Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 7: Общественный строй древнерусского государства




В рабском (феодальном) обществе различие классов фиксировалось в сословном делении населения и сопровождалось установлением особого юридического места в государстве для каждого класса. Поэтому классы рабского, феодального и крепостнического общества были также и особыми сословиями.

В 882 году посредством объединения Ильменских славян и полян образовалась Киевская Русь – раннефеодальное государство. Его общественный строй включал в себя ТРИ уклада:

1) Пережитки патриархально-родовых отношений

2) Рабовладельческий уклад

3) Феодальный уклад

В Древнерусском государстве можно выделить класс феодалов, класс феодально-зависимых крестьян, монашество и другие.

Феодалы – это господствующий класс, их звали «князья», «бояре». К древнерусской знати относились лучшие и старейшие люди, «огнищане». Основные пути формирования класса феодалов:

1) Превращение феодала в верхушку дружины князя, которая в последствии отрывается от княжеского двора и оседает на полученной от феодала земле.

2) Зажиточные общинники, разбогатевшие ремесленники, купцы

3) Верхушка княжеских слуг

Так на Руси складываются отношения вассалитета т.е. система отношений, существующих между феодалами разных ступеней – высшими и низшими. Высшие – сюзерены, низшие – вассалы. Для Древнерусского государства сюзереном являлся Великий Князь.

Феодально-зависимое население образовывалось в результате:

1) Превращения рабов (холопов) в крепостных

2) Закабаления

3) За некоторые виды преступлений

4) Рядовичи, т.е. в результате заключения договора

ВИДЫ:

СМЕРДЫ

Первоначально все население Руси носило название «смерды», что означало человек. По мере социального расслоения общества, слово «смерды» стало обозначать в первую очередь крестьян. Они могли иметь свою частную собственность, вести свое хозяйство.

ЗАКУПЫ

Это разорившиеся смерды, которые обратились за помощью к князю, брали у него деньги («купу»), и становились экономически зависимыми. Закуп жил и работал в хозяйстве феодала. Его работа там рассматривалась в качестве уплаты процента по долгу и не освобождала от основного долга. «Русская правда» содержит целый устав о закупах, который гласит, что если закуп уйдет без разрешения господина, то он превращается в холопа.

ХОЛОПЫ (рабы, челядь)

Эти люди не являлись субъектами права, их правовое положение было сродни вещи – их можно было по своему усмотрению купить, продать, убить. Источниками холопства были плен, рождение от холопа, наказание за некоторые виды преступлений (например, злостное банкротство)

ПАТРОНИРУЕМЫЕ ЛЮДИ

Патронат – это система феодальной защиты и принятия под покровительство более слабого человека более сильным и богатым. Виды патроната:

1) закладники (городские и сельские жители, которые находились под покровительством светских феодалов)

2) прикладники (зависимые от духовенских феодалов)

3) задушные люди (холопы, отпущенные по завещанию – «духовной грамоте»)

4) прощенники (феодально-зависимые крестьяне, которые получили прощение всех своих долгов)

5) изгои (были выгнаны из общины за проступки)

6) изверги (лица, добровольно покинувшие общину)

 

Вопрос 8: Органы власти и управления древней Руси. Князь, княжеский совет, феодальные съезды. Вече и его место в системе органов власти

Форма государственного устройства (территориальная структура)

Древнерусское государство являясь единым государством, не было централизованным и монолитным. Оно представляло собой сложное политическое образование, состоящее из отдельных земель, которые отличались друг от друга по уровню экономического развития. Таким образом, древнерусское государство – это комплекс княжений, во главе которых находился Киевский князь, которому подчинялись наместники (посаженные князья), платившие дань.

Государственный аппарат

Князь – великий князь – глава государства, осуществляющий власть главным образом в Киевской земле на территории, населенной полянами. В начальные период в его функции входило организация дружины и командование ими, сбор дани и осуществление внешней торговли. В последующее время он стал заниматься наймом иноземных войск (варягов, степных кочевников), укреплением границ, строительством городов и замков, законодательная деятельность, организация судебных органов и назначение местной администрации.

При князе был организован Совет, куда первоначально входила верхушка дружины и представители родоплеменной знати. Со временем дружина стала оседать на полученной от князя земле и состав органа стал изменяться. В него стали входить бояре, представители высшего духовенства, а также высшие дворовые слуги.

Компетенция Совета:

1) Вопросы войны и мира(князь+совет)

2) Обсуждение и издание новых законов

3) Судебная

4) Решение административных, военных и финансовых вопросов

В отсутствие князя или в случае его смерти Совет становился основным органом власти, который решал все вопросы внутренней и внешней политики, устанавливал власть будущего правящего князя. Совет не был постоянно действующим органом, а являлся лишь периодически созываемым князем совещанием.

Феодальные съезды созывались правящими князьями в особых случаях по вопросам общегосударственного значения. Кроме общих съездов созывались съезды в отдельных землях. В компетенцию съезда входило объявление войны и заключением мира, издание новых законов и т.д.

Наиболее ярким примером может служить съезд в Любиче 1097 году, где было принято решение о том, что после смерти правящего князя княжеский стол будет переходить по наследству старшему сыну.

Никакой периодичности в созыве съездов не было, они созывались по мере надобности. Созвать их мог всякий, кто обладал достаточной силой и влиянием. Общерусские съезды созывали великие князья. Их компетенция не была определена никакими нормами. Князья не всегда исполняли решения съездов.

 

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь. В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин. Управление на местах осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князьями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руково­димые тысяцкими, сотниками и десятскими. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления, которая превратилась в военно-административную систему. Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения).

В своей деятельности князь опирался на совет, состоявший из бояр и “ княжих мужей ”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли тиуны и старосты. Со временем эти дворцовые управители превраща­ются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства. В этот момент десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной, при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику). Складывались два центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса фео­дальной раздробленности.

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание (вече).

Определяется компетенция веча: решались вопросы налогообложения, обороны города и организации военных походов, избирались князья (в Новгороде). Исполнительным органом веча был совет, состоявший из "лучших людей" (городского патрициата, старейшин). Органом местного крестьянского самоуправления оставалась терри­ториальная община (вервь). В ее компетенцию входили земельные переделы (перераспределение земельных наделов), полицейский надзор, налогово-финансовые вопросы, связанные с обложением податями и их распределением, решением судебных споров, расс­ледование преступлений и исполнение наказаний.

Становление, княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княгиней Ольгой была проведена "налоговая" реформа: были установлены пункты ("погосты") и сроки для сбора дани, ее размеры (уроки). В начале XI в. князем Владимиром установлена "десятина", т.е. налог в пользу церкви, в XII в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующий кабально-долговые и заемные отношения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...