Анализ основных положений расчета насыпей автомобильных дорог на устойчивость
Рассмотрим основные методики расчета устойчивости откосов насыпей под автомобильные дороги: а) Расчет по схеме скольжения и оползня-сдвига Данный метод расчета справедлив для оценки устойчивости откосов, у которых нарушение устойчивости может произойти по ломаной поверхности скольжения в форме оползня-сдвига. Данный метод носит название «метод горизонтальных сил» или «метод Маслова – Берера» (Рис. 1.6)[18]. Рис. 1.6 Метод горизонтальных сил Степень устойчивости откоса земляного сооружения оценивается величиной коэффициента запаса, которые определяется по формуле: (1.1) где (1.2) Т – часть распора (давления на стенку блока), воспринимаемая трением и сцеплением в грунте (на поверхности скольжения); Н – распор при отсутствии в грунте между блоками трения и скольжения; - угол сопротивления сдвигу на поверхности скольжения данного блока при нормальном напряжении Р; α - угол наклона поверхности скольжения блока к горизонту; Q – вес блока; R – непогашенная часть давления (активное давление). Б) Расчет по схеме скола при просадке (расчет на выдавливание) Данный расчет осуществляется для оценки устойчивости откоса, нарушение устойчивости которого происходит в форме скола при просадке, вызванного выдавливанием грунта, который залегает в основании откоса. Метод основан на недопущении развития в основании откоса таких зон, в которых нарушалось бы условие предельного равновесия (Рис. 1.7) [18]. Рис. 1.7 Графическое построение к расчету устойчивости откоса по схеме скола при просадке
Степень устойчивости откосной части насыпи оценивается по величине коэффициента безопасности: , (1.3) где - минимальное значение коэффициента стабильности из возможных для различных горизонтов грунтовой толщи, слагающей основание откоса насыпи. Устойчивость считается обеспеченной при . Коэффициент стабильности для заданного горизонта равен отношению величины сопротивляемости грунтового массива сдвигу в наиболее опасной зоне к величине касательных напряжений, возникших в этой зоне от веса грунта, слагающего откос:
, (1.4) где - безопасная нагрузка для заданного горизонта; - проектная нагрузка на основание; (1.5) - средний объемный вес грунта; h - высота откоса; (1.6) c и φ – удельное сцепление и угол внутреннего трения грунта на заданном горизонте; - средний объемный вес грунта, который располагается выше рассматриваемого горизонта; z – глубина расположения горизонта, отсчитываемая от уровня подошвы откоса; β – величина касательных напряжений в наиболее опасной зоне для данного горизонта, выраженная в долях от напряжений на поверхности основания откоса. В) Расчет по условию равноустойчивости Расчет сводится к определению очертания равноустойчивого откоса и сравнению с ним очертания уже запроектированного откоса. Для проверки условия равноустойчивости откоса используют практический метод Н.Н. Маслова [18]. Согласно этому методу степень соблюдения условия равноустойчивости оценивается для различных участков откоса по величине коэффициента запаса: (1.7) , (1.8) где - коэффициент сопротивления сдвигу для заданного горизонта; с – удельное сцепление грунта; z – глубина расположения горизонта, отсчитываемая от уровня подошвы откоса; φ – угол внутреннего трения; - средний объемный вес грунта, который располагается выше рассматриваемого горизонта; α - угол наклона поверхности откоса на уровень заданного горизонта к горизонтали.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|