Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ роли политических партий в государственном управлении: на материалах Челябинской области




 

В настоящий момент на территории Челябинской области открыты отделения следующих партий:

.   Единая Россия;

.   КПРФ;

.   Справедливая Россия;

.   ЛДПР;

.   Яблоко;

.   Патриоты России;

.   Правое дело.

Содержание регионального электорального процесса в Челябинской области после января 2004 г., в котором прошли последние губернаторские выборы, стало включать в себя только один вид выборов - выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области. Важным фактором, существенно изменившим политико-нормативные условия проведения региональных выборов и функционирования партий в 2004-2011 гг., стал новый виток партийной и избирательной реформ, начавшихся осенью 2004 г. и интенсивно осуществлявшихся в течение 2005-2006 гг. Эксперты отмечали, что в 2005-2007 гг. полностью или частично были пересмотрены многие базовые принципы российского избирательного законодательства.

Законодательные новации, существенно изменившие условия проведения выборов в стране и условия функционирования политических партий в её регионах, состояли в повышении требований к минимальному численному составу политических партий с 10 до 50 тыс. и к численности региональных отделений (декабрь 2004 г.); в переходе к единому дню голосования на региональных выборах (2005 г.); в отмене права избирательных объединений образовывать избирательные блоки (2005 г.); в отмене строки «против всех» в избирательных бюллетенях и в отмене порога явки на выборах (2006 г.); в сокращении допустимого процента недостоверных и недействительных подписей с 25% от необходимого числа подписей до 5% на федеральных и до 10% на региональных и местных выборах при одновременном сокращении допустимого количества «запасных» подписей (2005 г.); в установлении жёсткой альтернативы в процедуре регистрации или подписи избирателей, или залога (2005 г.); в положениях, запрещающих политическим партиям выдвигать в качестве кандидатов членов других партий (2006 г.); в ужесточении правил предвыборной агитации, в частности в запрете на агитацию против своих соперников на телеканалах в рамках бесплатного и платного эфирного времени (2006 г.); в некотором изменении правил финансирования избирательных кампаний (2006 г.); в отмене независимого общественного наблюдения на выборах (2005 г.); в изменении правил составления предвыборных списков партий и во введении 7-процентного проходного барьера.

Внесение изменений в рамочное федеральное законодательство о выборах вызвало соответствующие изменения и в избирательном законодательстве Челябинской области. Региональные власти, как и федеральная власть, в 2005-2008 гг. усиливали собственные рычаги влияния на процессы в регионах.

Можно отметить, что в 2006-2007 гг. на выборах в Челябинской области проявилась тенденция к повышению максимального размера избирательного фонда и повышению избирательных залогов для политических партий. Также в 2005-2008 гг. получила развитие тенденция к переходу от смешанной избирательной системы к пропорциональной избирательной системе. При этом ещё одной тенденцией выборов в данный период стало повышение проходных барьеров в региональные парламенты до 7%.

В 2007-2008 гг. в Челябинской области изменилась методика распределения мандатов, основанной на квоте Хэйра и методе наибольшего остатка (метод Хэйра-Нимейера) и использовавшейся в большинстве регионов до ноября 2006 г., на метод Империали, дающий преимущества партии, получающей большинство голосов избирателей, то есть приносящий в условиях сегодняшней России реальные политические выгоды «Единой России». Это обусловило устранение избирательных блоков с арены региональных выборов Челябинской области со второй половины 2005 г.; увеличение минимальной численности политических партий до 50 тыс. членов (2005 г.).; появление партии «Справедливая Россия» в конце 2006 г.

Рассмотрим основные различия региональных отделений политических партий Челябинской области по вопросам государственного управления.

. Главные ценности.

«Единая Россия» - свобода, закон, справедливость и согласие (однако, в дальнейшем понятие «свобода» как бы «исчезает» из Программы).

КПРФ: народовластие, справедливость, равенство, патриотизм, ответственность гражданина перед обществом и общества перед гражданином, единство прав и обязанностей человека, социализм и в будущем коммунизм.

Демократы: свобода личности, право частной собственности, конкурентная рыночная экономика и др.

.Отношение к государству.

«Единая Россия» - «сильное государство». Первым приоритетом в данной сфере названа «сильная президентская власть». Весьма показательны также формулировки о «сотрудничестве всех ветвей власти» и о «повышении политической ответственности депутатов всех уровней». Слово «демократия» не употребляется, напротив, авторитаризма и тоталитаризма.

КПРФ - на смену действующего правительства должно прийти правительство национального спасения. В последующем, с приходом к власти образовать правительство народного доверия подотчётное высшим представительным органам власти страны (Советам).

Демократы - демократизация политической системы, т.е. при наличии необходимой общественной поддержки партии должны возможность проводить соответствующий политический и социально-экономический курс. Возможность наличия правящей партии (как на Западе).

.Экономический раздел.

«Единая Россия» - подчёркивается роль государства в обеспечении законности и честной конкуренции. Качество управления госсобственностью. Приоритет - высокотехнологичной отрасли, науки и промышленности. Нет упоминания о частной собственности! Раздел слабый.

КПРФ - государственное регулирование экономическими процессами. Восстановление общенародной, либо коллективной собственности. Недопущение частной собственности на землю. Монополия внешней торговли на стратегически важные товары.

Демократы - частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Среди либералов есть разногласия: «Яблоко» ориентировано на обновлённый либерализм XXI века, признающий ответственность государства за создание общества равных возможностей и предотвращение «провалов рынка»; один из приоритетов «Яблока» - социальное государство.

. Социальный раздел.

«Единая Россия» - сильная социальная политика, высокая степень социальной защиты, эффективная система социальных гарантий. Но на первом месте среди приоритетов фигурирует вполне либеральный: «формирование условий, в которых большинства населения будет способно самостоятельно решать свои социально-экономические проблемы». (Т.е. отказ от излишеств государственного патернализма.)

КПРФ - принятия законов о занятости и борьбе с безработицей, обеспечение на деле реального прожиточного минимума; возврат гражданам гарантированные социально-экономические права на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и медицинское обслуживание, обеспеченную старость; стабилизация и снижение цен на основные виды товаров и услуг и т.д.

Особое место в системе государственного управления Челябинской областью отведено партии «Единая Россия».

Челябинское региональное отделение партии «Единая Россия» в настоящий приступило к реализации пяти новых социальных проектов, которые должны качественно улучшить условия проживания работников сферы образования, медицины, а также людей с ограниченными физическими возможностями. В Челябинской области на сегодняшний день созданы стабильные условия для решения важнейших социально-экономических задач. В свою очередь, новые партийные проекты будут сосредоточены на поддержку тех профессиональных категорий граждан, которые всегда считались основными.

Инициативой их реализации выступил лидер партии «Единая Россия» Владимир Путин на прошедшей недавно в Череповце межрегиональной партийной конференции. Так, в рамках проекта «Учительский дом» новое жилье получат учителя, преподаватели вузов и выпускники педагогических университетов. Планируется, что дома будут объединены в кооперативы. Как отметил Владимир Мякуш, из этого проекта вытекает вторая инициатива - «Ипотека для учителей». «Будут созданы специальные условия ипотеки с пониженной ставкой и низким первоначальным взносом. Соответственно, 8,5% и не более 10%. Причем, стартовый взнос может взять на себя областной бюджет. Сейчас, на первом этапе нам необходимо создать реестр и узнать потребности педагогов», - объяснил секретарь регионального политсовета Партии.

Помимо этого, к концу первого квартала 2012 года планируется обеспечить всех инвалидов средствами реабилитации в рамках проекта «Равные возможности». «Здесь предусмотрены федеральные деньги. Наша задача на местах составить список всех инвалидов, поставить их на учет, подготовить заявки и направить в Москву», - добавил Владимир Мякуш.

Еще одной важной социальной инициативой партии «Единая Россия» является дополнительное выделение денежных средств на проведение высокотехнологичных операций. «Правительство России на эти цели направит около 3 миллиардов рублей. При этом наш лидер Владимир Путин поставил задачу, чтобы первой категорией для проведения операций были дети», - напомнил секретарь Челябинского регионального политсовета «Единой России». Он также добавил, что уже сегодня местные отделения Партии начали составление списка всех нуждающихся в таких операциях. «Сделаем все возможное, чтобы эту работу провести в короткие сроки. За 3-5 лет в стране будут ликвидированы очереди на высокотехнологичные операции», - подчеркнул Владимир Мякуш.

Кроме того, поддержка системы здравоохранения в стране будет дополнена еще одним проектом - «Земский доктор», в рамках которого по 1 миллиону рублей получат молодые врачи, решившие начать карьеру на селе. «По договору они должны отработать не менее 5 лет в сельских территориях. Мы намерены обратиться к руководителям лечебных факультетов, чтобы они дали списки студентов-старшекурсников, которые захотят работать вне города», - рассказал Владимир Мякуш. Что касается механизма выделения бюджетных средств на эти цели, то, скорее всего, оно будет происходить на условиях софинансирования.

Кризис существующих политических партий значительно обесценил их в глазах региональных политиков. В последние годы для Челябинской политической элиты стало нормой переходить из одной партии в другую в зависимости от изменения общероссийской политической конъюнктуры. Формирование новой «партии власти» в Москве незамедлительно приводит к активизации Челябинских политиков, значительная часть которых прошло через все ее варианты («Демократический Выбор России», «Наш Дом - Россия», «Отечество», «Единство», «Единая Россия»).

Особенностью формирования системы многопартийности в современной России является то, что большинство политических организаций, как правило, долгое время не может зафиксировать свое место в политическом спектре. Среди причин:

слабая проработанность программных документов;

нерешенность вопроса выбора союзников;

незавершенность формирования политического спектра.

В настоящее время намечается ряд тенденций, которые, по-видимому, будут определяющими в становлении многопартийности в ближайшем будущем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...