Поэзия первой половины I века до н.э. Катулл
С конца II в. поэзия утратила то ведущее значение, которое она имела в литературном движении предшествующего периода. Аполитизм, обращенная к узкому кругу «ученость», уклон в сторону тематики частной жизни и личных чувств, культ формы, — все эти черты александрийского направления находят отныне в Риме восприимчивых ценителей. На латинском языке начинают появляться любовные эпиграммы и учено-мифологические поэмы, мимиамбы и идиллии, даже фигурные стихи. Период, когда субъективное «я» впервые становится поэтической темой. Расцвет римского александринизма относится к 50-м гг. I в., когда сторонники этого направления вступают в литературу сплоченным кружком. Поэт и грамматик Валерий Катон, идейный глава школы, затем поэт и оратор, «аттикист» Кальв, Цинна, Катулл — наиболее видные участники новой группировки, в состав которой входило большое количество молодых поэтов, в значительной части своей уроженцев северной Италии. Неотерики (так их называли) выступили с литературной программой, повторяющей принципы Каллимаха. Они отказались от больших форм, эпоса и драмы, и разрабатывали малые жанры — эпиллий, эпиграмму, элегию. Претендуя на «ученость», они выбирали вслед за александрийцами редкие мифы, малоизвестные варианты, насыщали свои произведения темными намеками, скрытыми цитатами и заимствованиями из других авторов. При выборе мифологических сюжетов неотерики отдавали предпочтение таким мифам, в трактовке которых можно было развернуть патетику и даже патологию любовной страсти. Огромное значение придавалось как в легком, так и особенно в «ученом» стиле тщательной отделке формы. Неотерики обогатили римскую поэзию многими доселе неизвестными в ней стихотворными размерами.
При такой требовательности к «ученому» содержанию и к формальной отделке подготовка литературного произведения отнимала много времени. Гай Валерий Катулл (родился в 80-х гг. I в., умер около 54 г.) у современников признавался самым талантливым представителем школы. Катулл был родом из Вероны. Та часть «цизальпинской Галлии», к которой принадлежала Верона, не входила еще в состав Италии и считалась «провинцией», но отец Катулла был состоятельный человек со связями в Риме, и сын получил доступ в знатное римское общество. Значительным событием его личной жизни была сопряженная с тяжелыми переживаниями любовь к женщине, которая фигурирует в его стихах под вымышленным именем «Лесбия». Согласно античному сообщению, под этим псевдонимом скрывается некая Клодия, и многочисленные детали позволяют отожествить героиню Катулла с одной из сестер трибуна-цезарьянца, по всей вероятности с той Клодией, которая известна из речей и писем Цицерона (стр. 337) и которую Цицерон характеризует как «всеобщую подружку» и как особу «не только знатную, но и общеизвестную». Замужем, гетера. Литературное наследие Катулла состоит из трех частей. Это, с одной стороны, большие произведения в «ученом» стиле, с другой, — мелкие стихотворения, «шутки», распадающиеся в свою очередь на две категории, близкие по содержанию, но отличные по стилю и метрической форме — на стихотворения, составленные в элегическом дистихе (эпиграммы, элегии), и так называемые «полиметры», т. е. стихотворения разнообразной метрической структуры. Преобладающее место среди «полиметров» занимает «одиннадцатисложник» (или «фалекиев стих»). Дошедший до нас сборник произведений Катулла скомпонован таким образом, что начало его составляют «полиметры» (пестрые лирические и ямбические размеры), а конец — эпиграммы (элегические двустишия); в центре помещены большие стихотворения. Принцип – пестрота, разнообразие.
«Полиметры» Катулла отличаются резко выраженной субъективной окраской; внешний мир интересует поэта не сам по себе, а лишь как возбудитель субъективных эмоций, динамика которых и является лирической темой. Основное — это шумная вибрация чувств, физическая радость жизнеощущения. В соответствии с античной лирической традицией «полиметры» Катулла почти всегда к кому-нибудь обращены, к друзьям или врагам, к любимой, к неодушевленному предмету, наконец к самому автору, к «Катуллу». Мелкие стихотворения в элегическом размере, эпиграммы и короткие элегии, выдержаны в более спокойных тонах. В эпиграммах центр тяжести перенесен на длительные душевные состояния, которые поэт пассивно констатирует и о которых он может уже размышлять. Но и там и здесь Катулл остается остро субъективным поэтом с одинаковым кругом тем. Одна из важнейших тем — любовная; это в первую очередь стихи о любви к Лесбии. В сохранившемся сборнике они помещены вперемежку с другими стихотворениями, но по существу составляют законченный цикл. Его любовь стремится подняться над уровнем простого чувственного влечения, но для этого нового и неясного еще античному человеку чувства поэт не имеет подходящих слов и образов. Он говорит о «вечном союзе дружбы» (термин, заимствованный из сферы международных отношений), о том, что любил Лесбию «не как чернь подружку, а как отец любит детей и зятьев», пытается разграничить два вида любви, «любовь» (в традиционном античном смысле, т. е. чувственное влечение) и «благорасположение». Он говорит, что не только любит ее (амо=хочу), но она ему и как друг, и как родная (впрочем, не стоит забывать, что друг – это только мужчина, а родная – мать, сестра, дочь). Лирика Катулла оказывается свободной от штампов. Характерно, что образ Лесбии дается только отдельными штрихами, не образующими целостного рисунка: поэт занят главным образом собой и своими чувствами. Вторая основная тема лирики Катулла — насмешка, резкая и беспощадная, всегда персонально заостренная против определенных лиц, на манер древних ямбографов; он сам называет свои насмешливые стихотворения «ямбами». Вполне остается он в традиции античной ямбографии и в смысле выбора объектов для осмеяния и поругания: воровство, разврат, нечистоплотность, физические недостатки и т. п., вот те качества, которые Катулл приписывает осмеиваемым им лицам. В этом же тоне выдержаны нападки на Цезаря и в особенности на одного из агентов Цезаря, Мамурру.
Катулл чрезвычайно внимателен к форме. Полиметры стилизованы иначе, чем эпиграммы. Динамичность полиметров находит выражение в быстром темпе, с которым на протяжении немногих стихов нагнетаются вопросы, ответы, восклицания. Язык имеет интимно-фамильярную окраску: много элементов живой обыденной речи, провинциализмов, эмоциональных слов, ласкательных или непристойно-грубых. В эпиграммах все эти моменты «непосредственного» стиля значительно ослаблены, и преобладает более логическая композиция с чрезвычайно искусным приспособлением движения мысли к ритмическому строю элегического дистиха. «Шутки» Катулла, при всей их кажущейся простоте, представляют собой результат серьезной работы над искусством малой формы. Катулл играет с формой и смыслом текста. Так, он пишет изысканные и изящные тексты про любовь (полиметры) ямбом – частушечным размером. Более крупные произведения относятся по преимуществу к категории «ученой» поэзии, в первую очередь поэзии александрийского стиля. Самым значительным произведением Катулла в стиле высокого пафоса является эпиллий «Свадьба Пелея и Фетиды». Основное внимание уделено изображению настроений, психологическим мотивировкам, описаниям, патетическим речам. Внутри текста есть длинное отступление об Ариадне. «Рамочная» композиция. Сочетание «ученого» стиля с приемами фольклорной песни мы находим у Катулла в эпиталамиях (свадебных гимнах). Катулл внес в поэзию изысканность. Для своего времени он был Пушкиным: научил двусмысленно болтать на латыни о пустяках. Старательная поэзия на случай.
Лирика Горация Квинт Гораций Флакк (65 — 8 гг. до н. э.). Гораций родился 8 декабря 65 г. в Венузии, старинной римской колонии на юге Италии. Отцом его был отпущенный на волю раб, скопивший себе небольшое состояние. Получил образование в Риме. Служил командиром легиона.
С самого начала своей литературной деятельности Гораций выступает как сторонник содержательной поэзии и как мастер стиха, виртуоз метрической формы. Он становится в оппозицию как к безыдейности неотериков, так и к архаистическому преклонению перед древними поэтами Рима, и ориентация на греческих классиков служит для него средством к обновлению идейной поэзии в более изысканном и более современном стиховом и стилистическом облачении. Меценат – друг и покровитель, Гораций посвятил ему около 20 стихотворений. Близость к Меценату ввела Горация в окружение Августа, но поэт старался держаться по возможности дальше от двора. Раннее творчество Горация имеет агрессивно-полемический характер; отливается оно в форму ямбографии или сатиры. Ямбографические стихотворения относятся к 30-м гг. и составляют небольшой сборник, дошедший до нас под заглавием «Эподы» (17 стихотворений). Эподом называлась в античности одна из строфических форм — двустишие, в котором второй стих короче первого. Такие строфы нередко встречались у Архилоха; именно этого классика греческой ямбографии поставил себе образцом молодой поэт. Гораций начинает с политической поэзии, с пылкого протеста против непрекращающихся гражданских войн (7-й эпод). Утопическую сентиментальность он преследует жестокой иронией. Элемент пародии, «перелицовки», комического пафоса придает специфическую окраску всему сборнику, распространяясь также и на любовные стихотворения. Так, в 11-м эподе пародируется сентиментальная любовная элегия. Мотив личной вражды не играет большой роли в эподах; Гораций предпочитает выбирать противников, представляющих общественную опасность. И в выборе тем и в их трактовке заметно стремление подняться над субъективизмом неотериков; в качестве одного из средств объективирования Гораций применяет драматическую форму диалога или монолога, при которой носителем лирической темы становится уже не сам автор, а какое-либо лицо, выведенное им. Однако скоро поэт охладел к ямбографии. Гораздо более продуктивным оказывается Гораций в области сатиры. В римской литературе сатира первоначально представляла смешанный жанр, в который могли войти и комическое и серьёзное, и возвышенное и «низкое». Глубокий мотив сатир - утверждение нравственных ценностей. В течение 30-х гг. он выпускает два сборника сатир — первый около 35/34 г., второй — около 30 г., ставя себе целью обновить жанр Луцилия в соответствии с усложнившимися эстетическими требованиями. Проблема индивидуального счастья становится отныне центральной для всей поэзии Горация. Он создает — в духе учения Эпикура — философию небогатого, но культурного рабовладельца, готового примириться с новой политической системой, поскольку она положила конец гражданской войне и позволяет индивиду без тревог отдаваться личным склонностям и работе над собой. Счастье, по Горацию, — в «золотой середине» (это выражение ему и принадлежит), в довольстве малым, как источнике внутренней независимости и господства над страстями, в безмятежном и умеренном наслаждении благами жизни. Ложные пути к счастью, погоня за мнимыми благами — основной объект сатиры Горация; она направлена против суетных стремлений, корыстолюбия, жажды почестей, тщеславия, непостоянства, зависти.
Предел его стремлений — уединенная и независимая жизнь вдали от городского шума и игры честолюбий. Второй сборник сатир несколько отличен от первого по своему художественному методу. Персональная направленность все более ослабевает, и изложение получает обобщенный характер. Усложняется также и композиция. Во второй книге преобладает диалогическая форма, причем Гораций обычно ограничивается ролью пассивного слушателя, а рассуждение и повествование вкладываются в уста другого лица. Сознательность творчества — характерная черта Горация. Он с большим вниманием относится к теоретическим вопросам. Гораций — поэт мысли и вместе с тем мастер сильного, сжатого слова и четкого, конкретного образа. В 23 г. он выпускает три книги лирических «Стихотворений» (Carmina) – «Оды». Ода» — песня, или лирическое произведение в стиховых формах песни. Гораций переходит к формам монодической лирики. Его образцы теперь — Анакреонт, Сапфо и в первую очередь Алкей, и римский поэт усматривает свое право на литературное бессмертие в том, что он «первый свел эолийскую песнь на италийские лады» («Памятник»). Поборник содержательной поэзии склонен к дидактической позе, традиционной в античной лирике. Стихотворение Горация почти всегда имеет форму обращения: поэт адресуется к некоему второму лицу, и лирическая тема развертывается между авторским «я» и «ты» адресата; другие формы — монолог или диалог — попадаются лишь в виде исключения. Никто, кроме Мецената, не удостаивается больше чем одного обращения. Обращение почти всегда содержит в себе некое волеизъявление или совет. Группа «увещательных» стихотворений, лирика размышления. Проблематика истинного счастья. Любовная лирика Горация не выходит за пределы поэзии легких увлечений. В его сборнике мелькает много женских фигур, почти не имеющих индивидуальных черт. Дружеские приветы, и утешения, увещания и напутствия составляют ту лирическую сферу, которая получает у обычно сдержанного Горация более интимный колорит. Особую категорию составляют оды на политические и социальные темы. В цикле од, выдержанных в торжественном, несколько «пиндаризирующем» стиле (так называемые «римские оды», III, 1 — 6), Гораций выступает как пропагандист религиозных и моральных реформ в консервативном духе, возвещенных Августом. Большое значения имела тема скоротечности жизни. Она звучит в стихотворении Горация «Памятник», 30-ой оды 3 книги. Ода построена как обращение к Мельпомене, музе поэзии и песни. Разносторонность содержания и его высокий идеологический уровень, новизна и многообразие стиховых форм, пластичность лирически оживленных образов, сжатая выразительность стиля, развивающая в немногих словах большое богатство словесной энергии — таковы достоинства горацианских од. Оды – наиболее весомая часть наследия Горация; они собраны в 4 книгах – их всего более 100. Оды Горация – воплощение его политической философии. В них отзываются главные обстоятельства социальной борьбы в Риме. В 20 г. выходит книга его «Посланий». У Горация письмо становится литературным жанром. Некоторые стихотворения представляют собой действительные письма, но в большинстве случаев конкретная ситуация письма является лишь предлогом для высказывания мыслей и настроений. Рассуждения на темы философии сливаются с показом личности автора в многообразных жизненных ситуациях. Книга «Посланий» — значительный шаг вперед в смысле искусства изображения внутренней жизни индивида. К последнему десятилетию жизни Горация относится также вторая книга «Посланий», посвященная вопросам литературы. Она состоит из трех писем. Первое (около 14 г.) обращено к Августу, касается вопросов литературной политики. Но наиболее полное изъяснение теоретических взглядов Горация на литературу и тех принципов, которым он следовал в своей поэтической практике, мы находим в третьем письме, в «Послании к Писонам», получившем впоследствии — еще в античные времена — наименование «Науки поэзии» (Ars poetica). «Наука поэзии» — как бы теоретический манифест римского классицизма времени Августа. Гораций избирает своим теоретическим руководителем Неоптолема, который признавал за поэзией как учительное, так и развлекательное значение и считал техническую выучку столь же необходимой для поэта, как и талант. Идеал Горация –прозрачность, простота, логика. Точный расчёт, умение трудиться над словом – залог литературного успеха. Один из важнейших вопросов - отношение к эллинскому наследию. Поэт против слепого копирования всего греческого. Он предлагает осваивать его. Гораций не проходит и мимо темы «Поэт и критик». Он не приемлет критиков-лицемеров, льстецов; он за истинного знатока, полезного для серьёзного поэта. В общей сложности в «Посланиях» более 20 стихотворений.
Творчество Вергилия Литературный поворот от неотериков к «классическому» стилю. Публий Вергилий Марон (70 — 19 гг. до н. э.), самый прославленный поэт императорского Рима. Одна из классических фигур; был при власти. Принадлежал к кружку Мецената – министр культуры и пропаганды. Вергилий вышел из низов свободного населения северной Италии. Вергилий родился (15 апреля 70 г.) около города Мантуи. Первоначальное образование он получил в соседней Кремоне, затем в Медиолануме (Милане), культурном центре северной Италии, а в конце 50-х гг. переехал в Рим совершенствоваться в реторике и науках. Молодые годы Вергилия проходили под двояким идейным влиянием. С одной стороны, его увлекала неотерическая поэзия, и он составлял лирические стихотворения в «новом» стиле. Другое влияние исходило от широко распространившейся в эти годы эпикурейской школы. В сочетании «ученого» и чувствительного александринизма с идеалом тихой жизни на лоне природы создалось первое значительное произведение Вергилия, его сборник — «Буколики» (около 42 — 39 гг.). Римский поэт воспроизводит жанр пастушеских идиллий Феокрита; в собрании сочинений Феокрита насчитывалось десять чисто «буколических» произведений, и из такого же числа стихотворений, так называемых «эклог», состоит сборник Вергилия. Используя пастушескую маску для поэзии любовного томления, Феокрит изображал пастухов с известным оттенком иронии, с подчеркнутым превосходством культуры автора над примитивизмом его фигур. Пастухи Вергилия — совершенно условные фигуры для произнесения нежных и чувствительных стихов на любую тему, и действительность может вступать в самые причудливые сочетания с буколическим миром. Его пастухов нередко называли «литературными пастухами», хотя на деле поэзия Феокрита также была рассчитана не на пастухов, а на горожан. «Буколики», составлявшиеся в один из самых острых моментов гражданской войны, знаменовали бегство из действительности в идеальный мир «аркадцев», предающихся любви и поэзии. Этот мир свободен от тех пороков, в которых моралисты конца республики упрекали римское общество, от стремления к богатству и власти, но он свободен и от всяких гражданских обязанностей. «Буколик» отражает переход от полисного человека к человеку времен империи. «Буколики» отражали политику Октавиана по повышению нравственности. Бытовой материал пастушеской жизни играет у римского поэта гораздо меньшую роль, чем у Феокрита, и подан очень нечетко. Нереальность обстановки акцентирована географическим смешением: «аркадцы» оказываются на берегах североиталийского Минчио. На первый план выступает эмоционально-патетическая сторона буколической песни, интенсивность внутреннего переживания. Как типичный «ученый» поэт, Вергилий в самых широких размерах пользуется поэтическим материалом своих предшественников. Сохраняет он обычно и традиционную рамку пастушеского диалога или монолога, чаще всего состязания в пении, при котором состязающиеся либо произносят большие стихотворения, либо перебрасываются короткими двустишиями или четверостишиями. Характерная для Феокрита ироническая подача любовного томления заменена напряженной эмоцией страсти, сложными переливами чувств, и любовное излияние переходит в тона трагического пафоса. Пейзаж и настроение составляют единое целое. Знаменитая четвертая эклога обращена к Асинию Поллиону (стр. 366), консулу 40 г., одному из покровителей Вергилия и вдохновителю его в занятиях буколической поэзией. Автор призывает пастушескую Музу «петь о более важных предметах» и в торжественно-туманном стиле оракула возвещает наступление новой эры; она связана с предстоящим в текущем 40 г. рождением некоего мальчика, будущего властителя мира, обрисованного одновременно человеческими и божественными чертами и несущего с собой конец железного века и начало золотого. В тематическом плане выделяются две группы эклог: В первой действуют пастухи Вторая группа – аллегорическая. В ней прославляются преимущества мирной трудолюбивой жизни, высказана благодарность Августу, вернувшему Вергилию поместье.
На материале буколической фикции Вергилий создал лирику нового типа; в этом значение «Буколик» для мировой литературы. Октавиану и Меценату адресована дидактическая поэма «Георгики» («О земледелии»). «Георгики» состоят из четырех книг: первая посвящена хлебопашеству, вторая — разведению деревьев и в частности культуре винограда, третья — скотоводству, четвертая — пчелам. Дидактическая задача Вергилия состояла не столько в изложении агрономической дисциплины, сколько в проповеди нравственной ценности земледельческого труда, в показе его радостей, в прославлении сельскохозяйственной деятельности как специфической формы жизни. Высокая роль труда.
Вергилий писал игривые поэтические вещи. Его поэзия иронична по отношению к ученой. Самый благопристойный латинский поэт. Умный и тонкий, циничный. Appendix vergiliana – приложение к Энеиде. «Комар» - эпиллий. Обращение к Октавию (8-ой сын). Что характерно для творчества Вергилия, он дает здесь пышный список всего того, что он не описывает. Герой – антифеоритческий пастух. Использует каталог – упорядочивание бытия, экзерсизы. Пример: список кораблей у Гомера. Каталогу всегда предшествует обращение к музам. Музы дают вдохновение, поэт – полупроводник. Каталоги свидетельствуют о качестве поэтического текста. «Завтрак» - идиллия. Большое значение уделялось запахам. Каталог в данном случае – это то, что растет на огороде. Это произведение – пример фальшивой простоты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|