«Название, девиз, песня». «Выбрасывание пальцев». «Необитаемый остров». «Портрет лидера». «Ужасно-прекрасный рисунок» (15 мин.)
«Название, девиз, песня»
После «Детектива», в процессе которого формируется структура группы, эффективная для решения интеллектуальных задач, можно приступить к придумыванию и элементов корпоративной культуры отряда.
«Выбрасывание пальцев»
Вся группа одновременно выбрасывает несколько пальцев на руке. Задача - за минимальное количество ходов добиться того, чтобы по сигналу ведущего все члены группы выбросили одинаковое число пальцев. Разговаривать и договариваться во время упражнения нельзя.
«Необитаемый остров»
Инструкция: «Представьте себе, что в результате кораблекрушения вы оказались на необитаемом острове. В ближайшие 20 лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в ваши родные края. Ваша задача – создать для себя условия, которые смогли бы вас удовлетворить. Вы можете:
А) освоить остров, организовать на нем хозяйство;
Б) наладить на нем социальную жизнь (создать организацию, распределить функции, роли, обязанности и т. п. );
В) установить правила и нормы совместной жизни на острове (в форме 10 основных предписаний).
На это вам дается полчаса и полная свобода действий в рамках пунктов а – в».
По истечении назначенного времени все садятся вокруг освоенного «острова». Ведущий предлагает обсудить и проанализировать впечатления участников группы о том, что происходило. Каждый может рассказать, что он чувствовал, участвуя в организации жизни на острове, как воспринимал поведение других, чем был доволен и не был доволен.
Этому разговору можно посвятить 20 – 30 минут.
«Портрет лидера»
Для выполнения упражнения группа делится на две группы.
ü образный. Вам необходимо нарисовать портрет лидера, используя бумагу и фломастеры. Попробуйте в рисунке отразить качества, которыми, по-вашему, должен обладать лидер. Вам дается 10 минут на обсуждение того, как вы будете рисовать и еще 10 минут, чтобы нарисовать портрет. Во время самой работы необходимо соблюдать полную тишину. Общаться можно только невербально.
ü качества. Вы нарисовали портреты. Теперь по одному человеку от группы нам попытаются пояснить, что нарисовано. Вторая группа может задавать уточняющие вопросы. Рядом с портретом выписываем качества, которыми обладает нарисованный лидер. Теперь давайте из двух таблиц качеств сделаем одну. (Выписываются качества лидера без повторений). Перепишите эти качества себе на листок и галочками отметьте те качества, которыми, по-вашему, вы обладаете.
ü обмен качествами. Посмотрите друг на друга. Многие из вас обладают качествами, которые мы написали. По моему сигналу вы все встаете со своих мест и начинаете двигаться по комнате с целью обмена качествами. Если вы видите, что какое-то качество ярко выражено у другого, вы просите немножко этого качества, при этом совсем необязательно, что этого качества не должно быть у вас самих. Те качества, которые просите вы, отмечаете в левой колонке вашего списка качеств, качества, которые просят у вас вы отмечаете в правой колонке. Одно и то же качество вы можете попросить у нескольких человек. На эту работу вам дается 10 минут. (После этого листки подписываются и собираются ведущим).
«Ужасно-прекрасный рисунок» (15 мин. )
Группа делится на 2 подгруппы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После этого рисунок передается соседу справа, и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает «прекрасный рисунок». Так проходит весь круг. Рисунок возвращается хозяину.
Обсуждение.
«Летающие яйца»
Цели:
1. Увеличить сплоченность в группе.
2. Продемонстрировать группе условия, способствующие творческому решению задачи.
3. Исследовать влияние успеха на атмосферу в группе.
Процесс:
1. Инструкция:
«У вас есть 30 минут для того, чтобы выполнить это упражнение. Ваша задача – запустить яйцо в свободный полет, так, чтобы оно приземлилось, не разбившись. Вы не можете передавать яйцо сверху вниз от человека к человеку, опускать его на веревке и т. п. Во время упражнения обращайте внимание на процесс взаимодействия в группе и стратегию принятия реше-ний. Удачного полета! »
2. Группе дается 10 минут на обсуждение задания. При этом не разрешается дотрагиваться до материалов, данных группе.
3. Затем в течение 20 минут молча группа выполняет задание.
4. После сбрасывания яйца на общем сборе группа уходит делать закрытие, не проверяя при всех, разбилось ли яйцо.
«Незаконченные предложения»
Инструкция: Я хочу предложить вам прояснить явные и неявные правила, действующие в нашей группе. Запишите все правила, которые мы с вами обговаривали (3 минуты).
Теперь напишите, пожалуйста, по два варианта окончания для каждого из следующих незаконченных предложений.
— В этой группе нежелательно…
— В этой группе опасно…
— Из этой группы будет исключен тот, кто…
— В этой группе можно…
Вопросы для обсуждения:
— В какой степени действующие в группе правила ясны участникам?
— Насколько широк спектр негласных норм?
— Какие из них полезны, а какие обременительны?
— Стоит ли совместно принимать в нашей группе дополнительные правила?
Воспользуйтесь поиском по сайту: