Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Военно-политическая обстановка.




Состояние и перспективы развития современной военно-политической обстановки определяются противоборством двух тенденций: с одной стороны, к утверждению однополюсного мира, для которого характерно доминирование одной сверхдержавы, военно-силовое решение ключевых проблем мировой политики, с другой - к формированию многополюсного мира, основанного на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, реализации основополагающих норм международного права.

Основные черты военно-политической обстановки:

снижение угрозы развязывания мировой войны, в том числе ядерной;

развитие механизмов поддержания международного мира и безопасности на глобальном и региональном уровнях;

формирование и укрепление региональных центров силы;

усиление национально-этнического и религиозного экстремизма;

активизация сепаратизма;

эскалация локальных войн и вооруженных конфликтов;

усиление региональной гонки вооружений;

распространение ядерного и других видов оружия массового поражения, средств его доставки.

Основные дестабилизирующие факторы военно-политической обстановки:

поддержка экстремистских национально-этнических, религиозных сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;

использование информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий для достижения деструктивных военно-политических целей;

снижение эффективности существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

практика проведения военно-силовых акций в обход общепризнанных принципов и норм международного права, без санкции ООН;

нарушение системы международных договоров и соглашений в области ограничения вооружения и разоружения.

Военно-политическая обстановка в мире продолжает оставаться нестабильной. На её состояние влияет несколько факторов. Среди них:

стремление отдельных государств закрепить за собой роль мирового лидера, установить либо упрочить своё господство в ряде регионов, имеющих исключительную экономическую и военно-стратегическую ценность;

возникновение вооружённых конфликтов и политических противостояний, связанных с борьбой между отдельными государствами, претендующими на региональное лидерство.

Основные элементы обострения военно-политической ситуации в европейском регионе:

·   перевод в практическое русло планов США по развертыванию на континенте элементов СПРО и созданию в Европе третьего позиционного района стратегической противоракетной обороны;

·   девальвация существующей международной договорной базы в области контроля над вооружениями и разоружения;

·   обострение ситуации в конфликтных регионах вследствие использования Западом двойных стандартов в области кризисного урегулирования;

·   совершенствование системы базирования Вооруженных Сил США в Европейской зоне, изменение количественных и качественных параметров американского военного присутствия в регионе;

·   совершенствование военной инфраструктуры и оперативного оборудования территории восточноевропейских стран-членов НАТО в целях наращивания возможностей по приему группировок войск;

·   систематическое наращивание усилий "молодыми" странами-членами НАТО и ЕС в области национальной обороны и безопасности, практические шаги в направлении всемерной интеграции в коалиционные военные структуры;

·   формирование в составе коалиционных вооруженных сил высокомобильных войсковых группировок с минимальными сроками готовности к их применению, наращивание возможностей по переброске войск;

·   дальнейшее проникновение США и НАТО на постсоветское пространство и втягивание стран бывшего СССР в орбиту своего влияния.

Наращивая оперативные возможности в области реагирования на кризисы и конфликты, НАТО отводит приоритетную роль в этом плане силам первоочередного задействования.

Отдельным направлением развития военно-политической обстановки в Европе выступает деятельность Евросоюза по развитию и наращиванию собственного военного потенциала. Продолжается реализация Плана развития военных возможностей ЕС на период до 2010 г. и Концепции создания многонациональных боевых тактических групп. К настоящему моменту в состояние полной оперативной готовности приведены 4 группы (в общей сложности предусмотрено создать 13 таких формирований).

Повышению мобильности сил быстрого реагирования ЕС, а также снижению их зависимости от материально-технической базы НАТО послужит, считают наблюдатели, создание Европейского командования военно-транспортной авиации, которое начнет выполнять задачи по предназначению уже в конце текущего года.

Активизировалась деятельность и Европейского оборонного агентства. Его главные задачи - развитие европейских оборонных возможностей, поддержка стратегических исследований в области военных технологий, создание конкурентоспособного оборонного рынка, укрепление оборонной технологической производственной базы стран-членов ЕС.

В этом контексте обращает на себя внимание инициатива нового руководства Франции, предложившего сформировать штаб планирования и проведения операций ЕС, а также пересмотреть систему формирования военного бюджета организации в сторону большей равномерности при внесении взносов.

Вместе с тем, отмечают эксперты, в целом единая внешняя политика и политика безопасности реализуется Евросоюзом в очень ограниченных масштабах. Несмотря на решения саммита ЕС, США, призванным укрепить взаимодействие в этой сфере в будущем, на практике с помощью механизмов НАТО удалось обеспечивать необходимый уровень лояльности европейцев в вопросах создания ПРО, нератификации адаптированного ДОВСЕ, будущего статуса Косово.

В области национального военного строительства основные усилия Польши и стран Балтии, бывших государств соцориентации, направлены на решение задач, связанных с завершением интеграции в евроатлантические структуры. Подтверждается устойчивая тенденция к увеличению оборонных бюджетов стран Балтии и Польши. При этом наблюдается изменение структуры военных расходов в пользу закупок вооружения и НИОКР. Одновременно началось переоснащение национальной системы ПВО Польши, включая снятие с вооружения устаревших РЛС советского производства.

В Польше также продолжается реформирование органов военного управления. На новую организационно-штатную структуру переведены Министерство национальной обороны и Генеральный штаб. Среди наиболее значимых изменений - вывод из состава Генштаба оперативного командования и создание на базе расформированной службы специальных операций ГШ командования специальных войск. В плане оптимизации системы комплектования Вооруженных Сил Польши и стран Балтии основная ставка делается на профессионализацию. С начала 2007 г., например, на контрактный принцип комплектования перешли Вооруженные Силы Латвии. В Литве в этом году, несмотря на то что окончательное решение на данный счет еще не принято, число призывников сократилось более чем на 20%. Польша намерена полностью отказаться от призыва в 2010-2012 годах.

На фоне перечисленных процессов особую остроту приобрел вопрос актуальности и эффективности действующей международно-договорной базы в области контроля над вооружениями.

Наиболее злободневной проблемой является обострение ситуации вокруг ДОВСЕ. Жесткая позиция России в совокупности с угрозами возможного нацеливания РВСН на объекты в Европе и размещения оперативно-тактических ракет в Калининградской области, равно как и бескомпромиссность Запада, в перспективе могут повлечь за собой дальнейшее нагнетание военно-политической напряженности на европейском континенте.

Таким образом, приведенный анализ подтверждает тенденцию к ухудшению военно-политического климата в мире в целом, и в Европе в первую очередь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...