Общая характеристика отросли
Торговля - это отрасль экономики и вид экономической деятельности, объектом которой является товарообмен, купля-продажа товаров, обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставки, а также хранение товаров и их подготовка к продаже. Торговля является сегодня не только серьезной бюджетообразующей отраслью, но и важным каналом распределения инвестиций в объекты инфраструктуры, распространения новых технологий управления товарными потоками, важнейшим стимулом промышленного роста. Кроме того, она выполняет важную социальную функцию обеспечения населения продовольствием и товарами массового спроса, создает дополнительные рабочие места и является источником дохода для многих жителей. Торговля - одна из самых первых отраслей, которая стала активно развиваться в постперестроечной России. Экономические реформы, проводимые в России в последнее десятилетие, привели к серьезной перестройке в сфере торговли. Развитие предпринимательства, демонополизация и приватизация вызвали к жизни новые формы организации товарного рынка. В середине прошлого десятилетия стали создаваться крупные торговые комплексы. Их финансировали производители продуктов и товаров. Сейчас идет перераспределение рынка в пользу торговых сетей и складывается новая торговая отрасль - крупные сетевые компании. Целью коммерческой деятельности торговых организаций и предприятий является изучение спроса населения и рынка сбыта, выявление и изучение источников поступления и поставщиков, организация хозяйственных связей с поставщиками, заключение договоров на поставку товаров. Кроме того, коммерческая работа торговых предприятий включает организацию оптовой и розничной продажи товаров, установление договорных связей с покупателями товаров (в опте), формирование оптимального ассортимента, управление товарными запасами, рекламно-информационную деятельность, организацию торгового обслуживания, оказание торговых услуг и другие торговые операции.
Торговля и общественное питание является одной из лидирующих отраслей по вкладу в отечественный ВВП - ее доля свыше 20%. Для сравнения - доля топливно - энергетической отрасли, занимающей второе место, составляет 12-13% ВВП. Объем товарооборота растет темпами, превышающими рост ВВП и рост инвестиций в РФ. Общая численность занятых в торговле и общественном питании превышает 10 млн. человек или около 15% всех занятых в экономике. При этом за последние годы, в отличие от большинства отраслей экономики, численность занятых в сфере торговли и общественного питания увеличивается. В государственной статистике в структуре отрасли «Торговля и общественное питание» выделяют оптовую и розничную торговлю. Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Выделяют следующие основные виды торговых точек розничной торговли: · Супермаркеты - магазины самообслуживания площадью свыше 300м2, ассортимент продуктов питания и промышленных товаров высокий; · Минимаркеты - магазины площадью менее 300 м2, ассортимент продуктов питания и промышленных товаров высокий; · Универмаги - магазины с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров; · Продовольственные магазины - магазины продовольственных товаров повседневного спроса; · Киоски и павильоны - точки нестационарного типа, специализация на товарах импульсного спроса; · Специализированные магазины - более 75% торговой площади / оборота приходится на одну группу товаров;
· Открытые рынки - скопления торговых точек на единой территории под одной администрацией. Среди новых форматов розничной торговли развитие получили гипермаркеты, торговые центры и комплексы. Вклад розничной торговли в ВВП заметно ниже, чем оптовой торговли - около 8% (2003 г.). Следует отметить, что для большинства развитых стран, в частности США, характерно обратное соотношение долей оптовой и розничной торговли в ВВП. Оптовая торговля - торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, потребляющим товары в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Основными задачами оптовых предприятий являются: − поиск поставщиков товаров для розничных предприятий и поиск потребителей, а при необходимости размещение заказов на предприятиях-товаропроизводителях в соответствии с покупательским спросом по ассортименту, количеству и качеству; − закупка товаров у производителей, их доставка и хранение; − формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий; − проведение маркетинговых исследований для производителей товаров и розничных предприятий с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления; − внедрение современных и прогрессивных методов оптовой торговли; − информационное и консалтинговое обслуживание. В настоящее время существует множество видов предприятий оптовой торговли. Главными принципами их классификации являются масштабы их деятельности, выполняемые функции, товарная специализация. Общественное питание - вид деятельности, который имеет свои особенности по сравнению с торговлей, а как отрасль - и значительно меньшие масштабы. Оборот этой отрасли в 2003 г. составил 182,7 млрд руб. Основной функцией предприятий общественного питания является производство собственной кулинарной продукции для последующей реализации и организации потребления этой продукции. Услуги предприятий общественного питания подразделяются на: · услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий; · услуги питания; · услуги по организации потребления и обслуживания; · услуги по реализации кулинарной продукции; · услуги по организации досуга; · информационно-консультативные услуги. Среди основных типов предприятий общественного питания обычно выделяют рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные. В последние годы широкое развитие получила сеть предприятий быстрого питания «фаст-фуд», представленная как стационарными точками, так и передвижными киосками.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|