Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррегирующий уход за психическими больными




 

Работа медицинского персонала в условиях психоневрологических учреждений отличается от таковой в других больницах и имеет ряд особенностей. Эти особенности обусловливаются главным образом тем, что многие психически больные не понимают своего болезненного состояния, а некоторые вообще не считают себя больными. Кроме того, у больных с расстроенным сознанием может наблюдаться резкое двигательное возбуждение. В связи с этим к медицинскому персоналу в психиатрических больницах предъявляют особые требования: постоянная бдительность, выдержка и терпение, находчивость, чуткое, ласковое отношение и строго индивидуальный подход к больным. Большое значение имеет согласованность в работе всего коллектива сотрудников отделения и больницы.

Знание всех деталей по уходу и надзору за психически больными является совершенно необходимым условием работы медицинской сестры в психиатрической больнице. Прежде всего, следует остановиться на том, каким должно быть поведение медицинского персонала в отделении психиатрической больницы и отношение его к психически больным.

Во-первых, медицинская сестра обязана хорошо знать не только всех больных отделения по фамилии, имени и отчеству, но и в какой палате каждый находится, каково его психическое состояние на текущий день, знать общее число больных в отделении и причину отсутствия некоторых из них в отделении. Необходимо обращать особое внимание на больных, нуждающихся в специальном наблюдении и уходе. Об этом медицинская сестра узнает при обходе отделения, который делает врач, из сестринских дневников и на пятиминутках. Во-вторых, необходимо точно узнать все назначения, сделанные врачом, и строго выполнять их в указанное время.

Обращение со всеми больными должно быть серьезным, вежливым, приветливым и участливым. Думать о том, что больные этого не понимают и не ценят, - глубокое заблуждение. Однако не следует переходить и в другую крайность: быть чрезмерно ласковым, слащавым в обращении с больными, разговаривать с ними заискивающим тоном. Это может раздражать и волновать их. Нельзя отдавать явное предпочтение и уделять особое внимание одному из больных и пренебрежительно относиться к другим. Это также не остается незамеченным и вызывает справедливое недовольство.

Необходимо следить за деловой обстановкой в отделении за выполнением установленного режима дня, избегать громких разговоров персонала и пациентов, так как тишина – важное и необходимое условие при лечении нервно-психических больных.

Медицинский персонал обязан быть опрятным и подтянутым. Халат должен быть чистым и хорошо выглаженным, застегнутым на все пуговицы. на голове следует носить белую косынку, убирая под нее волосы. Медработникам мужчинам рекомендуется надевать на голову белую шапочку. Женскому персоналу беспокойного отделения во время работы нельзя носить бусы, серьги, брошки и др., так как все это мешает при удержании возбужденного больного и может быть сорвано им.

В тех случаях, когда у больных начинается двигательное или речевое возбуждение или вообще наступает резкая перемена в состоянии, медицинская сестра обязана срочно поставить об этом в известность лечащего или дежурного врача. Среднему медицинскому персоналу не разрешается самостоятельно назначать лекарства или процедуры, перемещать больных из одной палаты в другую или даже в пределах одной и той же палаты.

Запрещаются посторонние разговоры в присутствии больного, даже если больной полностью безучастен ко всему окружающему. Иногда такой больной после окончания курса лечения рассказывает о том, что в его присутствии медицинские сестры или няни вели разговоры на самые посторонние темы, выслушивать которые ему было крайне тягостно, но он не мог говорить и двигаться, например, при кататоническом ступоре. Посторонние разговоры персонала не менее тяготят больных, находящихся в депрессивном и тоскливом состоянии. Больные же с бредовыми идеями отношения или самообвинения в этих разговорах нередко усматривают ряд "факторов", которые, на их взгляд, имеют прямое отношение к ним. Это может усилить беспокойство больных, нарушить контакт с медицинским персоналом. Такие больные начинают подозрительно относиться к медицинской сестре, прекращают прием лекарств из ее рук. В таких случаях говорят, что больной "вплетает" окружающих в свой бред.

В присутствии больных нельзя обсуждать состояние здоровья кого-либо из них, говорить о его заболевании, высказывать суждение о прогнозе. Категорически запрещается смеяться над больными, вести беседу в ироническом, шутливом тоне.

Нередко больные с бредовыми идеями высказывают различные предположения о причине своего пребывания в больнице, жалуются на то, что их не лечат, а все якобы делают для того, чтобы избавиться от них, умертвить. В этих случаях надо внимательно и терпеливо выслушать больного. Не следует стремиться во что бы то ни стало разубедить больного, но нельзя и соглашаться с его бредовыми высказываниями. Чаще всего в этих случаях приходится говорить больному о том, что все его предположения неправильны, опасения совершенно необоснованы и что ему необходимо лечиться, так как он болен. Больной, как правило, не удовлетворяется этим ответом и тут же задает вопрос о сроке его выписки из больницы. С этим вопросом следует рекомендовать обратиться к лечащему врачу. Говорить же о точных сроках выписки при лечении психических заболеваний, как правило, очень трудно, так как в процессе лечения может понадобиться дополнительное время для проведения тех или иных мероприятий или же может наступить ухудшение в состоянии здоровья. О сроках выписки нужно говорить лишь приблизительно, с тем, чтобы потом не возникало никаких споров, конфликтов. Лишь за несколько дней до выписки можно назвать точную дату.

Иногда, для того чтобы успокоить больного, медицинская сестра обещает ему очередное свидание с родными, разговор по телефону, но потом не выполняет обещания, т.е. обманывает больного. Это совершенно недопустимо, так как больной теряет доверие к медицинскому персоналу. В случае, если невозможно прямо и конкретно дать ответ на тот или иной вопрос, следует перевести разговор на другую тему, отвлечь больного. Не рекомендуется также обманным путем помещать больного в стационар. Это затрудняет в дальнейшем контакт с ним, он надолго становится недоверчивым, ничего не рассказывает о себе, о своих переживаниях, а иногда становится озлобленным.

Не следует бояться больных, но не нужно бравировать излишней храбростью, так как это может привести к тяжелым последствиям. Приведем пример, свидетельствующий о том, что нельзя пренебрегать осторожностью в общении с психическим больным. Во время беседы больной, находящийся в бредовом состоянии, обратился к одному из молодых врачей и предложил ему выйти с ним в коридор для разговора с глазу на глаз. Поведение больного указывало на бредовое отношение к врачу. Больной и врач, вопреки советам остальных сотрудников, вышли в коридор, и больной сразу же напал на врача и нанес ему несколько ударов.

Следует помнить о возможных внезапных (импульсивных) агрессивных поступках больных, направленных против персонала или других больных. Вообще же, агрессивные действия больных в отношении медицинского персонала – явление редкое. Ни в коем случае нельзя озлобляться, обижаться на больных за их агрессивные намерения или действия, которые связаны с болезнью. По выздоровлении часто можно слышать, как больной просит извинить его за поведение в прошлом.

В случае, если среди больных возникла ссора или драка, медицинская сестра должна принять срочные меры к тому, чтобы развести больных (для этого необходимо пригласить санитаров, можно прибегнуть к помощи сознательных больных), и сейчас же сообщить об этом врачу. Не следует в присутствии больных оправдывать поведение одного или обвинять другого.

Больные часто обращаются к персоналу с различными просьбами. Многие из них вполне выполнимы. Однако, прежде чем это сделать, нужно учесть все возможные последствия, т.е. быть осторожным. Например, больная шизофренией с бредовыми идеями физического воздействия и отравления после проведенного курса лечения стала чувствовать себя значительно лучше, но бред полностью не исчез, что она тщательно скрывала (диссимулировала). Вечером эта больная попросила у медицинской сестры английскую булавку, для того, чтобы продернуть резинку. Булавку она получила. Вскоре после этого вызванный врач обнаружил у больной повреждение лица, так как она пыталась себе "застегнуть" рот, с тем, чтобы ночью ей "не открыли его и не насыпали ядовитых веществ".

Больные часто пишут различные письма, заявления, жалобы в различные учреждения. В этих письмах они излагают все свои "мытарства", требуют, чтобы их обследовала комиссия, и др., поэтому перед отправлением все письма, написанные больными, должны быть прочитаны медицинской сестрой или врачом. Письма, которые по своему содержанию носят явно болезненный характер или имеют какие-либо нелепые высказывания, отправлять не следует. Эти письма медицинская сестра должна передать врачу. Письма и записки, поступающие в отделение, перед тем, как их раздать больным, тоже должны быть прочитаны. Это делается для ограждения больного от тех или иных травмирующих известий, которые могут ухудшить состояние его здоровья. Передачи больным (продукты и вещи) следует тщательно просматривать, чтобы родственники и знакомые умышленно или без умысла не передали больному то, что может быть ему противопоказано или даже опасно для него, например лекарства (особенно наркотики), спиртные напитки, иголки, лезвия для бритья, ручки, спички.

Медицинская сестра детально должна знать обязанность санитаров и следить за их работой, помнить о недопустимости снятия санитарного поста без обеспечения замены. Новой смене санитаров, поступающей на пост, медицинская сестра должна дать указания, какие больные нуждаются в строгом надзоре, особенно в уходе. К таким, чаще всего, относятся больные в депрессивном состоянии, с галлюцинациями, с бредом, особенно с бредом физического воздействия и преследования, больные эпилепсией с частыми припадками или с периодическими приступами расстройства сознания, физически слабые больные, отказывающиеся от еды, и др. Самый бдительный надзор и наблюдение за такими больными – лучшее средство избежать несчастных случаев (самоубийств, самоистязаний, побегов, нападения на окружающих). Эти больные ни на минуту не должны исчезать из поля зрения санитаров. если больной с мыслями о самоубийстве накрывается одеялом с головой, необходимо подойти к нему и открыть лицо, так как бывают случаи попыток к самоубийству под одеялом. При измерении температуры нужно внимательно следить, чтобы больной не нанес себе повреждения градусником или не проглотил бы его с целью самоубийства. Если больной направился в туалет, то санитар должен незаметно следить через окошечко за его поведением. Надзор не должен ослабевать ни днем, ни ночью; в палате, куда обычно помещают таких больных (наблюдательная палата), в ночное время должен быть достаточный свет.

При выдаче лекарств нельзя отходить от больного до тех пор, пока он не примет их, так как некоторые по тем или иным мотивам не желающие лечиться (бредовое толкование, страх, негативизм), получив порошок или таблетку, выбрасывают их или накапливают, с тем, чтобы принять большую дозу одномоментно с целью самоотравления. Если возникают подобные подозрения, нужно осмотреть вещи и постель больного, что, впрочем, следует время от времени делать в отношении многих больных. Осмотр вещей, чтобы не оскорбить и не обидеть больного, надо производить в часы прогулок или во время пребывания больного в ванне. В случае необходимости произвести срочный осмотр больному предлагаю принять ванну или приглашают его в кабинет врача для беседы.

Больные, склонные к самоубийству, иногда собирают во время прогулок в саду кусочки стекла, металла, гвозди, поэтому санитары должны внимательно следить за их поведением. Территорию надо систематически тщательно убирать. Больные не должны иметь при себе спичек. Спички для курящих хранит санитар. При этом необходимо тщательно наблюдать, чтобы больной не бросил горящую папиросу на постель или же не нанес себе ожоги, что иногда делают больные в депрессивном или бредовом состоянии.

У больных не должно быть длинных карандашей, перочинных ножей, заколок, шпилек.

Бритье больных производит парикмахер в присутствии санитара, для этого лучше пользоваться безопасной бритвой. Эти меры предосторожности необходимы потому, что бывают случаи, когда больной выхватывает бритву из рук персонала и наносит себе тяжелое повреждение. Во время еды ножи и вилки больным не выдают. Пищу приготовляют заранее таким образом, чтобы ее можно было есть, пользуясь лишь ложкой. Буфет, где хранятся ножи и другие предметы, должен быть всегда закрыт на замок. Входить в буфетную больным не разрешается.

В отделениях, как правило, бывают беспомощные больные, за которыми необходим самый тщательный систематический уход. К этой группе относятся больные с кататоническим и депрессивным ступором, с тяжелыми органическими поражениями головного мозга при наличии параличей или глубокого слабоумия, физически слабые больные и др. Они часто не могут самостоятельно есть, их нужно кормить и поить из рук. Физически слабым больным, а также в случаях расстройства глотания пищу надо давать преимущественно жидкую, небольшими порциями, не торопясь, так как больные легко могут поперхнуться. Необходимо следить за чистотой белья и постели. периодически с этой целью следует подкладывать больным судно. Для освобождения кишечника применяют очистительные клизмы. Больных, которым разрешено вставать, нужно водить в туалет. В случае задержки мочи (чаще это наблюдается при кататонии) ее надо выпускать при помощи катетера. Важно внимательно осматривать (не менее 1-2 раза в неделю) кожные покровы больных, так как у них легко возникают пролежни, опрелости. Особое внимание надо обращать на область крестца, ягодиц. При появлении первых признаков пролежней – стойкого покраснения кожи – больного следует уложить на резиновый круг, систематически протирать кожу камфарным спиртом. Ротовую полость, особенно если больной не пьет и не ест и его кормят через зонд, следует периодически промывать. Нужно строго следить за чистотой волос (лучше коротко стричь их).

Большого внимания обслуживающего персонала требуют больные, отказывающиеся от еды. Отказы от еды могут иметь различное происхождение: кататонической ступор, негативизм, бредовые установки (идеи отравления, саообвинения), повелительные галлюцинации, запрещающие больному есть. В каждом случае надо попытаться выяснить причину отказа от еды. Иногда после уговоров больной начинает самостоятельно есть. Некоторые больные доверяют кормить себя только кому-нибудь из сотрудников или родственнику. Больные с явлениями негативизма иногда едят, если около них оставить пищу и отойти. Часто помогает введение 4-16 ЕД инсулина натощак, в результате чего усиливается чувство голода. В ряде случаев персоналу удается кормить больного, преодолевая небольшое сопротивление.

Если все принятые меры не приводят к положительным результатам, приходится кормить больного искусственно через зонд. Для проведения этого мероприятия необходимо приготовить: 1) резиновый зонд (диаметр отверстия около 0,5 см, один конец закругленный, с двумя боковыми отверстиями, другой – открытый); 2) воронку, на которую надевают открытый конец зонда; 3) вазелин или глицерин для смазывания зонда перед введением; 4) питательную смесь, в состав которой входит 500 грамм молока, 2 яйца, 50 грамм сахара, 20-30 грамм сливочного масла, 5-10 грамм соли и витамины (питательная смесь должна быть теплой); 5) два стакана кипяченой воды или чая; 6) чистый резиновый баллон; 7) спички; 8) роторасширитель. Когда все приготовят, больного укладывают на кушетку на спину. Обычно больной оказывает сопротивление, так что его приходится удерживать 2-3 санитарам. Конец зонда смазывают вазелином или глицерином и вводят через нос. Обычно зонд без больших усилий хорошо проходит через носовой ход в носоглотку, затем в пищевод и достигает желудка, для этого зонд надо ввести на длину около 50 см. При прохождении зонда в области носоглотки у больного рефлекторно появляются отдельные рвотные движения, кроме того, сам больной может стремиться вытолкнуть зонд. В это время могут быть кратковременные задержки дыхания, больной краснеет, напрягается. В таких случаях рекомендуется на некоторое время прикрыть рот больному и сказать ему, чтобы он дышал через нос и делал глотательные движения. Если у больного появляются затрудненное дыхание, синюшность лица, усиливается возбуждение, зонд надо быстро удалить.

Прежде чем вводить питательную смесь, необходимо окончательно убедиться в том, что зонд находится в желудке. Показателем этого является следующее: 1) больной свободно дышит; 2) пламя горящей спички, поднесенное к воронке, не отклоняется в сторону и через воронку можно прослушать шум перистальтики желудка; 3) введение воздуха в воронку при помощи баллона вызывает шумы в области желудка, напоминающие урчание.

Кормление производят следующим образом. Вначале в воронку вливают около полстакана воды или чая. После этого начинают наливать питательную смесь. Для того, чтобы она не слишком быстро поступала в желудок, воронку не следует держать высоко. Затем в воронку вливают 1-2 стакана кипяченой воды или чая. Зонд нужно удалять быстро, но не резким движением. По окончании кормления больного следует на несколько минут остановить в том же положении, так как иногда он может вызвать у себя рвоту. Для предотвращения рвоты применяют атропин (подкожная инъекция за 10-15 минут до кормления). Кормление через зонд приходится иногда проводить на протяжении нескольких месяцев, поэтому периодически нужно производить осмотр носовых ходов.

В случае если зонд невозможно ввести через нос (искривление носовой перегородки, полипы), его надо вводить через рот, но для того, чтобы больной не зажимал зонд зубами, предварительно необходимо ввести роторасширитель.

Кормление через зонд производит врач или медицинская сестра под его наблюдением.

Большое внимание следует уделять уходу за возбужденными больными. Известно, что возбуждение может быть при шизофрении (кататоническое и гебефреническое возбуждение), маниакально-депрессивном психозе (маниакальная фаза), при делириозном и аментивном состоянии различной этиологии. На первом месте при борьбе с двигательным возбуждением стоит медикаментозная терапия. Хорошие результаты при возбуждении дает применение аминазина, который употребляется в виде 2,5% раствора по 200-400 мг/сут внутримышечно. С этой целью могут быть использованы трифтазин, галоперидол, тизерцин и другие нейролептические средства.

В ряде случаев показан хлоралгидрат по 2-3 грамма, 10% раствор гексенала по 5-10 мл, 25% раствор сульфата магния по 5-10 мл, барбамил по 0,2-0,4 г на прием. Учитывая, что в состоянии возбуждения больные, как правило, не принимают лекарств внутрь, необходимо их вводить подкожно внутримышечно или в прямую кишку при помощи клизмы, в свечах.

Иногда возбужденного больного приходится удерживать в постели до тех пор, пока он не получит то или иное лекарство. Медицинская сестра не только должна точно знать все приемы удержания беспокойного больного, но и уметь показать их санитарам и руководить санитарами, если это необходимо. В зависимости от силы возбуждения больного удержание его в постели может быть обеспечено 1-2 санитарами, а иногда для этого необходимы 3-5 санитаров.

При сильном возбуждении больного кладут на кровать на спину, руки и ноги выпрямляют. С обоих боков кровати встают по два санитара. Двое из них держат руки больного, фиксируя плечо и предплечье, двое – ноги, фиксируя бедро и голень. Иногда достаточно для удержания больного двух санитаров, тогда один из них удерживает ноги, а другой – руки больного, предварительно скрестив их таким образом, чтобы левая рука лежала на правой. Если больной во время возбуждения пытается удариться головой или укусить окружающих, то, кроме фиксирования рук и ног, необходимо третьему человеку удерживать голову больного. Для этого санитар становится у изголовья кровати и плотно прижимает голову к подушке, предварительно перекинув через лоб больного полотенце. Во время удерживания нельзя причинять больному боль, поэтому лучше удерживать его через простыню или одеяло. Нельзя надавливать на живот и на грудь больного, так как можно причинить боль или вызвать перелом ребер.

В случае, если сильно возбужденный больной не дает приблизиться к себе, угрожая каким-либо предметом, к нему следует подойти, держа перед собой развернутое и поднятое вверх одеяло, которое быстро накидывают на больного. После этого его укладывают в постель и удерживают так, как об этом сказано выше.

При переводе возбужденного больного из одного помещения в другое также надо правильно удерживать его. Для этого существует несколько приемов, которые применяются в зависимости от характера возбуждения и силы больного. Если больного ведет санитар, то он должен подойти к больному сзади, взять его руки крест-накрест и идти рядом с ним. Больной может оказать сопротивление: пытаться вырваться, ударить головой. Во избежании этого скрещенные руки больного надо приподнять, тем самым будут ослаблены движения плеч и головы больного. При сильном возбуждении больного могут вести лишь два санитара. В этом случае каждый санитар берет по одной руке больного и держит ее около кисти и плеча над локтевым суставом. Руки больного отводят в стороны.

При уходе за больными эпилепсией следует помнить, что ввиду своеобразия характера они часто вступают в длительные конфликты с окружающими больными, что может привести к агрессии. медицинская сестра должна вовремя уметь отвлечь больного, успокоить его. Однако если больной все же остается злобным, напряженным, необходимо это довести до сведения врача. Во время дисфории (расстройство настроения), которая может продолжаться несколько часов или дней, к больному не нужно часто обращаться, стремиться вовлечь в какие-нибудь занятия, так как он в это время крайне раздражен и злобен. Лучше ему предоставить полный покой.

Большие трудности возникают при уходе за психопатами, которые нередко являются нарушителями режима отделения, часто вступают в ссоры с окружающими больными. В таких случаях приходится строго поговорить с ними, призвать к порядку.

Непосредственной обязанностью медицинской сестры является составление дневников. В них медицинская сестра должна точно изложить все, что она видела в течение дня, наблюдая за больными. Эти дневники имеют большое значение для врачей, если они умело составлены, так как медицинская сестра больше времени, чем врач, общается с больными и может заметить важные перемены в их состоянии. Эти же дневники необходимы медицинским сестрам и санитарам другой смены для ознакомления с состоянием больных. Только при четкой и согласованной работе всего персонала отделения, при правильной организации ухода и лечения можно достигнуть хороших результатов в оказании помощи больному, страдающему психическим заболеванием.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализируя терапевтические подходы лечения исследуемых нами 160 психически больных, мы пришли к выводу, что лечебные результаты (независимо от характера психического заболевания) обусловлены следующими факторами:

· Преморбидными особенностями больных;

· Сопутствующими дополнительными соматическими и психическими заболеваниями;

· Адекватностью проводимых терапевтических мероприятий;

· Характером поддерживающей терапии.

Эти выводы согласуются с мнением Авруцкого Г.Я. и Недувы А.А., 1981 год, 1988 год; Кабанова М.М., 1985 год; Буйкова В.А., 1999 год,2000 год и других исследователей.

Как показал наш опыт, из общего числа больных, находившихся под наблюдением, 46% (74 человека) составили больные шизофренией. В лечении этих больных наиболее часто применяли нейролептики (аминазин, галоперидол, трифтазин, мажептил и т.д.). Очевидным оказалось элективное применение галоперидола у больных шизофренией с галлюцинаторной симптоматикой, синдромом Кандинского-Клерамбо, систематизированных бредовых образованиях.

Адекватным было применение аминазина и тизерцина при психомоторных возбуждениях. Френолон и эглонил были более результативны при кататонической симптоматики в рамках шизофренического психоза. Сонапакс и меллергел давали лучшие лечебные результаты у больных шизофренией с неврозоподобной симптоматикой. Нуредал использовался, как "корректор поведения" в рамках вялотекущей шизофрении. Используя отмеченные нейролептики в терапии такого эндогенного психического заболевания, как шизофрения, наши наблюдения свидетельствуют о том, что проведение лечебных мероприятий должны учитывать и тип его течения. Так, например, при непрерывно-прогредиентном типе течения шизофрении результативней оказались мажептил и триседил, которые не только влияли на клинику психоза, но и действовали "обрывающе", подчас устраняя некоторые дефицитарные проявления.

Важным в общем лечебном процессе больных шизофренией было проведение поддерживающей терапии при амбулаторной практике.

Здесь (независимо от терапии заболевания и типа течения) целесообразным было применение лепонекса, азолептина, которые практически не давали экстрапирамидных расстройств и сдерживали проявление рецидивов заболевания.

Как показали наши наблюдения и опыт работы в клиническом отделении, целесообразным оказалось применение больными параноидной формой шизофрении дозированного метода инсулино-шоковой терапии. Здесь обычно решаются три вопроса:

· устраняется ведущая психотическая продукция;

· обрывается течение психоза;

· решаются проблемы резистентности к нейролептикам.

Как следует из третьей главы нашей дипломной работы, целесообразным при затяжных и резистентных шизофренических состояниях является применение и электросудорожной терапии, как способа преодоления терапевтической устойчивости. (Буйков В.А., 1999). Этот способ является альтернативным методом так называемой "ударной" терапии, метода "зигзага" и др. (Г.Я. Авруцкий и А.А. Недува, 1998).

Особое место в нашей практической деятельности имела терапия депрессивных больных в рамках МДП (12 человек – 7,5%). Отмечая избирательность антидепрессантов на особенности депрессивной симптоматики, следует отметить, что такой распространенный в нашей практике антидепрессант как амитриптилин был наиболее показан больным с тревожно-депрессивной клиникой заболевания.

Показанием к назначению второго распространенного антидепрессанта – мелипрамина – были меланхолические депрессии. Лудиомил, азафен, коаксил особенно тропен был к невротической депрессии.

Много внимания и особого комплексного лечебного подхода требовали больные с органическими поражениями головного мозга (под нашим наблюдением находилось 28 таких больных или 17,5% от общего числа исследуемых пациентов).

Здесь также следует отметить тропность действия тех или иных препаратов и методов в зависимости от этиологических факторов. Так больным с церебральным атеросклерозом целесообразным было назначение ноотропов, циннарезина (кавинтона), актовина. При органическом поражении ЦНС, обусловленным длительным употреблением алкоголя, целесообразным было назначение комплексной терапии, которая включала в себя как ноотропы, так и витамины группы В, особенно больших доз витамина В1.

Анализируя элективность лечебных мероприятий при невротических расстройствах (17 больных, 10,6%), следует отметить, что здесь наиболее адекватным было применение различных психотерапевтических методов (рациональная психотерапия, аутогенная тренировка, иглотерапия и др.), которые сочетались с назначением транквилизаторов бензодиазепинового ряда, обладающих седативным эффектом (элениум, диазепам, оксазепам, фенозепам и др.). Целесообразным было применение этим больным различных физиотерапевтических процедур, общеукрепляющей терапии и т.д. (Буйков В.А., Перерва И.Г., 1999, 2000).

Особое место в терапии психических больных занимает коррегирующий уход за ними, который полностью осуществляется медицинским персоналом. Для ухода за психическими больными медсестра должна обладать все более сложными медицинскими, естественнонаучными, а также техническими познаниями и навыками. Это как раз и отчетливо проявляется в проведении терапевтических процедур психически больным людям, который включает в себя не только выдачу им лекарственных препаратов, но и создание лечебного режима в отделении, способствующего скорейшему выздоровлению. Комплекс таких мероприятий строго очерчен и нами изложен, исходя из личного опыта работы в клиническом психиатрическом стационаре, в 4 главе нашей дипломной работы. Нами особое внимание уделялось раздачи больным лекарственных препаратов, выполнению целого ряда процедур, проведению искусственного кормления, уходу за возбужденными больными.

Коррегирующий уход за психически больным включает и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, создание в отделении режима покоя, эмпатии, оптимизма.

Естественно, исходя из личного опыта, можно констатировать, что медицинская сестра (и, прежде всего, медсестра-руководитель), безусловно, заслуживают того, чтобы быть освобожденными от второстепенных задач, дезорганизующих, мешающих концентрированию внимания на главном, направлении всей энергии на действительно важные задачи по уходу за больными, на занятия с ними. Наше мнение согласуется с положениями, изложенными И. Харди в монографии "Врач, сестра, больной", 1983 г.

 


ВЫВОДЫ

 

Исходя из положений, изложенных в заключении нашей дипломной работы, можно сделать следующие выводы:

Лечебные подходы в терапии психически больных должны быть адекватны и избирательно направлены на определенные клинические "симптомы-мишени".

Эллективность и комплексность проводимой терапии распространяется на все формы и типы течения практически всех психических заболеваний.

Лечебные мероприятия психически больных должны быть строго последовательны, и включать в себя проведение поддерживающей терапии.

Чрезвычайно важным моментом в коррегирующем уходе за психически больным является поддержание медсестрами и медсестрой – руководителями особого охранительного режима в отделениях.

Коррегирующий уход за психически больными является важным звеном в комплексе оказания больным лечебной помощи и служит залогом их выздоровления.

 


РЕКОМЕНДАЦИИ

 

В связи с развертыванием психотерапевтических кабинетов в общих поликлиниках и специализированных учреждениях требуется переподготовка соответствующего среднего медицинского персонала.

В систему обучения медицинских сестер необходимо включить медицинскую психологию, психотерапию и психиатрию.

Устранить бездушность и формальность между медицинской сестрой и пациентом психиатрического стационара.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Абрамова Л.И. О некоторых клинических особенностях ремиссии у больных с приступообразной шизофренией // Невропатолология им. С.С. Корсакова. 1991; №1, том 91, 94с.

2. Аведисова А.С. Применение аналога амитриптилина - амизола при депрессиях // Невропатология им.С.С. Корсакова. 1996; №4, том 96, С. 55-56.

3. Авруцкий Г.Я., Козырев В.Н., Зайцев С.Г. и др. Интенсивная преемственная терапия часто стационирующихся больных эндогенными психозами. Методические рекомендации. М. 1979; 38с.

4. Авруцкий Г.Я., Нисс А.И. Современные проблемы нейропсихофармакологии. Принципы патогенетического лечения больных нервными и психическими заболеваниями. Тезисы докладов Пленума правления Всесоюзного научного общества невропатологии и психиатрии (Полтава 23-25.Х.1985).Ч.2. М. 1984; С.5-7.

5. Авруцкий Г.Я и др. Опыт раннего применения комбинированной интенсивной медикаментозной и трудовой (на промышленном предприятии) терапии больных шизофренией // Невропатологии и психиатрии. 1979; вып.№1. С.111-117.

6. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психически больных. М. 1988;437с..

7. Авруцкий Г.Я. Неотложная помощь в психиатрии. М. Медицина. 1988;191с.

8. Александровский Ю.А., Аведисова А.С., Дмитриев А.С., Серебрякова Т.В. и др. Новые лекарственные препараты. 1993; том2, С. 1-10.

9. Александровский Ю.А., Кюне Г.Э. Общие принципы терапии психически больных в руководстве по психиатрии под ред. Г.В. Морозова. М. Медицина. 1988; том 2. С 463-471.

10. Ю.Бабаян Э.А. Психическая и наркологическая помощь на новом этапе в книге Тезисы доклада У 11 Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров. М. 1981; том1, С 373-378.

11. Буркин М.М. Социально-трудовая адаптация и ее прогноз у больных шизофренией. Дисс. док мед наук. М. 1990.

12. Вовин Р.Я., Иванов М.Я. // Социальная и клиническая психиатрии.; 1995;С 72-78.

13. Галкин В.А. Типизация контингентов инвалидов с глубокой степенью умственной отсталости в связи с задачами их социально-трудовой реабилитации// Новое в теории и практике реабилитации психически больных. Л. 1985;С.ЗЗ-36.

14. Н.Гурович И.Я., Шмуклер А.Б. Амизол: Влияние на социальное функционирование и качество жизни в процессе амбулаторного лечения // Социальная и клиническая психиатрия. 1996; №2, С.92-97.

15. Григорьевских В.С. Распространенность, клинические варианты и течение нервно-психических расстройств при церебральном атеросклерозе. Автореферат диссертации д.м.н.. Санкт-Петербург. 1992; С 3-10.

16. Демидов Н.А. Влияние психофармакотерапии на деятельность психических стационаров. Автореферат диссертации д.м.н.. М. 1975.

17. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1989 год. ООН-Вена, документ УЛСВ. 1989/1. 30с.

18. Дресвянников В.Л. К вопросу о лечебно-реабилитационной и ревентивно-корреляционной работе с психическими больными, проявляющими аддиктивное поведение. Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. Новосибирск. 1996; С. 16-24.

19. Дресвянников В.Л., Семке В.Я., Терентьев Е.И. Об особенностях аддиктивного поведения у психически больных на модели алкогольной аддикции. Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. Новосибирск. 1996; С. 28-32.

20. Жузжанов О.Т., Катков А.Л. Реформирование психиатрической службы в новых социально-экономических условиях. Алматы-Кустанай. 1995;

С.19-22.

21. Жузжанов О.Т. Роль социальной медицины и управления здравоохранением в условиях перехода к рыночным отношениям// Проблемы социальной медицины и управления здравоохранением. Алматы. 1995; №1.

22. Европейское региональное бюро ВОЗ. Классификация видов деятельности службы психического здоровья. Копенгаген. 1996; С.30-3 5.

23. Завьялов В.Ю. Стандарты в психотерапии. Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. Сборник научных трудов. Новосибирск, вып 3, 1996; С. 33-34.

24. Зеневич Г.В. Вопросы диспансеризации психически и нервно больных. М. 1993; С. 42-44.

25. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л. Медицина. 1985;С.232-240.

26. Климович А.С. Врачебно-трудовая экспертиза и трудоустройство больных шизофренией. Минск, Беларусь, 1981; 111с.

27. Красильников Г.Т. Особенности коммуникации у больных шизофренией. Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. Новосибирск. 1996; С. 51-53.

28. Красик Е.Д., Логвинова Г.В. Госпитализм при шизофрении (клинико-реабилитационные аспекты). Томск. Издательство Томского университета. 1983;

С. 134-140.

29. Костюкова Е.Г. Карбамазепин как средство профилактики рецидивов аффективных и шизоаффективных психозов. Автореферат диссертации к.м.н.. М. 1989;С 18-19.

30. Кекелидзе 3., Кучеров А., Локосина И. // Невропатология и психиатрия. 1990;№3,С 107-110.

31-Лернер В.Е. Приступообразная шизофрения и задачи внебольничного лечения. Автореферат диссертации к.м.н.. М. 1983; С 21-22.

32. Лебедев Б.А. Экономические а<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...