Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнегреческий философский диалог. Платон. «Пир»




 

5-4 вв до н.э. – период интенсивнейшего развития греческой философии, создания основных философских систем древности. В этот же период создается и специфическая форма художественного философского изложения — диалог: мыслитель излагает свои взгляды в форме спора какого-нибудь мудреца с противником или беседы его с учениками. Литературными предшественниками философского диалога являются такие виды фольклорной прозы, как «пиры» или «состязания» мудрецов, содержащие и самый спор и его повествовательное обрамление. Диалог как жанр философской прозы окончательно оформился лишь в школе Сократа. Ученики Сократа считали форму беседы, чередование вопросов и ответов, характерной особенностью метода своего учителя, отличавшей его от софистов. Они обычно составляли свои произведения в форме диалогов, главным действующим лицом которых являлся Сократ.

Платон (427-347) – основоположник античного идеализма. Происходя из родовитой аттической знати, он был в молодости учеником Сократа. Философское исследование связано у Платона с мистическими «прозрениями»; как «провидец» он вещает о загробной жизни души, об истинном мире вечных и неизменных «идей». Высшая «идея», «идея» блага, есть божество; назначение человека — уподобиться божеству, путь к этому — философское созерцание. Платон одновременно и мыслитель и художник, и его произведения представляют, помимо философского, также и литературный интерес. Все они, кроме одной только «Защитительной речи Сократа», имеют форму диалога.

Как литературные произведения, диалоги Платона интересны искусством портретной характеристики. В дискуссии сталкиваются между собой не только мнения, но и их живые носители. куссии сталкиваются между собою не только мнения, но и их живые носители. Персонал диалогов многообразен: выступают философы, поэты, молодые люди из сократовского круга. Почти всегда это исторические лица, выведенные под их действительными именами; диалог обычно получает свое название по имени кого-либо из собеседников. Многие образы поданы сатирически, в особенности ненавистные Платону софисты.

Действующих лиц своих диалогов Платон индивидуализирует, не только указывая их позиции в философских вопросах, но и рисуя их поведение, манеру держаться; наконец, придавая каждому своеобразные стилистические черты, он имитирует и пародирует различные стили. Живой драматизм диалогов подчеркнут сценарием. наивысшим художественным достижением Платона является созданный им образ Сократа.

Античное собрание сочинений Платона было разбито на 9 сборников по 4 диалога в каждом. К числу наиболее известных диалогов относятся: «Протагор» — о возможности обучать добродетели, «Горгий» — о реторике и нравственности, «Пир» — о любви, «Федр» — в основном на ту же тему, «Федон» — о душе, «Государство» — о совершенном полисе (ср. стр. 166 — 167), «Феэтет» — о познании, «Парменид» — об идеях, «Софист» — о бытии и небытии, «Филеб» — о наслаждении, «Тимей» — о мироздании, «Законы» — о втором по совершенству полисе.

Пир — диалог Платона, посвященный проблеме любви. Написан в 385–380 гг до н.э. Название происходит из-за места, где происходил диалог, а именно на пиру у драматурга Агафона, где присутствовали комедиограф Аристофан, философ Сократ, политик Алкивиад и другие (Федр, Павсаний, Эриксимах).

 

Рассказчик: Аполлодор из Фалера. Основная тематика, краткое содержание: мудрецы-философы собрались на пиру у некого Агафона, и, будучи трезвыми (!), а еще и мудрыми, говорят друг другу речи на тему любви, главный же предмет их рассуждений - бог любви Эрот.
Содержание: 1) Аполлодор и его друг, 2) Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота, 3)Речь Павсания: два Эрота («небесный» и «пошлый»), 4) Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе (главная идея – двойственность природы Эрота), 5) Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности (любовь – жажда целостности и стремление к ней), 6) Речь Агафона: совершенство Эрота (Эрот – самый красивый из богов, рассудительный), 7) Речь Сократа: Цель Эрота – овладение благом (Эрот – великий гений, нечто среднее между смертным и бессмертным), 8) Речь Алкивиада: панегирик Сократу, 9) Заключительная сцена.

 

Интресно, что на протяжении всего произведения можно было заметить множество мелких детальных характерстик Сократа, вот некоторые из них:
а) Аполлодр встретил Сократа "умытого и в сандалиях, что с ним редко случалось"
б) Сократ: "моя мудрость какая-то ненадужная, плохонькая, она похожа на сон"
в) Эриксимах говорит, что С. "способен и пить, и не пить" - он не пьянеет
г) Сократ: "не смыслю ни в чем, кроме любви"
д) Алкивиад: "с первого взгляда кажется, что Сократ любит красивых, всегда норовит побыть с ними, восхищается ими", но "на самом деле ему совершенно неважно, красив ли человек или нет, богат ли и обладает ли каким-нибудь другим преимуществом, которое превозносит толпа. (Оппозиция Сократ-толпа)". "Он всю свою жизнь морочит людям голову притворным самоуничижением". Он очень вынослив, в выносливости превосходит всех; "никто никогда не видел Сократа пьяным". В бою он отважен и смел, спас от смерти А., служил в тяжелой пехоте. "Речи его содержательны и божественны".

«Пир» поражает разнообразием жанров: литературный, риторический, художественный, философский. Речи участников «Пира» (в составе семи человек) чрезвычайно многонасыщенны. Сарказм, юмор, ирония, комическое и серьезное сквозят в застольных речах собеседников. В их речах находим лирику, вакхический пафос, драматизм, интимную исповедь и, наконец, философские рассуждения. Искуснейшие речи Сократа производили необыкновенное воздействие на слушателей. Застольные беседы о природе Эрота имеют цель - обосновать идею любви как предел ее становления. Философский пафос диалога «Пир» осознается нами после внимательного прочтения его. Сквозь, через балаганные приемы диалог ведет нас к пониманию любви небесной, о которой нельзя говорить без пафоса. Любовь телесная, по мнению Платона, ущербна.

 

Литература и культура эллинизма. Феокрит.

Битва при Херонее (338 г.), установившая в Греции македонское верховенство, и завоевание Персии Александром Македонским (334 — 330 гг.) открывают новую эпоху греческой истории, греческая культура приобретает уникальные черты. Образовался ряд новых государств, в которых власть принадлежала македонским завоевателям, опиравшимся на армию из македонских и греческих наемников. Государства эти, в которых происходило скрещение греческих и восточных элементов, принято называть эллинистическими, а весь период от Александра Македонского до установления римского владычества в Передней Азии и Египте — эпохой эллинизма. Европейская Греция переживает период экономического и политического упадка. Расцвет эллинистических государств был кратковременным. Типичной государственной формой является уже не полис, а военно-бюрократическая монархия.

Влиятельнейшие философские системы эпохи, материалистическая философия Эпикура (341 — 270) и эклектически колеблющееся между материализмом и идеализмом учение стоиков, обе — возникшие на рубеже IV и III вв., ярко отражают это наступившее изменение общественной установки.

Успехи морально-философской проповеди свидетельствуют о значительном ослаблении народной религии. Появляются все новые религии, некоторые из которых приобретают государственный характер. Велика роль религиозных культов. Рождение первых религиозных культов, связанных с монотеизмом. В восточных эллинистических монархиях религия служила опорой царской власти. Одной из важнейших характерных черт эллинистической религии является синкретизм, объединение греческих и восточных представлений. Он проявляется как в создании новых культов (таков, например, греко-египетский бог Серапис), так и в далеко идущем отожествлении греческих и восточных божеств. Тенденции к универсализму и индивидуальному обособлению как в философии, так и в религии.

Период расцвета эллинистической культуры, III в., был временем наивысшего подъема точного знания. В отличие от аттического периода, когда наука была неразрывно связана с философией, эллинистическая наука выступает самостоятельно. Наука начинает получать материальную поддержку от эллинистических властителей, и крупнейшим научным центром становится Александрия, столица греко-египетской монархии. Вся культура была фактически сосредоточена в Александрийском муссейоне. Уже при первых Птолемеях [Птолемей I Сотер (322 — 283), Птолемей II Филадельф (283 — 247)] был основан в Александрии «Музей» (т. е. «храм Муз»), нечто вроде дворца науки и литературы. Но самым замечательным учреждением при Музее была библиотека, в которой были собраны все сохранившиеся к тому времени памятники греческой литературы, притом по возможности в надежных списках. В библиотеке хранилось, согласно античным источникам, уже в III в. около полумиллиона свитков, причем наиболее значительные авторы имелись во многих экземплярах. Птолемей II Филадельф ввел должность библиотекаря, это было очень престижно (Калимах). А также закрепил использование пергамента вместо папироса.

Если рассматривать культуру и мировоззрение греческого общества эпохи эллинизма как целое, в них нельзя не заметить многочисленных симптомов упадка по сравнению с полисным периодом. Ослабление социальных чувств, раболепство перед монархами, сужение социальной и философской проблематики и рост безыдейности, распространение мистицизма — все это показатели того, что для греческого рабовладельческого общества наступил период распада. С другой стороны, необходимо суммировать и те стороны эллинизма, которые представляют собой прогресс по отношению к прошлому. Это — гуманизация семьи и быта, 'более свободное положение женщины, обогащение мира личных чувств и рост индивидуального самосознания, успехи эмпирических наук, уничтожившие ряд превратных представлений о действительности. С положительными сторонами полисной культуры исчезали и многие ее примитивные черты, отчасти унаследованные еще от родового общества.

 

В литературе наступает разрыв между «низовыми» жанрами, рассчитанными на массового читателя, и литературой образованных верхов, предназначенной для сравнительно узкого круга ценителей. При этом как «низовая», так и «высокая» литературы космополитичны, обращены ко всему эллинистическому миру. Нивелирование местных различий находит выражение в создании единого общегреческого языка («койнэ» — «общий язык»), в основу которого ложится аттический литературный язык с некоторой примесью ионизмов. Литература окончательно становится книжной, за исключением лишь некоторых «низовых» жанров полуфольклорного типа.

Политическая тематика, игравшая столь значительную роль в прежнее время, или совершенно устраняется или мельчает, вырождаясь в придворное прославление монархов. Это обеднение маскируется нередко пышностью, пафосом, стремлением к торжественной позе. От вопросов большого общественного захвата литература переходит к более узкой сфере, к семейным и бытовым темам, от социальных чувств к индивидуальным. Тенденция «реализма». По эллинистической литературе разлита атмосфера гуманного отношения к людям и мягкой чувствительности, но переживания не отличаются ни глубиной, ни разнообразием. Возникает «ученая» поэзия, основанная на изучении малоизвестных древних памятников, доступная лишь немногим образованным читателям, — яркий показатель отрыва литературы от народа. На первый план выходят малые формы: малый эпос (эпиллий), элегия, эпиграмма, идиллия.

Главными поэтами того времени были Каллимах, Аполлоний и Феокрит.

Феокрит – наиболее значимая фигура. Неизвестно, где он родился (предположительно уроженец либо Сицилии, либо острова Кос). В 50-70-е годы 3 века жил в Александрии. Писал на дорийском диалекте (дорийцы охали). Писал эпос в малой форме. Все идиллии написаны гексаметром.

Феокрит – создатель жанра «идиллия». Понятие не равно современному значению. Идиллион = образок, картинка. Умел создавать проектированную реальность. Экфрасис – литературный прием; создание в повествовательном тексте рамки для вставного текста. Преимущество интоситуативности: можно одновременно отслеживать две реальности. В 11 идиллии рамка – обращение к другу – врачу, поэту. Художественность текста нарастает по мере повествования. Киклоп хочет сказать одно, а говорит одновременно другое.

Идиллии – эпические тексты, буколическая литература. Амебейное пение = диалогичное. Два принципа идиллий: 1) принцип диалогичности, 2) принцип текста в тексте. Персонаж сначала обрисовывается, затем ему дается право голоса, причем этот голос слоист.

Вся повествовательная литература вытекает из традиции Феокрита.

В идиллии есть locus amoenus (красивое место) – рамка для входа в придуманную реальность. Приметы: вода, тень, шелест листвы, птицы и/или пчелы (звук). Нимфа – постоянная обитательница этого места, сигнал к превращению.

Идиллия рассчитана на горожан, имитирует простое сельское счастье.

Человек в пейзаже задает точку зрения.

Пример дополнительной реальности – кубок Диониса (1 идиллия). Это одновременно и роман-воспитание, и роман о художнике, и любовный роман.

 

Римский театр. Плавт

Театр быстро прививался в Риме. В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Кроме старых «римских игр», около 220 г. были учреждены «плебейские игры», вскоре обогащенные театральными представлениями; к ним присоединились с 212 г. «Аполлоновы игры», а с 194 г. игры в честь Великой матери богов. После представления трагедий на них обычно давалась короткая «заключительная пьеса» — ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение. Устройство пышных игр стало одним из средств приобретения популярности, орудием для продвижения по лестнице выборных государственных должностей; количество и роскошь зрелищ еще более возросли в период империи. Посещение игр было бесплатным и общедоступным. Частные игры происходили за счет устроителей; государственные находились в ведении магистратов и финансировались из казны. Программа сценических представлений, выбор пьес, наем актеров, оборудование помещения для игры, пока не было постоянного театра, — все это лежало целиком на распорядителе игр.

Театральное сооружение имело сперва временный характер. На площади воздвигались подмостки, а публика стоя глядела на игру. В начале II в. стали отделять для сенаторов часть площади перед сценой, и знатные зрители могли сидеть на креслах, принесенных из дому рабами. Попытки построить постоянный театр наталкивались, однако, на противодействие консерваторов. Лишь в 55 г. до н. э. Рим получил свой первый каменный театр, выстроенный известным полководцем Гнеем Помпеем. Места для зрителей возвышались рядами над орхестрой, составлявшей правильный полукруг; однако и орхестра являлась частью зрительного зала: она была отделена для сенаторов. Как и в греческом театре эллинистического времени, актеры играли на высокой эстраде, но римская эстрада была ниже и шире греческой и соединялась боковыми лестницами с орхестрой. В римском театре установились свои традиции. Так, исполнение арий («кантиков») делилось между актером, ограничивавшимся пантомимой, и специальным «певцом», которому принадлежала вся вокальная часть под аккомпанемент флейт. Римские актеры первое время ограничивались гримом и только в конце II в. стали прибегать к маске греческого типа.

Женские роли трагедий и комедий исполнялись, как и у греков, мужчинами; актрисы выступали только в мимах. Социальное положение актеров было невысоким.

Увеличившийся спрос привлекал в Рим драматические и актерские таланты, народилась специализация в отдельных отраслях драмы. К числу поэтов, ограничивших себя комедийным жанром, принадлежит и первый римский автор, от которого дошли цельные произведения, Плавт (умер около 184 г.). Тит Макк (или, как его называли в более позднее время, — Макций), по прозвищу Плавт («плосконогий»), был уроженцем Умбрии, области к северо-востоку от Лациума. Он был профессиональным работником сцены. Время литературной деятельности Плавта относится к концу III и началу II в. до н. э.; точно известны только две даты постановок его комедий — в 200 и 191 гг. До нас дошли— 20 цельных произведений (с отдельными лакунами) и одна пьеса в фрагментарном состоянии.

Плавт работал в области «паллиаты», комедии с греческим сюжетом, переделывая для римской сцены греческие пьесы, главным образом произведения мастеров «новой» комедии, Менандра, Филемона и Дифила. Римские переделки возвращают комедии ее утраченную музыкально-лирическую сторону, но не в виде хоровых партий, составляющих редкое исключение, а в форме арий («кантиков») актеров, их монодий, дуэтов и терцетов. Комедия Плавта строится как чередование диалога с речитативом и арией и является своего рода опереттой. Плавт должен был приспособлять пьесы к мировоззрению, к культурному и эстетическому уровню посетителей публичных игр Рима. Исходя из «новой» комедии, римский драматург ослабляет ее серьезную сторону, вводит элементы буффонады и фарса, приближает свои пьесы к более примитивным «низовым» формам комической игры. Разнообразие форм и стилей сразу же заметно в прологах Плавта. Эти непосредственные обращения к публике служат для разных целей: они сообщают, в случае надобности, сюжетные предпосылки пьесы, заглавие оригинала и имя его автора и почти всегда содержат просьбу о благосклонности и внимании.

Условия римской сцены исключали возможность непосредственной политической или социальной сатиры в комедии; прямые политические намеки попадаются у Плавта чрезвычайно редко. И вместе с тем под оболочкой чужого быта римский зритель наталкивался на темы, становившиеся для него все более актуальными в связи с ростом богатств и распадом устоев патриархальной семьи.

Излюбленная фигура Плавта, раб, представляет собой самую динамичную маску комедии, наименее стесненную в своих поступках, словах и жестах требованиями степенности и пристойности, предъявлявшимися к свободным. Раб — не только носитель интриги, но и средоточие буффонного элемента. Он потешает зрителей шутовством и пародией на высокий стиль. Диалог Плавта имеет буффонный характер: он полон острот, каламбуров, гипербол, не чуждается грубой шутки. Среди комических ресурсов Плавта словесный комизм занимает одно из первых мест.

У Плавта решительно преобладает «подвижной», динамический тип комедии. Плавт ориентируется при этом на более ранние и «низовые» формы комедии.

Цель Плавта – непрерывно возбуждать смех каждой сценой, фразой, жестом. Он придумал структуру комедии, базирующейся на динамики:

Конфликт, условие

Распутывание этого конфликта

Плавт придумывает самые захватывающие интриги. Его герои находятся на авансцене, персонажи разговаривают напрямую с публикой. У Плавта театр очень игровой. Он изобретателен и в плане тематики. Героям Плавта всегда нужны деньги. Впервые появляется образ мужа-подкаблучника (т.к. при браке имущество жены не переходит к мужу, и после развода остается у хозяйки, чего раньше не было!).

 

Примером пьесы с значительным количеством буффонных моментов может служить «Псевдол» («Раб-обманщик»), поставленный в 191 г. Комедия эта принадлежит к типу комедий интриги, богато представленному в репертуаре Плавта. Сюжет — освобождение девушки от власти сводника (стр. 203); интригу ведет главный герой, раб с «выразительным» греко-латинским именем «Псевдол» (Pseudolus; pseudos — по-гречески «ложь», dolus — по-латыни «хитрость»). Псевдол, однако, не простой хитрец и обманщик; он «поэт» своих выдумок, гений изобретательности. Образ изворотливого раба Плавт рисует с большой любовью и делает центральной фигурой многих комедий («Вакхиды», «Эпидик», «Привидение» и др.), но наиболее совершенное воплощение этот образ получает в «Псевдоле».

Эта комедия одна из хрестоматийных. В ней разрабатывается тема освобождения девушки, находящейся в руках сводника.

Экспозиция. Раб Псевдол озабочен угнетенным состоянием хозяина, молодого человека Калидора, который «измучен Венерой», т.е. любовью. Калидор только что получил письмо от своей возлюбленной Феникии, которая принадлежит своднику Баллиону. В письме Феникия, трогательно прощаясь с Калидором, сообщает, что Баллион продал ее за 20 мин македонскому воину, который увезёт её в «далёкий край». У Калидора нет денег, чтобы выкупить девушку, его единственная надежда – раб Псевдол. И тот обещает выручить юношу, он хвастается перед зрителями…

Баллион соглашается продать Калидору девушку за 20 мин. Ему помогает спасти возлюбленную Псевдол. У него нет ничего, кроме решимости, самонадеянности и хитроумия. Героя спасает его величество Случай, из чего Псевдол извлекает наивозможную выгоду.

К дому Баллиона является Гарпаг, раб македонского война, чтобы забрать девушку. Псевдол, выступая под именем Сир, ловко представляется доверенным лицом Баллиона, его ключником. Поскольку Баллиона нет дома, Псевдол (Сир) обещает Гарпагу связать его с хозяином. Псевдолу удается выманить у раба письмо воина и его печать, хотя деньги Гарпаг ему все-таки не решается отдать. Затем в интригу включается раб приятеля Калидора – Харина по имени Симия (означает – обезьяна). Получив инструкции от Псевдола, облаченный в военную форму Симия приходит к Баллиону в качестве посланца македонского воина. Он получает Финикию. Симия заключает пари на 20 мин с Симоном, отцом Калидора, что Псевдол будет посрамлен...

Главный пострадавший – Баллион. Он лишился и девушки, и 20 мин после проигрыша пари Симону. Интрига в комедию, т.е. тайные ходы, - плод хитроумия Псевдола. Он изворотлив и остер на язык.

Плавт зачастую больше дорожит эффектностью и комической силой отдельной сцены, отдельного мотива, чем их местом в композиции целого. Свободная композиция.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...