Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии и государственное управление




политическая партия государственное управление

Современный период государственного строительства характеризуется доминированием политических партий в избирательном процессе (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации), а также в процедуре представления и утверждения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что в ежегодном Послании <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=93657;fld=134;dst=100128> Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. Медведев особое внимание уделил проблеме реализации конституционного принципа политического многообразия. Обсуждение основных тезисов президентского Послания с участием политических партий и руководителей субъектов Федерации было продолжено на заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России.

Рассмотрим некоторые наиболее важные, на наш взгляд, законодательные изменения в партийном законодательстве, затрагивающие формирование органов государственной власти. Следует отметить, что изменения законодательства коснулись в первую очередь роли участия политических партий в формировании законодательных (представительных) органов власти и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=94976;fld=134;dst=100034> от 17 декабря 2009 г. N 319-ФЗ внес изменения в порядок и сроки внесения Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (ст. 26.1 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=106412;fld=134;dst=22> Федерального закона "О политических партиях"). Политическая партия, получившая большинство мест в законодательном (представительном) органе власти субъекта Российской Федерации, вправе внести предложения о кандидатурах руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее чем за 40 дней (ранее этот срок составлял 90 дней) до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Президент Российской Федерации рассматривает предложения о кандидатурах и уведомляет о результатах рассмотрения коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, внесшей предложения о кандидатурах, в срок, не превышающий 10 дней (ранее 30 дней) со дня внесения предложений. Таким образом, сокращены сроки внесения и рассмотрения кандидатур глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предполагается, что изменения в порядок и сроки рассмотрения и утверждения кандидатур руководителей исполнительной власти субъекта Российской Федерации должны сделать данную процедуру более прозрачной и краткосрочной. По смыслу действующей редакции Федерального закона <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=105496;fld=134> от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" политические партии через механизм внесения и утверждения кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации опосредуют волю избирателей. Данный процесс является разновидностью легитимации органов государственной власти, так называемой делегированной легитимацией.

Необходимо отметить, что столь сложная процедура утверждения глав субъектов Российской Федерации не лишена недостатков. В качестве примера можно выделить недостаточно урегулированную процедуру отбора кандидатур на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (далее - кандидатура) в самой политической партии. Так, ст. 26.1 <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=106412;fld=134;dst=22> Федерального закона о партиях не содержит таких положений, так же как и обязанности политической партии закрепить процедуру отбора кандидатур внутри политической партии или ее регионального отделения в уставе партии.

Нельзя не отметить, что рассмотренная выше процедура не учитывает ситуацию, когда политическая партия побеждает на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с незначительным перевесом (например, в один-два депутатских мандата). Получается, что мнение второй по значимости политической партии в этой процедуре игнорируется, а следовательно, и не учитывается мнение проголосовавших за эту партию избирателей.

Важными новеллами законодательства являются: поэтапное снижение минимальной численности политических партий (с 1 января 2010 г. не менее 45 тысяч членов политической партии, региональные отделения - не менее 450 членов политической партии, с 1 января 2012 г. - не менее 40 тысяч, региональные отделения - не менее 400 членов); ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений. В совокупности с этим следует отметить и Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=87676;fld=134> от 12 мая 2009 г. N 94-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации". Данный Федеральный закон <consultantplus://offline/main?base=LAW;n=87676;fld=134;dst=100080> предоставил гарантии политическим партиям, набравшим менее 7, но не менее 5 процентов голосов избирателей, получения одного (менее 6, но не менее 5 процентов) или двух (менее 7 процентов) депутатских мандатов.

Рассмотрим данные изменения подробнее. Предполагаем, что конституционным признаком многопартийности является все-таки не множественность политических партий, а наличие реальной политической конкуренции, которая подразумевает наличие гарантированных условий деятельности для политической оппозиции и, следовательно, существование такой оппозиции.

Требование к минимальной численности политической партии даже в 40 тысяч членов является излишне жестким, убедиться в этом можно, проанализировав требования к минимальной численности политических партий в различных странах. Поэтому снижение минимальной численности политической партии до 40 тысяч нам также представляется недостаточным для современного этапа партийного строительства в Российской Федерации.

В заключение отметим, что действенность демократических институтов предполагает реальность осуществления гражданами их политических прав, в частности права на объединение, а для этого необходим закон, гарантирующий гражданам возможность применения ими инструментов представительной демократии. Безусловно, продолжающиеся уточнение и конкретизация отдельных элементов правового статуса политических партий в российском законодательстве являются важным шагом на пути дальнейшего демократического развития. При этом реализация конституционных принципов многопартийности и идеологического многообразия непосредственно предполагает активное участие граждан в управлении государством. Политические партии в Российской Федерации являются сегодня единственными субъектами, реализующими волю избирателей в представительных органах государственной власти. Такая ситуация предполагает максимально возможный доступ политических сил к избирательным процедурам, разумное упрощение их создания.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...