Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема




Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации

5 курса заочной формы обучения

Института педагогики и психологии

специальность "Социальная педагогика"

 

 

Кострома 2011


Содержание

Введение

Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема

1.1 Сущность понятия "одаренность"

1.2 Особенности саморегуляции одаренного ребенка

Глава 2. Изучение влияния процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию

2.1 Трудности социальной адаптации одаренного ребенка

2.2 Влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

 

Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития каких-либо способностей человека.

Одаренность бывает различной, но общим для одаренных детей является потребность в знаниях. Они любят умственный труд. Это эмоциональные, часто вспыльчивые, с повышенной познавательной активностью дети. У одаренных детей врожденное повышенное чувство юмора. Чаще у таких детей особая речь. Их особенная моторика или восприятие отличает их от других детей. У большинства из них высокая самооценка и здесь следует преодолевать барьер "зазнайства". Немаловажная проблема, стоящая на пути развития одаренного ребенка это особое восприятие окружающего мира, а также общество, в котором он растет.

У одаренных школьников уже на ранних этапах школьного обучения возникают трудности, связанные с тем, что у них достаточно рано формируется зона особых интересов - на школьные предметы, которые по ряду причин оказываются за пределами этой зоны, у такого ребенка просто не остается ни времени, ни желания.

Многие родители хотят видеть своего ребенка таким, как все. В результате страдают не только сами родители, но и дети, для которых становится главным не выделяться, не выглядеть "белой вороной". Все это крайне отрицательно сказывается на их самооценке, а, в конечном счете, на формирование личности.

Проблема личностного развития, одаренных детей приводит к трудностям общения с окружающим обществом, в дальнейшем к социальной некомпетенции. Сверстники и учителя ощущают постоянное интеллектуальное давление со стороны талантливых детей, те же в свою очередь чувствуют недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. Сверстники его не понимают и часто над ним насмехаются.

Одаренный ребенок нуждается в помощи организации его жизнедеятельности. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаружат какую-то неточность, стараются быть всегда правыми. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи одаренным детям, является проблема волевых навыков или шире - саморегуляция.

Развитие человека как личности осуществляется всесторонне и целостно в единстве его физических и духовных сил. Волевые навыки формируются и развиваются в деятельности и общении. Эти развития и изменения носят возрастной характер.

Развитие человека в социальном отношении характеризуется главным образом усложнением отношений с людьми, обществом в целом.

По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в "группу риска", наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков.

Как бы ни был одарен ребенок, он остается ребенком, нуждающимся в учении. Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Необходима профессиональная помощь специалистов, воспитателей детских садов, учителей, социальных работников. Талантливым детям необходимо особое воспитание, специальные индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

Проблемами выявления одаренности, воспитания и обучения одаренных детей занимаются такие психологи, социологи и педагоги всего мира, как Натан Семенович Лейтес, доктор психологических наук; израильский психотерапевт Эрики Ландау; Кэрол Тэкэкс - профессор университета Кливленда в США; кандидат психологических наук, профессор, Юркевич Виктория Соломоновна и многие другие не менее известные ученые.

Особенно актуальна обозначенная проблема для деятельности воспитателей и учителей, социальных педагогов и психологов, на плечи которых ложится вся тяжесть работы по выявлению, воспитанию, обучению и устранению причин и условий, способствующих асоциальному развитию одаренного ребенка, причин его девиантного поведения.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за самореализацию существует.

С учетом значимости проблемы была сформулирована тема курсовой работы "Саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации".

Цель исследования: охарактеризовать влияние процесса саморегуляции одаренного ребенка на социальную адаптацию.

Для достижения цели исследования определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия "одаренность";

2. Проанализировать особенности саморегуляции одаренного ребенка;

3. Охарактеризовать трудности социальной адаптации одаренного ребенка;

4. Изучить влияние процесса саморегуляции на социальную адаптацию одаренного ребенка.

Объект исследования: социальная адаптация одаренного ребенка

Предмет исследования: саморегуляция одаренного ребенка как условие социальной адаптации


Глава 1. Саморегуляция одаренного ребенка как социально-педагогическая проблема

 

1.1 Сущность понятия "одаренность"

 

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия одаренность.

В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова одаренность - талантливость, даровитость, та или иная степень ее [39, 225].

Одаренный - человек с богатой природой, обладающий какими-нибудь свойствами, качествами, способностями. Человек с богатым воображением. Очень талантливый, даровитый человек. Он очень одарен.

Б.М. Теплов определяет одаренность как своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в той или иной деятельности [38, 152]:

под способностями понимаются индивидуальные психологические особенности, отличающие одного от другого;

способностями называются не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности;

понятие способность не сводится к тем знаниям, умениям, навыкам, которые выработаны у данного человека.

Д.Б. Богоявленская рассматривает одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1, 48].

По определению А.И. Доровского одаренность - это совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей [16, 67].

В.С. Юркевич рассматривает одаренность как индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности [44, 56].

Произнося словосочетание "одаренные дети", мы подчеркиваем тем самым, что существует особая группа детей, качественно отличающаяся от сверстников. Совсем иной аспект проблемы высвечивается при другом словосочетании - "детская одаренность", здесь проявляется принципиально иная психолого-педагогическая проблема, где одаренность предстает уже не как исключительность, а как потенциал, дар природы.

Ученые выделяют различные формы проявления одаренности, к ним относятся [26, 64]:

.   Социальная одаренность, ее называют лидерской, она не вызывает беспокойства ни в школе, ни в семье.

2. Художественная (музыкальная, изобразительная, сценическая) одаренность изучена больше всего.

.   Психомоторная одаренность представляет собой исключительно спортивные способности.

.   Академическая одаренность проявляется в необычных способностях учиться, что сопутствует отличной специализации в будущем.

.   Интеллектуальная одаренность - это способность анализировать, сопоставлять факты, мыслить. В семье это умник или умница, в школе это отличник. Иногда такой ребенок учится на отлично только по одному - двум предметам, и не успевает по остальным.

.   Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и в нешаблонном мышлении. Но до достижения поставленной цели, как правило, не дотягивают и слывут "неудачниками". Они всех раздражают уже в детстве, в семье и в школе. Необходимо вовремя заметить и помочь такому ребенку.

Но, как показывает Ю.В. Василькова, существует и скрытая одаренность, к этой категории относятся [8, 123]:

.   Фанатики - дети, увлеченные каким-то одним делом. В последнее время появилось много компьютерных фанатиков, для которых школа является помехой.

2. Лентяи - впитывают любую информацию, но не хотят применять ее на деле.

.   Скромники - дети с заниженной самооценкой, стремятся не демонстрировать себя.

.   Невротики или психопаты, которые постоянно конфликтуют в семье и с окружающими их людьми.

.   Чудаки или странные - это спокойные мягкие дети, которым чужды любые конфликты.

Важно, чтобы об этой скрытой одаренности знали в семье, так как этим детям нужна помощь взрослых, родителей, социальных педагогов, воспитателей.

Одаренность определяется, как правило, тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим познавательным развитием, психологическим развитием и физическими данными [26, 173].

Опережающее познавательное развитие проявляется уже на раннем этапе жизни. Еще в трехлетнем возрасте одаренные дети с легкостью могут следить одновременно за двумя или более происходящими вокруг событиями. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире, такие дети очень любопытны, обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении, владеют необычайной внимательностью.

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, отсюда исходит любовь к коллекционированию.

Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы, чаще всего привлекает внимание окружающих к одаренному ребенку.

Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренного ребенка отличает повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна.

Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе, так как большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с "низким порогом отключения", то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ.

Однако в силу небольшого жизненного опыта одаренные дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться самостоятельно. В данном случае необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз [26, 122].

Говоря о физическом развитии можно отметить, что существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый - это тощий, маленький, бледный "ботаник" в очках. Другой же говорит нам, что одаренные дети выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Но если расширить диапазон определения, для того чтобы включить все разнообразие одаренности и избежать социальных и культурных предубеждений стандартного тестирования, можно увидеть, что физические характеристики одаренных детей столь же разнообразны, как и сами дети.

Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическим движением гораздо более связан с возрастом и обычно не так развиты, как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать или клеить может быть гораздо труднее, чем вычитать или складывать, а писать может быть сложнее, чем читать или говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка [34, 35].

Замечено, что талантливых людей отличает очень высокий энергетический уровень и довольно низкая продолжительность сна.

В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие характеристики [26, 57]:

.   Развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.

2. Широкая система личных ценностей: устанавливают высокие требования к себе и окружающим и быстро откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

.   Яркое воображение. Все дети в возрасте от 2 до 5 лет не могут различить реальность и фантазию, однако у одаренных детей это выражено особенно ярко, они настолько развивают и раскрашивают свои фантазии, что буквально сживаются с ними. Такое воображение рождает несуществующих друзей, желанных братика или сестренку, яркую, фантастическую жизнь. Уже, будучи взрослыми людьми многие из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход. Нет различия между реальностью и фантазией.

4. Чувство юмора, является одной из наиболее важных черт для внутреннего равновесия одаренного человека.

.   Преувеличенные страхи и повышенная чувствительность, как результат неуемного воображения.

.   Недостает эмоционального баланса, одаренный ребенок нетерпелив и порывист.

.   Эгоцентризм проявляется в любом толковании событий и явлений, происходящих с одаренным ребенком дошкольного возраста.

Данные психологические характеристики рождают ряд проблем одаренных детей.

Несоответствие учебной программы (скучная, неинтересная) требованиям и способностям одаренного ребенка приводит к нарушениям в поведении таких учеников, отсюда возникает неприязнь к школе.

Такая проблема как игровые интересы приводит к изоляции одаренного ребенка, он уходит в себя, и все это от того, что одаренным детям не нравятся игры сверстников со средними способностями, они ему не интересны.

Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму (приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений), особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными.

Высокий интерес к таким явлениям как смерть, загробная жизнь, религиозные верования приводит к погружение в философские проблемы.

Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием мешают реализовать лидерские качества одаренных детей, так как они часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста, уступая последним в физическом развитии [26, 163].

Изучая причины уязвимости одаренных детей, американский ученый Уитмор привел следующие факторы [26, 164]:

.   Стремление к совершенству (перфекционизм). Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Они не успокаиваются, не достигнув высшего уровня. Свойство это проявляется весьма рано.

2. Ощущение неудовлетворенности. Такое отношение к самим себе связано с характерным для одаренных детей стремлением достичь совершенства во всем, чем они занимаются. Они очень критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка.

.   Нереалистические цели. Одаренные дети часто ставят перед собой завышенные цели. Не имея возможности достичь их, они начинают переживать.

4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. В результате такие дети считаются гиперактивными, отвлекающимися.

.   Потребность во внимании взрослых. В силу природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.

.   Нетерпимость. Одаренные дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

В "Рабочей концепции одаренности" одаренность представлена как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Таким образом, одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [33]. Такое определение позволяет определить одаренность как системное качество, включающее мотивацию, направленность личности, уровень саморегуляции.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...