17. Правотворчество. Нормотворчество
17. Правотворчество. Нормотворчество Правотворчество (нормотворчество) – особая форма управленческой деятельности государства, основанная на познании объективных общечеловеческих потребностей, интересов индивидов и их социальных образований и направленная на создание, изменение или отмену правовых норм. Стадии нормотворческого процесса: 1. планирование нормотворческой деятельности; 2. нормотворческая инициатива; 3. подготовка проекта нормативного правового акта; 4. принятие (издание) нормативного правового акта; 5. включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ; 6. опубликование нормативного правового акта. Подготовка проектов нормативных правовых актов осуществляется, как правило, на плановой основе. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов включает утверждение нормотворческими органами (должностными лицами): государственных программ, содержащих положения о подготовке проектов нормативных правовых актов, ежегодных планов подготовки законопроектов и других планов подготовки проектов нормативных правовых актов. Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение. Эти процедуры различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный). Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение. В подготовке других принимают участие консультативные группы учёных и специалистов.
Нормативный правовой акт после его рассмотрения принимается (издается) уполномоченным на то органом (должностным лицом) с соблюдением процедуры, определенной соответствующими нормативными правовыми актами. Законодательный процесс - это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий: 1. Законодательная инициатива; (те же что и при правотворчестве, см. выше) 2. Внесение законопроектов либо их разработка постоянными комиссиями Парламента; На сегодняшний день всего существует 16 комиссий: в Палате представителей -11, Совете Республики – 5 (комиссия по законодательству и государственному строительству, по экономике, бюджету, финансам, по социальным вопросам, по рыночной политике, по международным делам и национальной безопасности). 3. Обсуждение законопроекта в Парламенте: рассмотрение в нижней палате Парламента – при наличии возражений – на доработку в комиссию – возвращается в Палату Представителей для второго чтения – Совет Республики (20 дней, 10 дней – срочно) 4. Принятие законодательных актов; закон передается в десятидневный срок Президенту, который должен рассмотреть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона. 5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения путем воспроизводства текста законов и декретов в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь Датой официального опубликования считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета или закона.
18. Реализация права Реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов реализации права. Формы реализации права. 1) Соблюдение – это воздержание от действий, которые запрещены правом. 2) Исполнение – форма, которая выражается в осуществлении участником регулируемых правом общественных отношений своих обязанностей. 3) Использование – форма, которая выражается в осуществлении участником регулируемых правом общественных отношений своих субъективных прав. 4) Применение – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Признаки правоприменения: 1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). 2) имеет государственно-властный характер; 3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний; 4) выступает формой управленческой деятельности государства; 5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право; 6) представляет собой сложный, стадийный процесс; 7) имеет творческий характер; 8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права. Основные стадии правоприменения: 1) Установление фактических обстоятельств дела; 2) Выбор и анализ правовой нормы (правовая квалификация); 3) Вынесение решения компетентными государственными органами и доведение данного решения до сведения заинтересованных лиц организации. Первая стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения. Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению; б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц (" высшая" критика); в) проверка правильности текста нормативно-правового акта (" низшая" критика); г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|