному языку учету подлежат и такие отдельные признаки учащихся, как возрастной фактор, интересы обучаемых, мотивация, установки, образ «я» и др. [2]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|