Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ основных положений расчета насыпей автомобильных дорог на устойчивость




Рассмотрим основные методики расчета устойчивости откосов насыпей под автомобильные дороги:

а) Расчет по схеме скольжения и оползня-сдвига

Данный метод расчета справедлив для оценки устойчивости откосов, у которых нарушение устойчивости может произойти по ломаной поверхности скольжения в форме оползня-сдвига. Данный метод носит название «метод горизонтальных сил» или «метод Маслова – Берера» (Рис. 1.6)[18].

Рис. 1.6 Метод горизонтальных сил

Степень устойчивости откоса земляного сооружения оценивается величиной коэффициента запаса, которые определяется по формуле:

(1.1)

где (1.2)

Т – часть распора (давления на стенку блока), воспринимаемая трением и сцеплением в грунте (на поверхности скольжения);

Н – распор при отсутствии в грунте между блоками трения и скольжения;

- угол сопротивления сдвигу на поверхности скольжения данного блока при нормальном напряжении Р;

α - угол наклона поверхности скольжения блока к горизонту;

Q – вес блока;

R – непогашенная часть давления (активное давление).

Б) Расчет по схеме скола при просадке (расчет на выдавливание)

Данный расчет осуществляется для оценки устойчивости откоса, нарушение устойчивости которого происходит в форме скола при просадке, вызванного выдавливанием грунта, который залегает в основании откоса. Метод основан на недопущении развития в основании откоса таких зон, в которых нарушалось бы условие предельного равновесия (Рис. 1.7) [18].

Рис. 1.7 Графическое построение к расчету устойчивости откоса по схеме скола при просадке

 

Степень устойчивости откосной части насыпи оценивается по величине коэффициента безопасности:

, (1.3)

где - минимальное значение коэффициента стабильности из возможных для различных горизонтов грунтовой толщи, слагающей основание откоса насыпи. Устойчивость считается обеспеченной при . Коэффициент стабильности для заданного горизонта равен отношению величины сопротивляемости грунтового массива сдвигу в наиболее опасной зоне к величине касательных напряжений, возникших в этой зоне от веса грунта, слагающего откос:

, (1.4)

где - безопасная нагрузка для заданного горизонта;

- проектная нагрузка на основание;

(1.5)

- средний объемный вес грунта;

h - высота откоса;

(1.6)

c и φ – удельное сцепление и угол внутреннего трения грунта на заданном горизонте;

- средний объемный вес грунта, который располагается выше рассматриваемого горизонта;

z – глубина расположения горизонта, отсчитываемая от уровня подошвы откоса;

β – величина касательных напряжений в наиболее опасной зоне для данного горизонта, выраженная в долях от напряжений на поверхности основания откоса.

В) Расчет по условию равноустойчивости

Расчет сводится к определению очертания равноустойчивого откоса и сравнению с ним очертания уже запроектированного откоса. Для проверки условия равноустойчивости откоса используют практический метод Н.Н. Маслова [18]. Согласно этому методу степень соблюдения условия равноустойчивости оценивается для различных участков откоса по величине коэффициента запаса:

(1.7)

, (1.8)

где - коэффициент сопротивления сдвигу для заданного горизонта;

с – удельное сцепление грунта;

z – глубина расположения горизонта, отсчитываемая от уровня подошвы откоса;

φ – угол внутреннего трения;

- средний объемный вес грунта, который располагается выше рассматриваемого горизонта;

α - угол наклона поверхности откоса на уровень заданного горизонта к горизонтали.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...