Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила подготовки классного родительского собрания




Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

· перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

· отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

· самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

· перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

· не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

· предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

· поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

· дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

· в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

· доведите до родителей мысль: что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

· родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;.

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать в общении с родителями назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

 

Приложение 6.

Личностная ситуация

(Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 196с.)

Личностная ситуация - «совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично-значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает.

Личностная ситуация не возникает случайно, а создается педагогом целенаправленно. При этом воспитанник оказывается в новых условиях, востребующих от него новую модель поведения, связанную с рефлексией, осмыслением, переосмыслением, переживанием собственной жизненной истории и, в конечном итоге, проектировании такого способа жизнедеятельности, который адекватен природе личностного развития индивида.

В своей основе ЛС может содержать следующее:

- нравственный выбор;

- самостоятельную постановку целей;

- ощущение собственной значимости для других людей;самоанализ и самооценку;

- отказ от прежних воззрений и принятие новых ценностей;

- препятствие, требующее проявление воли и переживания радости собственного открытия;

- осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности.

Взяв за основу фундаментальные функции(проявления) личности - смыслоопределения,рефлексии, творческой самореализации, построения «Я»-образа, автономности и ответственности, мы выделяем следующие базовые личностные (личностно -развивающие) ситуации:

- избирательности (проявляется и формируется в результате выбора ценностей ребенком);

- рефлексии и самооценки (невозможно вести воспитание личности вне ее самостроительства)

- поиска смысла (самообоснование собственных действий);

- ответственного решения (внутренняя ответственность, система внутренних запретов, «категорический» императив);

- волевого усилия при постановке и достижении целей (самоорганизация, накопление опыта собственной личностной деятельности);

- креативности создание себя возможно только в режиме творчества);

- свободы и автономности (свобода как важнейшее условие личностного развития человека))

Элементарной технологической единицей создания личностно-развивающей ситуации выступает диалог к ак форма обмена духовно-личностными потенциалами, как способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности педагогов и воспитанников.

Личностно-развивающая ситуация выступает как своеобразная игра, смысл которой не в достижении цели, а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи «играючи».

 

Приведем примеры личностных ситуаций.

 

(Шевцова М.А. Личностная ситуация на уроке иностранного языка в первом классе общеобразовательной школы как условие формирования познавательного интереса / Известия Воронежского пеуниверситета.Том 250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. Сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2000.- 217с.

Лаврикова Т.В. Личностный подход в обучении и его технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Часть 1. - Воронеж: ВГПУ, 1994. - 43с.):

 

В сюжетно-ролевой игре «Покупки дети не только тренируют лексические единицы, повторяют тему «Игрушки», но они также подвержены особым переживаниям, затрагивающим их важнейшие личностные функции. Вместо традиционной цели «запомнить» и «ответить» у детей возникает цель реального достижения, а процесс учения приобретает черту непроизвольности, состязательности, сотрудничества. Учитель объясняет детям, что в волшебном магазине они могут купить любые подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам и друзьям к Новому году (или другому празднику). Выступая в роли продавца, он помогает детям укрепить ценностно-смысловые ориентиры в педагогическом взаимодействии, такие, как любовь к родным (всем надо купить подарок, чтобы никого не обидеть), взаимопомощь (ребенок забыл, как будет по-английски «кукла», «машинка», -друзья ему помогают), взаимовыручка (ученику не хватает денег, чтобы купить понравившуюся ему игрушку, дети проявляют великодушие и не оставляют его в беде, одолжив необходимую сумму), радость творения добра (ребенок начинает понимать, что приятно не только получать подарки, но и готовить их, дарить).

 

На уроке английского языка дети первого класса изучают тему «Цвета». Сюжет построен таким образом, что по пути в лес они наталкиваются на волшебную речку, где почему-то все рыбки бесцветные и нет воды. Учитель ставит перед детьми ответственную задачу — спасти всех рыбок, в противном случае, они умрут без воды. Для этого ученики должны вспомнить названия цветов на английском языке, чтобы раскрасить рыбок и воду. Ребенок понимает, что на нем лежит огромная ответственность за живые существа, которые он обязан спасти. Дети увлеченно пытаются решить эту непростую задачу, вспоминают английские слова, сопереживают, т. к. для них важен только положительный результат.

 

...Варианты контрольной по математике, написанные на доске, - разной степени сложности. Учитель поясняет, что выбрать можно любой, но «отлично» оценивается лишь выполнение всех заданий избранного варианта, добавив: «Для тех, кто рискнет испытать свои возможности, самый лучший вариант — четвертый». Ученик «идущий на медаль», уже прикинув вариант попроще, вдруг замечает устремленные на него глаза одноклассников. Секунды замешательства, и его рука, помедлив, выводит номер «трудного» варианта.

Чем больше ЛС в педагогическом взаимодействии, тем больше этот процесс «ориентирован личностно». В зависимости от поставленных учителем целей, они могут предназначаться всему классу («фронтальные») или конкретному ученику («индивидуальные»).

 

Коммуникативная атака

( Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В.И.Лещинский. -Воронеж:Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2001.-157с.)

 

Урок по лирике Пушкина. Учительница зажигает свечу в красивом подсвечнике. «Именно в этот день, много лет назад умер великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Пусть горит эта свеча...».

 

Учительница держит в руках две розы: белую и красную.

- Найдите эпитеты к белой розе.

- Чистая, робкая хрупкая, нежная, юная...

- А теперь к алой.

- Страстная, жгучая...

- Знаете, ребята, эти две розы, как героини пушкинского «Бахчисарайского фонтана» Зарема и Мария...

 

Урок анатомии. Тема «Органы дыхания». Учительница начинает урок со странного соревнования: просит ребят засечь время и задержать дыхание — кто сколько выдержит. (Включение в урок было моментальным. Интерес к последующему объяснению — огромный).

 

Тема лекции «К.Д.Ушинский — основоположник российской педагогической науки». Прежде чем перейти к основным идеям этого великого педагога, лектор останавливается на описании его портрета: «Внешне это был ничем не примечательный человек, достаточно аскетичного телосложения; не отличался он и отменным здоровьем. Вот еще один удивительный момент в его биографии — в молодости К.Д. Ушинский не планировал посвятить свою жизнь педагогике. Что же произошло в его жизни? Как сложились обстоятельства, в результате которых мы получили такого гениального российского педагога? Откуда в этом человеке столько сил и желания помочь России, ее народу?!»

 

Урок психологии в 8 классе. Тема урока «Темперамент». Слова учителя: «Ребята, каждый из вас, наверно, думает, что знает сам себя лучше остальных. Конечно, каждый может при случае рассказать о себе много интересного. Но я уверена, что вы о себе еще не все знаете… А хотите узнать прямо сейчас? И сегодня на уроке психология поможет каждому из вас открыть эту тайну: Кто вы? Каковы ваши индивидуально-своеобразные свойства психики, которые объясняют особенности поведения? Что такое темперамент? К какому типу темперамента принадлежите вы? Но: обратите внимание, что вы сами поможете найти ответы на эти интересные и важные для всех вас вопросы. Итак, начинаем.»

 

Приложение 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...